Домкрат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

З.А.Сапожников и А.И.Гулько

f

Киевскии филиал Проектно-технологического

/ института "Энергомонтажпроект" (7l ) Заявитель (54) ДОМКРАТИзобретение относится к грузоподьемной технике и может быть применено при монтаже оборудования на разяичных предприятиях.

Известен домкрат, содержащий перемещающиеся относительно друг друга корпус и рейку, а также привод (lj .

Однако известный домкрат обладает большим весом и габаритами.

Целью изобретения является повышение эффективности домкрата путем уменьшения его веса и габаритов.

Поставленная цель достигается тем, что привод содержит эксцентриковый вал, на котором размещены по крайней мере два зубчатых элемента,входящих в зацепление с рейкой, и приспособление для предотврашения вт поворота зубчатых элементов, причем

Эксцентриковый вал посредством тяг соединен с корпусом.

Кроме того приспособление для предотвращения от поворота зубчатых элементов содержит шпоночно-пазовый

2 диск, размещенный между зубчатыми элементами.

На фиг. 1 изображен предлагаемый домкрат, вид сбоку; на фиг. 2 - раз" рез A-А на фиг. 1;- на фиг.3 - разрез

Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез

В-В на фиг. 2; на фиг. 5 — вид Г на фиг. 3.

Домкрат содержит рейку 1, выполненную в виде стойки с пятой 2. По рейке 1 перемещается корпус 3, снабженный головкой 4 и грузоподьемной лапой 5. В лапе 5 вмонтирована ось

6, на которую насажены тяги 7. Другой стороной тяги надеты на эксцентрикрвый вал 8. На эксцентричных шейках

9 - 11 вала насажены зубчатые элементы 12 и 13. Крайние зубчатые элементы 12 расположены на одной оси симметрично относительно зубчатого зле мента 13. На зубчатых элемен1ах 12 и

13 нарезаны зубья, зацепляющиеся с зубьями рейки 1.

3 9069

Вал 8 установлен в тягах 7 и зубчатых элементах 12 и 13 с возможностью вращения. Между зубчатыми эле. ментами 12 и 13, с обеих сторон зубчатого элемента 12, расположены диски 14. Каждый диск 14 снабжен шпоноч ными выступами 15, входящими в паз

16, имеющийся на зубчатом элементе

13, и выступами 17,охватывающими зу чатые элементы 12. Вал 8 снабжен ко- 10 ническим зубчатым колесом 18, находящимся в зацеплении с конической шестерней 19. Шестерня 19 вращается в опоре 20, прикрепленной к тягам 7.

На конце шестерни 18 размещена ру- 15 коятка вращения 21. Зубчатые элемен,ты 12 и 13 попеременно входят в зацепление с рейкой 1, служа при этом опорой эксцентрикового вала 8, который, поворачиваясь в этой опоре,под- щ нимает через тяги 7 корпус 3. Одновременно вал 8 поднимает и вводит в зацепление зубчатый элемент ранее выведенный из зацепления с рейкой 1.

Положение зубчатого элемента, нахо- 25 дящегося в зацеплении с рейкой, определяется зубьями рейки. Зубчатый элемент, вышедший из зацепления с рейкой, удерживается от поворота дисков 14, который, благодаря пазам и щ выступам позволяя зубчатым элементам

12 и 13 перемещаться друг относительно друга, препятствует поворачиванию одного зубчатого элемента относительно другого.

При вращении эксцентрикового вала

О в сторону, противоположную стрелке (фиг. 1), домкрат опускается. При подъеме и опускании груза зубчатые элементы 12 и 13 поджимаются к рей- 40 ке 1 тягами 7. При подъеме и опускании домкрата без груза поджатие зубчатых элементов 12 и 13 к рейке 1 осуществляется пружиной 22. Для ус-. корения подъема и опускания домкрата без груза эксцентриковый вал вращают рукояткой, одеваемой на его конец.

Изобретение позволяет уменьшить габариты и вес последующих передач, 50 так как при передаче движения эксцентриковым валом с зубчатыми элементами за один оборот вала груз поднимается лишь на двойную величину эксцентриситета шеек, на которых си55 дят зубчатые элементы. Таким. обра, зом, эксцентриковый вал с зубчатыми элементами является понижающим пе22 4 редаточным механизмом, что уменьшает необходимое передаточное отношение последующей передачи и передаваемый ею крутящий момент.

Кроме того, дважды за каждый оборот эксцентрикового вала в зацеплении оказываются все зубчатые элементы одновременно, что полностью исключает возможность самопроизвольного опускания домкрата, позволяет дополнительно уменьшить вес передаточного механизма и безопасной рукоятки вращения за счет уменьшения коэффициента запаса.

Предлагаемое конструктивное решение дает возможность уменьшить изгибающий момент от груза, воздействующий на корпус и рейку, благодаря на.личию тяг, величины консоли, на которой приложена нагрузка, и уменьшению величины выступающей в одну сторону лапы части корпуса.

Кроме того предлагаемая конструкция уменьшает собственный вес домкрата по сравнению с существующими в 1,5-2 раза.

Годовой экономический эффект составляет 88 тыс. руб.

Формула изобретения

Домкрат, содержащий перемещающиеся относительно друг друга корпус и рейку, а также привод, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения его эффективности путем уменьшения веса и габаритов, привод содержит эксцентриковый вал, на котором размещены по крайней мере два зубчатых элемента, входящих в зацепление с рейкой, и приспособление для предотвращения от поворота зубчатых элементов, причем эксцентриковый вал при помощи тяг соединен с корпусом.

2. Домкрат по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что приспособление для предотвращения от поворота зубчатых элементов содержит шпоночнопазовый диск, размещенный между зубчатыми элементами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Базанов А.ф. Подъемно-транспортные машины. M., изд-во литературы по строительству, 1969, с. 78, рис. 44,2 (прототип).