Тренажер радиотелеграфиста

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистические республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 90?572 (6E ) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 1l01.80 (21) 2873887/18-12 с нрнсоеаиненнем заявки М (23 } Приоритет

Опубликовано 230282. Ьтоллетень М 7

Дата олубликовання олнсания 230232 (S I ) M. Кл.

Ci 09 В 19/26

G- 09 В 9/00

16еударетеенныб квинтет

СССР ао аелеи нзебретенн!! к вткрытиЯ (53) УДК 681.136. . 51 (088. 8) (72) Авторы изобретения

H.È.Êóäðÿøîâ, А.!О.Чижов и А.К.Соколенко (7I) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА

Изобретение относится к тренажерам рапиотелеграфистов и может быть использовано в качестве устройства для обучения радиотелеграфистов профессиональным навыкам.

Известен тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучаемого, через блок управления соединенный с узлом классификации и отображения причин ошибок и с узлом предъявления акустических образцов функций Уолша, выходы которого через узел логической отработки информации соединены с блоком управления и узлом классификации и отображения причин ошибок (1 J.

И едос -а тком и э в ест ного устройс тва является невысокая эффективность тренажа.

Цель изобретения — повышение эффективности тренажа.

Лоставленная цель достигается тем, что тренажер имеет блок управления .. рсходом к следующей функции

Уолша блок счетчиков и блок отображения характера ошибок, при этом вход блока управления переходом к следующей функции Уолша соединен с одним из выходов узла логической обработки информации, а выход блока управления переходом к следующей функции Уолша связан с информационным входом блока управления, причем один из выходов узла классификации и отображения причин ошибок через блок счетчиков подсоединен к входам блока отображения характера ошибок.

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого тренажера радиотеле15 графис та .

Тренажер радиотелеграфиста содержит блок 1 управления, генератор 2 функций Уолша, коммутатор 3 функций, электроакустический преобразователь

4, коммутатор 5, блок 6 памяти эталонной функции Уолша, блок 7 памяти предъявляемой функции Уолша, блок 8 поразрядного вычитания, детектор .

90757

9 признаков, классификатор 10, блок 11 отображения причин ошибок, пульт 12 обучаемого, блок 13 управления переходом к следующей функции

Уолша, блок 14 счетчиков, блок 15 отображения характера ошибок, информационный вход 16 блока управления.

Узел предъявления акустических образов функций Уолша содержит гене- 1!! ратор 2 функций Уолша, коммутатор 3 функций, электроакустический преобразователь 4 и коммутатор 5.

Узел классификации и отображения причин ошибок имеет детектор 9 признаков, классификатор 10 и блок 11 отображения причин ошибок, Узел логической обработки информации включает в себя блок 6 памяти эталонной функции Уолша, блок 7 памяти предъявляемой функции Уолша и блок 8 поразрядного вычитания.

Блок II отображения причин ошибок и блок 15 отображения характера ошибок конструктивна выполняются в виде информационного табло. Принцип функционирования тренажера состоит в том, что при восприятии звуковых образцов функций Уолша обучаемый может допускать случайные и систематические ошибки.

Для того, чтобы выявить тип ошибки, обучаемому предъявляется одна и та же контрольная функция до правильного ее опознания. При этом

ЗЯ классифицируется и подсчитывается число повторений по причинам ошибок, Тренажер работает следующим образом °

Предварительно, согласно установленньвч правилам, в классификатор 10 вводят решения о причинах ошибок для каждого неправильного ответа. Тренажер работает в двух режимах: в режиме 1 предъявления обучаемому эта|лонной функции Уолша для запомина ния и в режиме !! опознания эталонной функции из ряда предъявляемых функций.

В режиме I сигналом с блока 1 управления коммутатор 5 переводится в такое состояние, при котором вход блока 6 памяти эталонной функции

Ф

Уолша оказывается связаннык с выходом коммутатора 3 функций Уояиа. 5$ .Одновременно другим сигналом с блока 1 управления коммутатор 3 функции

Уолша подключает свой выход,к l.— ìó

2 4 (где 1 1, 2...16) выходу генератора функций Уолша, с которого снимаI ется 1-ая эталонная функция Уолша.

Звуковой образ этой функции обучаемый должен запомнить. При подаче блока управляющего сигнала на вход генератора 2 функций Уолша с 1-ro выхода последнего по созданной цепи в блок 6 памяти эталонной функции

Уолша запишется i-ая функция Уолша.

Кроме того, так как выход коммутатора 3 подключен к электроакустическому преобразователю 4, обучаемый услышит звуковой образ 1-ой функции

Уолша.

