Способ определения усилия сцепления стержня с нагреваемой оснасткой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К, АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик ()908480 (61) Дополнительное к авт. свиц ву (22)Заявлено 04,06.80(21) 29З4446/22 02 с присоединением заявки тте (23) Приоритет
Опубликовано 28.02.82. Бюллетень М 8
Дата опубликования описания 23.04.82 (51)М. Кл.
В 22 С 9/10 ф аудеретевнкИ комитет
СССР ле делам «зоеретенне и еткрыткв (53) УЙК 621. .74,08(088.8) е !
С. В. Книпер и А, П. Трухов а (72) Авторы изобретении (7l) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСИЛИЯ СБЕПЛЕНИЯ
СТЕРЖНЯ С НАГРЕВАЕМОЙ ОСНАСТКОЙ
Изобретение относится к литейному производству, в частности к технологии изготовления литейных форм и стержней.
Известен способ определения прилипаемости формовочных смесей к модели, основанный *a определении усилия отрывы образца смеси от поверхности модели, Способ предназначен дпя определения усилия отрыва образца смеси от поверхности модели с целью измерения величины прилипаемости смеси к поверхности модели Ь1
Недостаток данного способа - отсут ствие нагрева образца, что делает невозможным применение способа для смесей, отверждаемых в оснастке, Кроме того, указанный способ позволяет определить только прилипаемость смесей к оснастке в холодном состоянии.
Наиболее близок к предлагаемому по достигаемому эффекту способ определения усилия сцепления стержня с нагреваемой оснасткой, включаквций заполнение оснастки стержневой смесью, нагрев
2 и извлечение стержня. Способ позволяет определить, усилие сдвига образца в кена- греваемой оснастке и получить суммарное значение усилия сдвига, включающее усилйе трения нормального давления сме5 си на оснастку и возникающее при уплотнении образца, а также усилие прилипаем ости 2. .
Недостаток известного способа — от« сутствие возможности определения усиФО лия сцепления стержней с нагреваемой оснасткой.
Цель изобретения — уменьшение действия термических напряжений в стержне в процессе заполнения оснастки смесью.
Поставленная цепь достигается тем, что в способе дпя опредеетения усилия сцепления стержня с нагреваемой оснасткой, .включаккцем заполнение оснастки стержневой смесью, нагрев и извлечение стержня,; в оснастку перед заполнением смесью устанавливают клиновой вкладыш, который удаляют перед извлечением готового стержня.
3 9084
На фиг. 1 схематично изображен образец с клином; на фиг. 2 -то же, без клина, На чертежах показаны клиновый вкладыш 1, стержень 2 и стержневой ящик 3. тт р и м е р . В лаборатории предприятия создано устройство для опробо вания предлагаемого способа. С использованием устройсттта определено усилие сцепления стержня образца, изготовлетт- 10 ного из смеси с фенолспиртом при различном времени отверждения.
Устройство представттяет собой нагреваемую кассету, в которую вставлена оснастка, представляющая собой втулку 15 из чугуна с внутренней цилиндрической поверхностью. Чистота обработки поверхности Ко,0,63. Клиновая вставка выполнена из стали с формовочным уклоном 2О. Диаметр цилиндрической поверх- щ ности оснастки 25 мм, высота 25 мм.
Высота вставки 25 мм, ширина 24,8 мм.
Перед заполнением оснастки смесью, в нее устанавливается вставка. С целью исключения переносов вставки во время, 25 заполнения оснастки смесью в ней выполнено резиновое уплотнение, в которое продета проволочная тяга. Во время под1 (0,67
0,68
0,69
1,56
2,23
2,31
120
2,38
0,71
0,73
150
2,43
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Медведев Я. И., Валисовский И. В.
Технологические испытания формовочных материалов. М., 1973, с. 109.
2. Медведев Я. И., Валисовский И. В.
Технологические испытания формовочных материалов. М., 1973, с. 108.
Предлагаемый способ определения усилия сцепления позволяет по сравнению с существующими способами повысить точ. ность определения усилия сцепления стержня с нагреваемой вставкой в условиях максимально приближенных к технологическомуу ттроцессу.
Формула изобретения
Способ определения усилия сцепления стержня с нагреваемой оснасткой, вклточакиций заполнение оснастки стержневой смесью, нагрев и извлечение стержня, отличающийся тем, что, с целью уменьшения действия термических
80 4 жима оснастки к пескодувной насадке вставка при помощи тяги прижимается к резиновому уплотнению насадки .и вставка фиксируется в вертикальном положении. Стержневая смесь из насадки пескодувной машины под давлением 0,5 МПа задувается в оснастку. Оснастка onyczaeTся, выходит из контакта с насадкой. Клиновая вставка при помощи проволочной тяги вытаскивается из стержневой смеси, заполнившей оснастку. На месте вставки остается щель, которая является зазором между двумя частями стержневой смеси.
Смесь под действием тепла отверждается при этом из пластического в упругое состояние и расширяется. Поскольку ðàñширение происходит во все стороны, то смесь, упираясь в оснастку, деформируется в сторону зазора между ее двумя частями. Зазор полностью компенсирует термическое расширение смеси, не позволяя возникнуть в смеси термическим тапряжениям от затрудненной деформации.
Из таблицы видно, что усилие сцепле» ния образца с нагреваемой оснасткой составпяет 30-40% от общего усилия взаимодействия и не изменяется от времени отверждения.
I напряжений в стержне в процессе запсднения оснастки смесью, в оснастку пе ред заполнением смесью устанавливают клиновой вкладыш, который удаляют перед извлечением готового стержня.
908480
Составитель В. Васехин
Редактор Л. Пчелинская Техред 3. Фанта Корректор Н. Швыдкая
Заказ 3731 Тираж 853 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и. открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4