Транспортное судно для плавания в ледовых условиях

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскмх

Соцкалнстмческкх

Республик .

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и 906784 (S1) Дополнительное к авт. свкд-ву— (22) Заявлено 02.06.80 (21) 2935025/27 — )1 с присоединением заявки №вЂ” (23 ) П риоритет— (5t)M. Кл..

В 63 В 35/02

В 63 Н 5/16

3Ьсудэрствеииый комитет

СССР

Опубликовано 23.02 82. Биэллетеиь № 7

Дата опубликования описанию 23.02.82 ио делам изобретений и открытий (53) УДК 629.124..791 (088.8) Н. Т. Деревянченко, В. Г. Павленко и Е. М. Сиротки

/I

Новосибирский институт инженеров водного транспор/а (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В ЛЕДОВЫХ

УСЛОВИЯХ

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к транспортным судам для плавания во льдах.

Известно транспортное судно для плавания во льдах, содержащее корпус с носовой и кормовой оконечностями, на котором смонтирован узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса (1) .

Недостатком известного транспортного судна является малая надежность в работе и большое сопротивление его движению при отсутствии битого льда.

Цель изобретения — повышение надежности работы транспортного судна и уменьшение сопротивления его движению при отсутствии битого льда. . Поставленная цель достигается тем, что узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса содержит клин, выполненный из двух расположенных под утлом друг к другу и смонтированный в носовой оконечности с возможностью вертикального перемещения при помощи кинематической передачи, а также привод вертикального перемещения клина, при этом угол, образованный балками клина, выполнен расходящимся в сторону кормовой оконечности, обе балки клина расположены симметрично по обе стороны от диаметральной плоскости и установлены под углом к плоскости ватерлинии, а шири- на клина меньше ширины корпуса судна.

Кроме того, кинематическая передача содержит две бортовые тяги и одну тягу, 10 расположенную на форштевне, а также трособлочную проводку, при этом бортовые тяги одними концами шарнирно связаны с бортами, а другими концами шарнирно связаны с концами балок клина, обращенными

35 в сторону кормовой оконечности, а тяга, расположенная на форштевне, шарнирно связана с последним и с носовой частью клина, при этом трособлочная проводка связана

20 с упомянутыми концами балок клина и с носовой частью последнего, На фиг. 1 изображено транспортное судно, вид сбоку; на фиг, 2 — вид А на фиг. 1 (вид снизу на судно); на фиг. 3

906784 разрез b — b на фиг. 2 (поперечное сечение балки клина) .

Транспортное судно для плававания во льдах содержит корпус с носовой оконечностью 1 (кормовая оконечность с винторулевым комплексом не показана), на котором смонтирован узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса. Узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса содержит клин, выполненный из двух расположенных под 1О углом друг к другу балок 2. Клин смонтирован в носовой оконечности судна с воэможностью вертикального перемещения при помощи кинематической передачи. В узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса входит также привод вертикального перемещения клина. Угол, образованный балками клина, выполнен расходящимся в сторону кормовой оконечности, обе балки 2 клина

-расположены симметрично по обе стороны от диаметральной плоскости судна и установлены под углом к плоскости ватерлинии.

Кинематическая передача содержит две бортовые тяги 3 и одну тягу 4, расположенную на форштевне 5, а также трособлочную

25 проводку, имеющую тросы 6 и 7 и блоки

8 и 9. Бортовые тяги 3 одними концами связаны шарнирами 10 с бортами, а друт.ими концами связаны шарнирами 11 с концами а балок 2 клина, обращенными в сторону кормовой оконечности. Тяга 4, расположенная на форштевне 5, шарниром 12 связана с последним и шарниром 13 связана с носовой частью б клина. Тросы 6 и 7 трособлочной проводки заведены через блоки 8 и 9 и одними концами связаны с

35 приводом вертикального перемещения клина (с брапптилями, которые не показаны), а другими концами связаны с концами а балок клина и соответственно с носовой

40 частью б последнего, Каждая балка 2 клина содержит лобовую профилированную поверхность 14, нижнюю плоскость 15 и поверхность 16, спрофилированную по форме носо вых обводов судна. Для фиксации клина в нижнем рабочем положении имеется талреп 17, связанный с трособлочной проводкой. Носовая часть б клина фиксируется от поперечных смещений при помощи планки 18. приваренной к форштевню 5 и выполненной сопрягаемой с пазом в, выполненным в носовой части а клина. Высота профиля клина 1э равна трем толщинам льда, в котором предполагается эксплуатация судна. Иирина В клина меньше ширины В габ. судна.