В режиме П обучаемому предъявляется ряд функций Уолша, из которого он должен опбзнать ранее заданную ему эталонную. В этом режиме сигналом с блока 1 управления коммутатор

5 подсоединяет блок 7 памяти предьявлчемой функции Уолша к выходу коммутатора 3 функций Уолша. Затем сигналами с блока 1 управления коммутатор 3 осуществляет в определенной последовательности подключение к своему входу j-ro (где j = 1,2...16) выхода rенератора 2 функций Уолша, При этом с генератора 2, запущенного по команде с блока 1 управления, 1-ая функция Уолша будет заноситься в блок 7 памяти предъявляемой функции, причем вновь поступающая j-ая функция будет стирать запись предыдущей (j — 1). Одновременно j-ая функция Уолша будет поступать на вход электроакустического преобразователя 4 и обучаемый может воспринимать звуковой образ этой функции.

Если он считает что 3-а..:!.Ук:.,ня отлична от ранее заданной ему -ой эталонной функции, то он не. нажимает ключ на пульте 12 (не показан) f

В этом случае блок 1 управления выдает команду на коммутатор 3 функций Уолша, по которой он подключит к своему выходу следующий j + 1 выход генератора 2 функций Уолша.

В дальнейшем устройство работает аналогично описанному выше. Если обучаемый примет решение о том, что предъявленная ему 1-ая функция есть 1-ая эталонная функция, то он нажимает ключ на пульте 12. При этом сигналом с выхода пульта 1 2 осуществляется подключение блока 8 поразрядного вычитания к блокам 6 и 7 памяти эталонной и предъявлен907572

Тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучаемого, через блок управления соединенный с узлом классификации и отображения причин ошибок и с узлом предъявления акустических образцов функций Уолша, выходы которого через узел логической обработки информации соединены с блоком управления и узлом классификации и отображения причин ошибок, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, он имеет блок управления переходом к следующей функции Уолша, блок счетчиков и блок отображения характера ошибок, при этом вход блока управления переходом к следующей функции Уолша соединен с одним из выходов узла логической обработки информации, а выход блока управления переходом к следующей функции

Уолша связан с информационным входом блока управления, причем один иэ выходов узда классификации и отображения причин ошибок через блок счетчиков подсоединен к входам блока отображения характера ошибок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе ной функций, а также включение клас- сификатора 10 и блока 14 счетчиков.

Если обучаемый дал правильный ответ, то на выходе блока 8 поразрядного вычитания разность между 5

1-ой функцией Уолша, записанной в блоке 6 памяти, и 1-ой функцией

Уолша, записанной в блоке 7 памяти, будет равна нулю.

При этом в блоке ll отображения причин ошибок высветится "Правильно". Блок 1 управления включит генератор 2 функций Уолша и переведет коммутаторы 3 и 5 в исходное состояние. Тренажер переходит в режим 1, 15 в котором обучаемому предъявляется (i + 1)-ая функция, и все последующие операции повторяются аналогично вышеописанному, Если обучаемый неправильно опоз- 26 нал предъявленную ему контрольную функцию, то на выходе блока 8 поразрядного вычитания разность между

1-ой функцией Уолша, записанной в блоке 6 памяти, и j-ой функцией 25

Уолша, записанной в блоке 7 памяти, не будет равна нулю. Зта разность поступает в блок 13 управления переходом к следующей функции Уолша и на детектор 9 признаков. Блок 13 формирует импульс, который поступает по информационному входу 16 в блок

) управления, запрещая переход к следующей контрольной, и разрешает повторение неправильно опознанной функции Уолша. Детектор признаков

9 выдает сигналы, содержащие признаки допущенных ошибок. Сигналы с выхода детектора признаков 9 поступают на вход классификатора 10„ который принимает рещение о принадлежности допущенной ошибки к одному иэ заранее определенных классов (например, пропуск элементов сигнала в начале, неправильная оценка нн- 45 тервалов между элементами) . Принятое классификатором решение о причинах ошибки отображается на табло блока

ll отображения причин ошибок и поступает в блок 14 счетчиков.

Неправильный ответ по каждой причине ошибок классифицируется и фиксируется в соответствующем счетчике блока 14.

Контрольная функция будет повтор55 но предъявляться для опознания до тех.пор, пока не будет правильно опознана обучаемым.

При правильном опознании функции тренажер снова и реходит. в режим 1 в котором обучаемому предъявляется (i + 1)-ая функция, и все последующие операции повторяются аналогично описанному выше. Работа тренажера заканчивается после того, как обучаемому будут предъявлены все звуковые образцы функции Уолша, После предъявления последней функции Уолша блок 14 подсчитывает число одинаковых ошибок, которые отображаются в блоке 15 отображения характера ошибок. Зто обеспечивает выделе" ние систематических и случайных ошибок °

Использование изобретения позволяет повысить эффективность тренажа радиотедеграфистов за счет выявления случайных и систематических ошибок.

Формула изобретения г

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Ф 2768782/18-1 2 (073455), кл. G 09 В 19/26.

907572

Составитель Балабанов

Редактор В.Лазаренко Техред М.Гергель 1(орректор И.Демчцк

Заказ 598/59 Тираж 474 Лодлисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий !

13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4