Устройство для управления гребным винтом регулируемого шага и двухступенчатым редуктором
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскии
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДИтЕЛЬСТВЮ
906791 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.03.80 (21) 2897229/27 — 11 с присоединением заявки М— (23) Прморктет— (5l)M. К,л.
В 63 Н 21/22
В 63 Н 3/10
Государстмнный комитет
СССР до делам изобретений и открытий
Опубликовано 23.02.82 Бюллетень Ля 7
Дата опубликования описания 23.02.82 (53) УДК629.12..84 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Н. Громов, Я. Г. Каплунов и В. А. Баранов, — -=
/
/ (71) Заявнтель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРЕБНЫМ ВИНТОМ
РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА И ДВУХСТУПЕНЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ
Изобретение относится к автоматизации управления судовыми силовыми установками.
Известно устройство для управления гребным винтом регулируемого шага (ВРШ) и двухступенчатым редуктором, имеющим электромагнитные муфты и соединяющим электродвигатель с гребным винтом, содержащее задатчик шага, блок включения режима работы с коммутатором на выходе и последовательно соединенные датчик шага винта, блок формирования сигнала управления и гидропривод изменения шага винта (1) .
Недостатком устройства является возможность ошибок судовождения, которые могут привести к аварийной ситуации.
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Эта цель достигается тем, что устройство снабжено подключенными своими входами к датчику шага винта сигнализаторами переднего и заднего хода, выход последнего подключен к входу блока включения режима работы, а коммутатор выполнен на логических элементах, причем входы его подключе
2 ны к выходам сигнализаторов переднего и заднего хода и задатчику шага винта, а выходы: один — к дополнительному входу блока формирования сигнала управления, а друтой — к электромагнитным муфтам двуступенчатого редуктора.
На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит задатчик 1 шага винта, датчик 2 шага винта, блок 3 форми ,рования сигнала управления, гидропривод 4 изменения шага ВРШ, сигнализаторы переднего 5 и заднего 6 хода, коммутатор 7, выполненный на логических элементах, элек. тродвигатель 8, двухступенчатый редуктор 9 и блок 10 включения режима работы.
Устройство работает следующим образом.
Для придания судну определенной скорости хода судоводитель устанавливает задатчик
1 шага ВРШ в положение, соответствующее требуемому утлу разворота лопастей ВРШ.
Выходной сигнал задатчика 1, пропорциональный установленному положению, через коммутатор 7 поступает в блок 3 формирова90679
25 ния сигнала управления одновременно с сигналом датчика 2 шага ВРШ, соответствующего текущему углу разворота лопастей. По . разности сигналов задатчика 1 и датчика 2 в блоке 3 формируется релейный сигнал управления, воздействующий на гидропривод
4 изменения шага ВРШ. Последний разворачивает лопасти ВРШ до момента сведения разности к нулю. Создание и изменение скорости переднего хода судна может проис- т(1 ходить путем установки нужного угла поворота лопастей при двух значениях чисел оборотов ВРШ, обеспечиваемых электродвигателем 8 с постоянными оборотами с помощью двухступенчатого редуктора 9. Переключение ступеней редуктора 9 производится электромагHHTHbIMH муфтами. Повышенное число оборотов ВРШ, получаемое при подаче сигнала на электромагнитные муфты редуктора 9, позволяет достичь большей скорости хода и форсированно изменять ее от полного переднего до полного заднего или наоборот, что требуется при движении судна в условиях повышенной опасности, например в узкостях или тумане. Однако основная часть процесса управления ВРШ осуществляется на пониженных оборотах, соответствующих переключению на другую ступень редуктора при обнулении сигнала, подаваемого на электромагнитные муфты, благодаря этому обеспечивается более эконо мичный режим хода.
Для перехода на этот режим при следовании передним ходом судоводитель включает блок 10 включения режима работы. По сигналу этого блока коммутатор 7 отключает задатчик 1 шага ВРШ от блока 3 формирования сигнала управления. Это соответствует заданию нулевого разворота лопастей
ВРШ. Лопасти автоматически устанавливаются в нулевое положение, при котором упор
40 маршевого движителя уменьшается до нуля, что соответствует снятию нагрузки с вала
ВРШ. Ло тех пор, пока лопасти ВРШ не установились в нулевое положение, сигнализатор 5 переднего хода по положительному знаку угла лопастей ВРШ вырабатывает сигнал, который через коммутатор 7 подается на электромагнитные муфты редуктора 9, и переключения на пониженные обороты не происходит. Безударное переключение ступеней редуктора произойдет в момент, когда лопасти BPIIl установятся в нулевое положение, благодаря чему обратится в ноль выходной сигнал сигнализатора 5 переднего хода. После переключения задатчик 1 шага 55 винта автоматически подключается к блоку
3 формирования сигнала управления, разворачивзя лопасти BPIJI на угол, соответству1 4 ющий положению задатчика 1, но уже при пониженных оборотах.
При необходимости установления форсированного режима движения на заднем ходу, например, при внезапном возникновении перед судном препятствия судоводитель переводит задатчик 1 шага винта в положение, при котором разворотом лопастей ВРШ направление упора маршевого движителя меняется на йротивоположное. При переходе лопастей ВРШ через нулевое положение по отрицательному знаку угла лопастей срабатывает сигнализатор 6 заднего хода, выходной сигнал которого через коммутатор 7 подается на электромагнитные муфты редуктора 9 и приводит к безударному переключению редуктора на повышенные обороты ВРШ.
Одновременно этот сигнал отключает блок
l0 включения режима работы.
Для переключения редуктора 9 с пониженных на повышенные обороты ВРШ при движении судна передним ходом судоводителю достаточно перевести задатчик шага винта в положение заднего хода и вновь установить его в прежнее положение.
Предложенное устройство обладает повышенной функциональной надежностью, исключает ударные нагрузки в редукторе BPHI при любых действиях судоводителя, упрощает действия судоводнтеля и снижает загрузку при управлении в условиях повышенной опасности.
Формула изобретения
Устройство для управления гребным винтом регулируемого шага и двухступенчатым редуктором, имеющим электромагнитные муфты и соединяющим электродвигатель с гребным винтом, содержащее задатчик шага, блок включения режима работы с коммутатором на выходе и последовательно соединенные датчик шага винта, блок формирования сигнала управления и гидропривод изменения шага винта, о т л и ч а ю ш ее с я тем, что, с целью повышения надеж ности, оно снабжено подключенными своими входами к датчику шага винта сигнализаторами переднего и заднего хода, выход последнего подключен к входу блока включения режима работы, а коммутатор выполнен на логических элементах, причем входы его подключены к выходам сигнализаторов переднего и заднего хода и задатчику шата винта, а выходы: один — к дополнительному входу блока формирования сигнала управления, а другой — к электромагнитным муфтам двухступенчатого редуктора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство С((Р N" 575268, кл. В 63 Н 21!22, В 63 H 3/10,1975, (прс тотиттт.
90б791
Составитель С. Марфина
Техред Т.Маточка Корректор О. Билак
Редактор И, Николайчук
Заказ 484/20
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 463 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5