Нижняя часть тяги 4 фиксируется от вертикальных перемещений с помощью проу пин 19. приваренных к корпусу, и пальца

20, проходящего через тягу 4 и проушины. ф

Для фиксации клина в походном положении имеется талреп 21 ..

Транспортное судно эксплуатируется следующим образом.

В нижнее рабочее положение балки 2 клина подтягиваются двумя тросами 6 через блоки 8 с помощью брашпиля и затем фиксируются с помощью талрепов 17. Последняя часть клина фиксируется от поперечных смещений с помощью планки 18, входящей в паз в клина, Балки 2 клина располагаются при этом ниже ватерлинии на 0,1 — 0,2 осадки Т судна под углом с(. около 5 к плоскости ватерлинии. Битый лед, встречающийся на пути судна, отводится балками 2 в стороны от винто-рулевого комплекса.

Перемещение в походное положение балок

2 клина осуществляется следующим образом: ослабляется талреп 17, вынимается палец

20, снимается талреп 17, ослабляется трос

6, клин под собственным весом опускается, тросом 7 через блоки 9 брашпилем клин подтягивается в походное положение и фиксируется талрепом 21.

Фиксация балок клина в двух положениях позволяет осуществлять работу транспортных судов в битом льду при опущенном клине ниже ватерлинии, обеспечивая защиту движительно-рулевого комплекса и паспортные характеристики жидкости судна в летний период при расположении клина в походном состоянии. Балки клина не требуют конструктивного изменения в корпусе судна и могут быть установлены на сушествующих серийных судах, эксплуатация которых предполагается в условиях продленного периода навигации.

Модельные испытания показали надежность ледов ой защиты движи тел bHQ- рулев ого комплекса при работе в битом льду на переднем ходу. Путем варьирования угла клина и высоты балок его, расположения их по глубине относительно конструктивной ватерлинии для модели рейдового толкача длиной 24 м достигнуто оптимальное значение параметров узла, обеспечивающего защиту движительно-рулевого комплекса от попадания льда. При скорости 10 — 13 км/ч в битом льду толщиной 20 см и сплоченностью

5 баллон попадание льда к движительно рулевому комтшексу составляет около 5%, цля корпуса без узла ледовой защиты около 70%, т.е. применение узла 11едовой зашиты значительно сокращает вероятность поломки движительно-рулевого комплекса и повьппает надежность работы судна в целом.

Формула иэобретения

906784

1. Транспортное судно для плавания в ледовых условиях, содержащее корпус с носовой и кормовой оконечностями, на котором смонтирован узел ледовой защиты винторулевого комплекса, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности в работе и уменьшения сопротивления движению его при отсутствии битого льда, 10 узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса содержит клин, выполненный из двух расположенных под углом друг к другу балок и смонтированньй в носовой оконечности с возможностью вертикального перемеще- 15 ния при помощи кинематической передачи, а также привод вертикального перемещения клина, при этом угол, образованный балками клина, выполнен расходящимся в сторону кормовой оконечности, обе балки клина рас- 20 положены симметрично по обе стороны от диаметральной плоскости и установлены под углом к плоскости ватерлинии, а ширина клина меньше ширины корпуса судна.

2. Судно поп. 1, отличающеее с я тем, что кинематическая передача содержит две бортовые тяги и одну тягу, расположенную на форштевне, а также трособлочную проводку, при этом бортовые тяги одними концами шарнирно связаны с бортами, а друтими концами шарнирно связаны с концами балок клина, обращенными в сторону кормовой оконечности, а тяга, распо. ложенная на форштевне, шарнирно связана с последним и с носовой частью клина, при этом трособлочная проводка связана с упомянутыми концами балок клина и с носовой частью последнего.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У 388958, кл. В 63 Н 5/16, 11.06.71 (прототип).

306784

Составитель В. Старых

Техред М.Тенер

Корректор О. Ьилак

Редактор Т, Кугрышева

Тираж 463 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 484/20

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4