Система регулирования поворотно-лопастной гидротурбины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

k (72) Авторы изобретения

Г. С, Киселев и В. А. Матвеев

Г

У

Производственное объединение по наладке, вервенствованмю технологии и эксплуатации электростанций и-еетей....

"Союзтехэнерго" (71) Заяввтель (54) СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ

ГИДРОТУРБИНЫ

Изобретение относится к гидроэнер гетике и может быть использовано в системах регулирования гидротурбин.

Известны системы регулирования поворотно-лопастной гидротурбины, содержащие главный золотник, связанный с полостями сервомотора управления поворотом лопастей рабочего колеса, и блокирующий золотник, снабженный приводом. В этих системах предусмотрен гидроклапан, связанный с блокирующим золотником и обеспечивающий прекращение подвода масла из напорного маслопровода к главному золотнику при среднем его положении для снижения утечек масла .11.

Недостаток известной системы - ограниченная эффективность уменьшения утечек масла из-за соединения главного золотника с напорным маслопроводом через байпасную линию.

Цель изобретения — уменьшение утечек масла.

Для достижения поставленной цели блокирующий золотник включен в линии связи главного золотника с полостями сервомотора, а привод его связан с главным золотником.

На чертеже показана схема предлагаемогой системы регулирования.

Кулачок 1 комбинатора через рычажные связи 2 и гидроусилитель 3 подключен к главному золотнику который линиями 5 и 6 связан с полостями 7 и 8 сервомотора 9 управления поворотом лопастей рабочего колеса 10. Сервомотор 9 снабжен рычагами 11 обратной связи. Блокирующий золотник 12 включен в линии 5 и 6 связи главного золотника 4 с полостями 7 и 8 сервомотора 9 и подключен также к спивному маслопроводу 13.

Привод 14 блокирующего золотника 12 вь.полнен в виде управляющего золотника, подключенного к полости над верхним торцом блокирующего золотника 12 (полос гь под нижним торцом

3 90 этого золотника соединена с напорным маслопроводом 15) и связанного через механизм 16 с главным золотником 4. Механизм 16 может быть выполнен в виде электромагнита с за" щелкой, управляемого от микропереключателей,установленных на главном золотнике. Возможно также выполнение механизма 16 в виде рычажных передач.

При изменении открытия направляющего аппарата турбины происходит поворот кулачка 1 комбинатора, что через систему рычажных связей 2 и гидроусилитель 3 приводит к смещению из среднего положения главного золотника 4. При этом масло под давлением поступает в полости 7 и 8 сервомотора 9, поршень которого, перемещаясь, через механизм поворота изменяет угол установки лопастей ра6очего колеса 10. Возврат главного золотника 4 в среднее положение осу щестЬляется через рычаги 11 обратной грязи, 7292 ф

При повороте кулачка комбинатора, когда главный золотник выходит иэ мертвой зоны, блокирующий золотник

12 переводится в верхнее положение.

При э ом линии 5 соединены с соответствующими линиями 6 и процесс перестановки лопастей рабочего колеса происходит так же, как и в известных системах регулирования. По окончании процесса регулирования, когда главный золотник 4 возвращается в мертвую зону, блокирующий золотник 12 переводится в нижнее положение, показанное на чертеже пунктиром. При этом линии 5 перекрываются тарелками блокирующего золотника 12, а полости 7 и 8 сервомотора через линии

6 соединяются со спивным маслопроводом 13, что обеспечивает снижение давления до минимального значения, Тем самым достигается прекращение утечек масла иэ напорных в безнапорные полости и снижаются утечки масла из нижней полости сервомотора во втулку рабочего колеса.

Из-за наличия определенных перестановочных усилий на лопастях рабочего колеса перемещение поршня сервомотора прекращается еще до достижения нулевого перепада давления между его полостями, в силу чего главный золотник может длительное время находиться в отличном от среднего положении, называемом мертвой зоной. При этом имеют место большие утечки масла из напорных в безнапорные полости, а также утечки масла из нижней полости сервомотора во втулку рабочего колеса, Для существенного снижения проте" чек необходимо по окончании процесса регулирования снизить до минимума давление в полостях сервомотора.

Формула изобретения

Система регулирования поворотнолопастной гидротурбины, содержащая главный золотник, связанный с полостями сервомотора упраВления поворотом лопастей рабочего колеса, и блокирующий золотник, снабженный приво3S дом, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения утечек масла, блокирующий золотник включен в линии связи главного золотника с полостями сервомотора, а привод его связан

40 с главным золотником.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

11 540055, кл. 0 03 В 15/06, 1973

907292

Подписное

Заказ 552/45 Тираж 495

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, W-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Калашников

Редактор В. Иванова Техред И. Гайду Корректор,(}. билак,