Плавучий транспортный док

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсиик

Соцнаяистимжиик

Респубпнн

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

906788 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22)Заявлено 05.06.80 (21) 2935339/27 — 11 с присоединением заявки М (23) Прнорнтет— (51)M. Кл.

В 63 С 1/02

3Ъеударстееиный комитет

СССР аа делам изобретений и открытий

Опубликовано 23,02 82. Бюллетень М 7

Дата опубликования описания 23.02.82 (53) УД К 629.128..72 (088.8) Л. М. Гилев, А. А. Животовский, А. И. 3axapoy-Э. С, Попов и В. И. Семагин

1 (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) ПЛАВУЧИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ДОК

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к плавучим тран. спортным докам.

Известен плавучий док, содержащий понтон со стапель-палубой, башни с балластными; отсеками и присоединенные к доку водоизмещающие понтоны (11.

Недостатком указанного плавучего дока является большая ширина его с присоединенными к нему водоизмещающими понтонами, что не обеспечивает проводку его по участкам водного пути с ограниченной шириной, в частности проводку через шлюзы.

Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является плавучий транспортный док, содержащий понтон со стапель-палубой, башни с балластными отсеками и неподвижно присоединенный к оконечности дока водоизмещающий понтон с приспособлением для крепления его к доку (21.

Недостатком этого плавучего дока является невозможность проводки его по участкам водного пути, имсюшил» ограниченную длин) например через шлюзы, что является ре, зультатом наличия неподвижно присоединенного к оконечности дока водоизмещающего понтона.

Цель изобретения — улучшение проводки судов по внутренним водным путям, в условиях меняющейся глубины и длины фарватера.

Указанная цель достигается тем, что в оконечности дока, в средней части по его высоте, выполнена ниша, нижняя ограждаю10. щая стенка которой расположена ниже ватерлинии дока в грузу на величину, превышающую осадку водоизмещающего понтона порожнем, а размеры ниши не менее соответствующих размеров водоизмещающего

15 понтона; в оконечности дока смонтировано приспособление для крепления водоизмещающего понтона в нише.

Для уменьшения осадки дока го периметру ниши, в районе сопряжения водоизме20 щающего понтона с оконечностью дока размещено . уплотнение.

С целью снижения трудоемкости центровки водоизмещающего понтона с доком и

906788 предотврашепия смещения указанного понтона в поперечном к доку направлении, от воздействия внешних усилий, в оконечности дока и на сопрягаемой с ней части понтона выполнено центрирующее приспособление.

На фиг. 1 изображен док с присоединенным к его оконечности водоизмещающим понтоном и с удаленным из него водяным балластом, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, водоиэмещаюищй понтон отсоединен от до- t0 ка, забалластирован и находится в погруженном положении; на фиг. 3 — то же, водоизмещающий понтон отсоединен, балласт из него удален, понтон на плаву; на фиг. 4 то же, водоизмещающий понтон размещен в нише; на фиг. 5 — то же, при выводе дока в верхний бьеф; на фиг. 6 — элемент сцепного и центрирующего приспособления оконечности дока с водоиэмещающим понтоном; на фиг. 7 — сечение А — А на фиг. 4; на фиг. 8 — вариант исполнения дока с уплотнением между оконечностью дока и водоизмещающим понтоном (водоизмещающий понтон присоединен к оконечности дока, из понтона удален балласт, ниша частично заполнена водой), вид сбоку; на фиг. 9 — то же, из ниши удален водяной балласт; на фиг. 10 — тоже, водоизмещающий понтон отсоединен от дока, забалластирован и находится в погруженном положении; на фиг. 11 — то же, водоизмещающий понтон отсоединен, балласт из него удален, понтон на плаву; на фиг, 12 — то же, водоизмещающий понтон размещен в нише„íà фиг. 13 — то же, что и на фиг. 9, при выводе дока в верхний бьеф; на фиг. 14—

35 торцовое образование оконечности дока; на фи". 15 -- торцовое образование водоизмещающего понтона, сопрягаемого с торцовым образованием оконечности дока; на фиг. 16— вид F. фиг, 11. ф)

Плавучий транспорный док состоит из понтона 1 со стапель-палубой, башен 2 с балластными отсеками и присоеДиненного к оконечности дока водоизмещающего понтона 3 с приспособлением для крепления его к

45 доку. В оконечности дока, в средней части но его высоте выполнена ниша 4, имеющая верхнюю 5, бортовые 6, торцовую 7 и нижнюю 8 ограждающие стенки. Нижняя ограждающая стенка 8 расположена ниже ватерлинии 9 дока в грузу при осадке Т на величину, превьппающую осадку Т,э водоизмещаюшего понтона 3 порожнем, а размеры ниши 4 выполпе достаточными для размещения в пей водоизмещающего понтона 3. 55

Б окопе шости дока смонтировано приспособление пля крепления водоизмещающего попгона 3 к о:опсчностп дока, состоящее из запорных элементов 10, укрепленных на торцовом образовании дока, входящих в зацепление с запорными элементами 11, укрепленными на сопрягаемой с ним стенке 12 водоизмещающего понтона 3, и прижимного механизма. Последний выполнен в виде гидродомкратов 13, одним концом соединенных с водоизмещающим понтоном 3, а другим концом — с торцовой стенкой 7 ниши 4, или в виде гибкой связи 14, одним концом укрепленной на водоизмещающем понтоне 3, а другим концом соединенной с размещенной на доке лебедкой 15.

