Устройство для управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистичесиих

Реепубттмтт

< М8626 (6l } Доволнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 07. 03. 80 (21) 2891706/27- 1 1 (5I }lN. Кл. с ярисоединением заявки ЭЙ

В 60 К 20/00

3Ьвуйвратв81ай комитат

СССР ае аиэи изобретения и вткрытя11 (23) Приоритет

Опубли«овано 28. 02. 82. Бюллетень № 8

Лата ояубли«ования ояиеания 02 . 03 . 82 (з}УЛК629 113

=585(088.8) (72} Авторы изобретения

А. П. Ииронов и В. А. Иироне11в

Центральный ордена Трудового К1тасного Знамени уауЧноисследовательский автомобильный и автдмоторный институт (713 Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам рычажного типа для управления коробкой передач транспортного средства.

Известно устройство для управления коробкой передач, содержащее рычаг с рукояткой, установленный в направляющих корпуса и связанный шарнирно со штоком, фиксатор, имеющий подпружиненный полый стержень с буртиком для упора в упомянутый рычаг, и пружину связанную с корпусом (1).

Данное устройство имеет значительные поперечные габариты и требует больших затрат при изготовлении.

Цель изобретения - создание более технологического и компактного устройства за счет упрощения конструкции, а также расширение его функциональных возможностей, Указанная цель достигается тем, что фиксатор расположен между направляющими рычага, пружина, связанная с корпусом, соединена с полым стержнем фиксатора, а шток, с которым шарнирно связан рычаг, расположен перпендикулярно упомянутому стержню.

На фиг. 1 показана коробка передач с устройством для ее управления; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. t; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. -5 — модификация устройства для управления коробкой передач; на фиг. 6 - разрез Г-Г на фиг. 5.

Устройство для управления короб" кой передач (фиг.1) содержит рычаг

1 с рукояткой 2, установленный в кор. пусе 3, жестко связанном штангой 4 с корпусом передач 5. Рычаг 1 по бокам (фиг. 2) имеет цилиндрические соосные выступы 6 и 7, которыми он упирается в корпус 3 через антифрикционные направляющие 8. В этих выступах выполнено ступенчатое сквозное отверстие 9. Нижнее плечо l0 рычага

90862

1 через палец 11 связано с избирательным штоком 12, управляющим штоком с вилками коробки передач.

Устройство имеет фиксатор положения указанного рычага 1, состоящий из полого стержня 13 с буртиком 14 и пружин 15 и 16, первая из которых является пружиной сжатия, а втораяпружиной растяжения, причем усилие пружины 15 больше усилия пружины 16. 1в

Стержень 13 установлен в рычаге 1 в ступенчатом отверстии 9 и упирается в этот рычаг тыльной стороной 17 буртика 14. Торец 18 стержня 13 имеет сферическую поверхность, которой îí 1$ упирается в антифрикционную направляющую 8. Пружина 15 прижимает стержень

13 буртиком 14 к рычагу 1 и сама упирается в этот рычаг через заглушку

19. Пружина 16 с помощью штифта 20 20 связан с корпусом 3, а посредством шплинта 21 — с упомянутым стержнем

13 (фиг. 2j..

Устройство для управления коробкой передач работает следующим обра- И эом.

В нейтральном положении полый стержень 13 фиксатора прижат пружиной 16 к антифрикционной направляющей 8, а рычаг 1 отжат от стержня 13 зв пружиной 15 до упора в его буртик 14.

При избрании передних передач„ не соответствующих нейтральному положению, избирательный шток 12 посредством рычага 1 поворачивают по ходу часовой стрелки (фиг. 2 ) до положения, соответствующего включению передних передач, при этом растягивается пружина 16.

При избрании реверса шток 12 нос-. редством рычага 1 поворачивают против часовой стрелки (фиг. 2) до положения, соответствующего включению реверса. При этом стержень 13 вталкивает- ся в отверстие 9, сжимая более сильную пружину 15 (фиг.3 и 4).

Установка двух разных по усилию пружин, работающих независимо друг от друга, обеспечивает четкую фикса"

6 4 цию рычага в нейтральном положении и силовое отличие при выборе передних передач от реверса °

При включении передних передач и реверса шток 12 передвигают вдоль его оси поворотом рычага 1 в нужном направлении относительно его оси соосных цилиндрических выступов, опираясь на их поверхность.

В модификации устройства для управления коробкой передач (фиг. 5 и 6) пружина 16 связана со стержнем 13 непосредственно. Для этого в стержне

13 выполнено отверстие, в которое вставлен загнутый конец 22 пружины

16, причем в выступе 6 выполнен паз

23, через который проходит указанный конец 22 пружины 16. При этом корпус

3 выполнен из полимерного материала.

Предлагаемое устройство отличается малыми габаритами, имеет небольшое количество деталей и поверхностей, требующих обработки, что позволяет снизить трудоемкость его изготовления.

Формула изобретения

Устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее рычаг с рукояткой, установленный в направляющих корпуса и связанный шарнирно со штоком, фиксатор, имеющий подпружиненный полый стержень с буртиком для упора в упомянутый рычаг, и пружину, связанную с корпусом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, фиксатор расположен между направляющими рычага, пружина, связанная с корпусом, соединена с полым стержнем фиксатора, а шток, с которым шарнирно связан рычаг, расположен перпендикулярно упомянутому стержню.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Авторское свидетельство СССР

Ь" 698792, кл. В 60 К 20/16, 1973.

908626

Составитель A. Кретов акто И. Иихеева Техреду Т. Наточка Ко ектор А. Язятко . и а

Подписное

Зэказ 713/19 Тираж 7

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11)ОЯ Москва Ж-Я Рауяская наб. д. Д

4гс

П "П " c Ужгород ул. Проектная, 4

Филиал ППП Патент