Предохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.03.80 (21) 2898816/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

Е01 Н 5/09

F 16 D 7/06

Государственный комлтет

СССР (53) УДК 624.144..5 (088.8) Опубликовано 23.02.82. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 23.02.82 по делам нзовретеннй н открытий (72) Авторы изобретения

А. Н. Иванов, Б. Н. Касинов, О. В. Лучкин и И. И. Мо

Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к дорожным машинам, а именно к роторным снегоочистителям.

Известна предохранительная муфта роторного снегоочистителя, содержащая долумуфты, соединенные между собой срезным элементом и встроенные в трансмиссию привода между силовой установкой и рабочим органом (1) .

Однако известная предохранительная муфта не позволяет получить надежного предохранения трансмиссии от перегрузки при превышении крутящего момента выше допустимого из-за трудности сохранения постоянных размеров и конфигурации срезных элементов и изменения пластических деформаций материала элементов при предельных усилиях, кроме того, необходимо заменять срезные элементы после срабатывания предохранительной муфты.

Известна также предохранительная муфта, содержащая связанную с приводным валом ведущую полумуфту и свободно сидящую на валу ведомую полумуфту, шарнирно закрепленный на одной из указанных полумуфт рычаг с выполненным на другой полумуфте скосом (2) .

Недостатком известной предохранительной муфты является сложность включения ее в рабочее состояние из-за необходимости преодолеть усилие пружины, воздействующей на зацепление втулки со скошенной поверхностью.

Целью изобретения является повышение эффективности предохранительной, муфты путем упрощения ее включения.

Для достижения этой цели предохранительная муфта снабжена шатуном, шарнир но закрепленным на рычаге и подпружиненным относительно последнего, а на оси шарнира, соединяющего шатун и рычаги, закреплена рукоять включения устройства.

На фиг. 1 изображен роторный снего15 очиститель, снабженный предохранительной муфтой, вид сверху; на фиг. 2 — вид на предохранительную муфту со стороны поперечного карданного вала с частичным вырывом; на фиг. 3 — разрез по оси предохра20 нительной муфты; на фиг. 4 — вид на предохранительную муфту со стороны цепного привода питателя; на фиг. 5 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 6 — разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг. 7 — вид с частичным вырывом на предохранительную муфту в рабочем

907142

Формула изобретения

4S

S0 положении; на фиг. 8 — то же, в момент начала поворота шатуна относительно рычага; на фиг. 9 — то же, в выключенном положении.

Предохранительная муфта 1 встроена в трансмиссию роторного снегоочистителя 2, имеющего силовую установку 3 и рабочий орган 4, и содержит ведомую полумуфту 5, жестко связанную, например, с валом 6 ведущей звездочки привода шнеков, ведущую полумуфту 7 со скошенными упорами 8, свободно сидящую на том же валу и шарнирно связанную, например, с поперечным карданным валом 9, рычаги 10, смонтированные на цапфах ll и 12 и прижимаемые к упорам 13 пружинами 14, шатуны 15, жестко связанные с осью 16 и шарнирно — с рычагами IO и имеющие на концах ролики 17, и пружины 18, концы которых закреплены на шатунах 15 и рычагах IO. Шатуны 15 имеют выступы 19. (цапфы l I и !2 и упоры 13 жестко связаны с ведомой полумуфтой 5, причем одна из цапф, например 12, выполнена эксцентричной. Концы осей 16 продлены наружу за пределы замкнутого пространства, образованного полумуфтами 5 и 7, сквозь отверстия 20 в диске полумуфты 5, уплотненные, например, подпружиненными шайбами 21 и имеющие на свободных концах рукояти 22 и 23, связанные между собой стержнем 24. Диск ведущей полумуфты 7 имеет смотровые окна 25, закрытые крышками 26.

Работа предохранительной муфты осуществляется следующим образом.

Ведущая полумуфта 7, вращаясь в направлении, показанном стрелкой на фиг. 2, передает крутящий момент ведомой. полумуфте 5 скошенными поверхностями упоров 8. Вектор давления N в контакте упора 8 с роликом 17 создает момент, отжимающик шатун 15 относительно оси 16 по часовой стрелке (фиг. 2) в одно из крайних его положений до упора в рычаг 10, а всю рычажношатунную систему в целом стремящийся повернуть относительно цапфы, например 11, против часовой стрелки. Последнему препятствует натяжение пружины 14.

Когда внешний момент преодолевает сопротивление пружины 14, рычажно-шатунная система поворачивается против часовой стрелки относительно цапфы 11, ролик 17 перекатывается по скосу упора 8 и переходит на его скругленный участок (фиг. 8). При этом вектор давления N поворачивается, проходит нейтральное положение, направленное по оси шатуна 15 и затем создает все возрастающий момент, S ю

ss. го

25 зо

3S стремящийся повернуть шатун 15 относительно рычага 10 против часовой стрелки.

Нагруженная сжимающим усилием система шатун 15 — малое плечо рычага 10 теряет устойчивость и складывается, рычаг

IO под действием пружин 14 возвращается в исходное положение, а усилие пружины 18 доводит шатун 15 в другое крайнее положение, ограниченное упором выступа 19 в цапфу 11.

В выключенном состоянии ролика 17 шатуны !5, рукояти 22 и 23 и стержень 24 занимают положения соответственно а, б, в, г, д (фиг. 2, 4 и 9). При этом обеспечивается гарантированный радиальный зазор между упорами 8 и роликами 17.

Для обратного включения предохра нительной муфты поворачивают вручную рукоять 22 либо 23 против часовой стрелки (фиг. 4), преодолевая только незначительный момент от пружины 18.

При сборке предохранительной муфты регулировка одновременного прилегания роликов 17 к скошенным упорам 8 обеспечивается поворотом эксцентричной цапфы 12.

Контроль прилегания осуществляется через смотровые окна 25.

Технико-экономическая эффективность предохранительной муфты достигается за счет снижения времени простоев машины, связанных с включением полумуфт в рабочее положение.

Предохранительная муфта, преимущественно роторного снегоочистителя, содержащая связанную с приводным валом ведущую полумуфту и свободно сидящую на валу ведомую полумуфту, шарнирно закрепленный на одной из полумуфт рычаг с выполненным на другой полумуфте скосом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем упрощения включения, она снабжена шатуном, шарнирно закрепленным на рычаге и подпружиненным относительно последнего, а на оси шарнира, соединяющего шатун и рычаги, закреплена рукоять включения муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 2743538, кл. 37-43, 08.02.52.

2. Авторское свидетельство СССР № 430833, кл. В 02 С 1/02, 07.08.72 (прототип).

907142

Редактор О. Половка

Заказ 533/38

Составитель А. Кузнецов

Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Тираж 556 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1крытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4