Способ управления траекторией движения судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

„,>908656

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.02.80 (21) 2909597/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

В 63 Н 25/00

G 05 D !/02

Государственный комлтет

СССР (53) УДК 656.052..45 (088.8) Опубликовано 28.02.82. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 05.03.82 па делам нзобретеннй н открытий (72) Автор изобретения

В. Д. Завирухо (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ДВИЖЕНИЯ СУДНА

Изобретение относится к управлению движущимся объектом, в частности к управлению траекторией движения судна, принимающего груз при траверзной грузопередаче.

Известен способ управления траекторией движения судна, основанный на перекладке руля направления по величине поперечного смещения судна от заданной траектории до центра управления !1).

Однако при траверзной грузопередаче в известном способе не учитывается внешнее возмущение, действующее на судно, принимающее груз и вызывающее отклонение судна от заданной траектории.

Цель изобретения — повышение точности удержания принимающего груз судна на заданном расстоянии относительно траектории, задаваемой разгружаемым судном.

Для этого измеряют усилие в канатной дороге, установленной между разгружаемым и принимающим груз судами, по результатам измерений определяют разворачивающий момент принимающего груз судна, в соответствии с его значением производят дополнительную перекладку руля.

Сущность способа поясняется чертежом и заключается в следующем.

В случае совместного плавания двух судов при траверзной грузопередаче разгружаемое судно 1 является задатчиком траектории движения для принимающего груз судна 2 и любое изменение его дви.жения по курсу влечет за собой изменение траектории движения принимающего груз судна.

Впереди по курсу судна 2 выбирают центр у-равления Р, определяют путем пересчета измеренных кинетических параметров его движения посредством датчика поперечного смещения и геометрического построителя величину поперечного смещения УР от заданной траектории 3 до центра управления в соответствии с зависимостью Ур —— Уа, + <. !, верной при достаточно малых углах ч, где Уо, — текущее измеряемое датчиком значение поперечного смещения объекта от заданной траектории, А — расстояние от центра управления P до точки объекрв а, относительно которой производится измерение текущего значения поперечного смещения от заданной

908656

Формула изобретения

Составитель С. Марфина

Техред А. Бойкас Корректор У. Пономаренко

Тираж 463 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, % — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Е. Папи

Заказ 717/20 траектории, с1 †рассогласован курсовых углов У1 и У соответственно разгружаемого и принимающего судов, измеряемое датчиками курса.

Величину смещения Ур сообщают рулевому принимающего груз судна 2 в виде отклонения стрелки индикатора и производят перекладку руля 4 направления в зависимости от величины поперечного смещения от заданной траектории до центра управления P.

Затем измеряют посредством тензометрических датчиков усилия в канатной дороге 5, установленной между разгружаемым и принимающим судами.

Результаты этих измерений используют для формирования посредством блока умножения сигнала о разворачиВающем моменте судна в соответствии с зависимостью М=F (, где F — усилия в канатной дороге; (— расстояние от места крепления канатной дороги на судне до его центра вращения.

Величину разворачивающего момента сообщают рулевому принимающего груз судна в виде отклонения стрелки индикатора

В соответствии с этим производят дополнительную перекладку руля направления судна .

Таким образом создается дополнительный момент, который компенсирует разворачивающий момент судна от действия сил канатной грузовой дороги, что и обеспечивает повышение точности удержания судна на заданной траектории относительно разгружаемого судна.

Предлагаемый способ позволяет значительно повысить устойчивость и точность удержания принимающего груз судна относительно траектории движения разгружаемого судна, что практически исключает изменение поперечного смещения между взаимодействующими при траверзной грузопередаче судами за пределы заданных значений, и это обеспечивает повышение производительности передачи груза между судами.

Способ управления траекторией движения судна, принимающего груз при траверзной грузопередаче, основанный на перекладке руля направления судна по величине поперечного смещения судна от заданной траектории до центра управления, отличающийся тем, что, с целью повышения

2е точности удержания принимающего груз судна на заданном расстоянии относительно траектории, задаваемой разгружаемым судном, измеряют усиление в канатной дороге, установленной между разгружаемым и принимающим груз судами, по результатам измерений определяют разворачивающий момент принимающего груз судна, в соответствии с его значением производят дополнительную перекладку руля.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 509494, кл. В 63 Н 25/00, 1976 (прототип). 2