В оконечности дока смонтировано приспособление для крепления водоизмещающего понтона 3 в нише 4, выполненное в виде гидродомкратов 13, одним концом соединен- ных с водоизмещающим понтоном 3, а другим концом — с торцовой стенкой 7 ниши

4, или в виде гибкой связи 14, одним концом укрепленной на водоиэмещающем понто- не 3, а другим концом соединешюй с размещенной на доке лебедкой 15. При этом гибкая связь 14 проходит через ролик 16, укрепленный на торцовой стенке 7 ниши 4 на высоте от нижней ограждающей стенки 8 ниши 4 меньшей, чем высота водоизмещающего понтона 3.

В оконечности дока и на сопрягаемой с ней части водоизмещающего понтона 3 имеется центрирующее приспособление, состоящее., например, из выемки 17, выполненной на укрепленных на торцовом образовании запорных элементах 10, и иэ взаимодействующего с ней выступа 18, выполненного на укрепленных на стенке водоизмещающего понтона

3 запорных элементах 11.

По периметру ниши 4, в районе сопряжения водоизмещающего понтона 3 с оконечностью дока, размещено уплотнение, состоящее из уплотнительной эластичной проклад- ки 19. Оно размещено в горизонтальной части между торцовым образованием дока и торцовой стенкой 12 водоиэмещающего понтона 3, а в вертикальной части — на высоте выступающего над поверхностью 9 водной акватории водоизмещающего понтона 3, между фла щевыми образованиями 20 бортовых стенок 6 ниши и фланпевь1ми образованиями 21 торцовой стенки 12 водоизмещающего понтона 3.

Шлюзовая камера 22 содержит верхнюю голову 23 шлюза и шлюзовые ворота "4 нижней головы 25 шлюза с уровнем верхнего бьефа 26. В верхней голове ? 3 пшюза установлены шлюзовые ворота 27.

Плавучий транспортный лок ра Ьп ае т еле, iующим образом.

9067

Для проводки плавучего транспортного дока, осадка Т которого превышает глубину водного пути, обеспечивающую безопасную проводку дока, водоизмещающий понтон 3, путем приема в него водяного балласта, погружают до осадки Т, при которой запорные элементы 10, укрепленные на торцовом образовании оконечности дока размещаются над запорными элементами 11, укрепленными на сопрягаемой с ним стенкой 12 водоизме- 10 щающего понтона 3. Водоизмещающий понтон 3 подводят к торцовому образованию оконечности дока и частично удаляют из него балласт с таким расчетом, чтобы при всплытии его запорные элементы 10 дока 15 вошли в зацепление с запорными элементами

11 понтона 3, а выступ 18 запорного элемента 11 вошел в выемку 17 запорного элемента 10.

Такое положение запорных элементов обеспечивает центровку водоизмещающего понтона 3 с доком и предотвращает смещение водоиэмещающего понтона 3 в поперечном доку направлении от воздействия внешних усилий. 25

С помощью прижимного механизма, выполненного в виде гидродомкрата 13 или в виде гибкой связи 14 и лебедки 15, водоизмещающий понтон 3 прижимают к торцовой оконечности дока, что обеспечивает фиксацию понтона 3 в неподвижном положении относительно дока и обжатие уплотнительной эластичной прокладки 19 по периметру ниши 4 в районе сопряжения торцового образования дока и торцовой стенки 12 понтона 13. Пос35 ле присоединения понтона 3 к оконечности дока и уплотнения ниши 4 в ней находится объем воды V<, которому соответствует глубина h< ниши, превышающая осадку Т водоизмещающего понтона 3. Из него удаля40 ют водяной балласт и по мере его удаления, перемещением балласта в доке, удифферентовывают док на ровный киль, вследствие чего док с присоединенным к нему водоиэмещающим понтоном 3 и размещенным в

45 нише 4 объемом воды всплывает, соответственно подъемной силе понтона 3, и имеет осадку Тд. Затем из ниши 4 удаляют заключенный в ней объем Vводы,,и по мере ее удаления, перемещейием балласта в доке, удифферентовывают док на ровный киль, вследствие чего док, с закрепленным к нему водоизмещающим понтоном 3, дополнительно всплывает до осадки Т, при которой обеспечивается проводка дока по фарватеру с ограниченной глубиной.

При проводке дока по участкам водного пути с ограниченной длиной, например через шлюз, док с присоединенным к его оконеч88 6 ности водоизмещающнм понтоном 3 вводят в шлюзовую камеру 22, размещая водоизмещающий понтон 3 у верхней головы 23 шлюза, при этом часть оконечности дока размещается за пределами шлюзовых ворот

24 нижней головы 25 шлюзовой камеры 22.

В объем ниши 4 принимают воду, по мере приема которой перемещением балласта в доке удифферентовывают его на ровный киль, вследствие чего док с присоединенным к нему водоизмещающим понтоном 3 погружается до осадки Т4. Далее водоизмещающий понтон 3 освобождают от воздействия прижимного механизма, погружают путем пвиема в него водяного балласта, и ниша

„заполняется водой;. по мере балластирования водоизмещающего понтона 3 погружающийся док удифферентовывают на ровный киль.

При погружении водоизмещающего понтона 3 до осадки Т>, не превышающей глубины hg шлюзовой камеры 22, запорные элементы 10 дока выходят из зацепления с запорными элементами 11 водоизмещающего понтона 3 и док погружается до осадки Т, не превышающей предельной глубины шлюзовой камеры 22. Ниша 4 заполняется водой на глубину Ь,1 от днищевой ограждающей стенки

8 до поверхности 9 водной акватории.

После этого иэ водоизмещающего понтона

3 удаляют водяной балласт для всплытия его до осадки Т порожнем меньшей, чем глубина h4 воды в нише 4, и при этой осадке вводят в нишу 4; водоизмещающий понтон

3 балластируют до посадки его на днищевую ограждающую стенку 8, а находящаяся в нише 4 вода вытесняется. Приспособлением для крепления, выполненным в виде гидродомкрата 13 или в виде гибкой связи 14 и лебедки 15, водоизмещающий понтон 3 крепят в нише 4, после чего из него удаляют водяной балласт с одновременным удифферентованием дока на ровный киль, вследствии чего док всплывает до осадки Т .

После этого док вводят полностью в шлюзовую камеру 22, закрывают шлюзовые ворота 24 нижней головы 25 шлюза, шлюз вую камеру 22 заполняют водой до уровня

26 верхнего бьефа, открывают шлюзовые ворота 27 и док вводят в верхний бьеф.

Если глубина верхнего бьефа достаточна для проводки дока с осадкой Т, то док выводят из шлюзовой камеры 22 при этой осадке. Если же глубина верхнего бьефа недостаточна для проводки дока с осадкой

Т6, водоизмещающий понтон 3 выводят из ниши 4 и крепят к оконечности дока в последовательности, изложенной выше, и док с осадкой Т выводят в верхний бьеф.

906788!

О от него, Формула изобретения

1, Плавучий транспортный док, содержащий понтон со стапель-палубой, башни с балластными отсеками и присоединенный к оконечности дока водоизмещающий понтон

Работа плавучего транспортного дока без уплотнения в сопряжении между торцовым образованием дока и водоизмещающим понтоном 3 по периметру ниши 4 осуществляется аналогично изложенному для плавучего транспортного дока с уплотнением между доком и понтоном 3 по периметру ниши 4.

В этом случае осадка Тт дока с присоединенным к нему понтоном 3, без уплотнения по периметру ниши 4 в районе их сопряжения, превышает осадку Т дока с присоединенным к нему понтоном 3 с уплотнением по периметру ниши 4 в районе их сопряжения, что обусловлено потерей плавучести за счет находящейся в нише 4 15 воды, объем которой соответствует глубине

h Э от поверхности 9 водной акватории до днищевой ограждающей стенки 8 при осадке T дока.

Предлагаемый транспортный док повышает судэпропускную способность внутренних водных магистралей за счет возможности проводки его по мелководным фарватерам и по участкам пути с ограниченной длиной, например через шлюзы, и снижает трудоемкость по креплению водоизмещающего понтона 3 к оконечности дока и по отсоединению с приспособлением для крепления его к доку,отличающийся тем, ITo, с целью улучшения проводки судов по внутренним водным путям, в условиях меняющейся глубины и длины фарватера, в оконечности дока, в средней части по его высоте, выполнена ниша, нижняя ограждающая стенка которой расположена ниже ватерлинии дока в грузу на величину, превышающую осадку водоизмещающего понтона порожнем, а размеры ниши не менее соответствующих размеров водоизмещающего понтона; в оконечности дока смонтировано приспособление для крепления водоизмешающего понтона в нише.

2.Докпоп,1, отличающийс я тем, что, с целью уменьшения осадки дока, по периметру ниши, в районе сопряжения водоизмещающего понтона с оконечностью дока размещено уплотнение, З.Докпопп.1и2, отличаюшийся тем, что, с целью снижения трудоемкости центровки водоизмещающего понтона с доком и предотвращения смещения указанного понтона в поперечном к доку направлении, от воздействия внешних усилий, в оконечности дока и на сопрягаемой с ней части водоизмещающего понтона выполнено центрирующее приспособление.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 625966, кл. В 63 С 1/02, 25.10.76.

2. Авторское свидетельство СССР N 689886, кл. В 63 С 1/02, 28.03,78 (прототип).

906788

10 /Ó Рог. Я дуб

Фиа 1б

Составитель В. Солодкий

Техред М.Рейвес Корректор A. Гриценко

Редактор И. 11иколайчук

Тираж 463 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб,, д. 4/5

Заказ 484/20

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4