Клиновой коуш
Иллюстрации
Показать всеРеферат
-ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»908727 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.11.79 (21) 2837738/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 66 В 7/06
Гооударстеенный комнтет
Опубликовано 28.02.82. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 05.03.82 (53) УДК 621,85. .053 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
А. И. Соломенцев, В. К. Куриленко и В.
Всесоюзный научно-исследовательский инст механики им. М. М. Федорова (71) Заявитель (54) КЛИНОВОЙ КОУШ
Изобретение относится к горной технике, в частности к грузоподъемным машинам, и предназначено для соединения стальных канатов с подъемным сосудом, а также для крепления каната (троса) в грузоподъемных устройствах.
Известен клиновой коуш, содержащий корпус, состоящий из двух щек, между которыми размещены подвижный клин и вкладыши, причем в верхней части корпуса со стороны входа грузовой ветви каната смонтирован гаситель колебаний каната, а со стороны выхода его зажим (11.
В связи с тем, что случаи проскальзывания каната в известном коуше по различным причинам возможны, предусмотрен зажим для конца холостой части каната, который является предохранительным элементом и должен удерживать канат в случае его проскальзывания. Однако его конструкция и расположение таковы, что зажим может не удержать канат, поэтому необходимо снабжать клиновые коуши предохранительным элементом в виде крестового зажима. Однако расположение его на месте старого зажима требует нескольких перегибов каната, неудобно при запанцировке и распанцировке каната, увеличивает габариты коуша. В свободном состоянии также тяжело заводить в него канат и, кроме того, от вибрации конца каната с зажимом могут появиться усталостные разрушения проволок каната на выходе его из коуша.
Цель изобретения — повышение надежности.
Для достижения указанной цели зажим коуша состоит из нескольких частей, связанных посредством крепежных элементов, причем средняя часть зажима выполнена со сквозным отверстием, сопрягаемым с направляющим хвостовиком, который выполнен на одном из вкладышей, а на всех частях зажима выполнены сопрягающиеся овальные пазы для охвата каната, причем пазы в смежных парах частей расположены перпендикулярно друг другу.
Кроме того коуш снабжен съемной П-образной и расположенной между корпусом и зажимом скобой, монтируемой на канате.
908?27
На фиг. 1 изображен коуш, общий вид; на фиг. 2 вид А на фиг. 1; на фиг. 3— крестовый зажим в двух проекциях.
Клиновой коуш состоит из корпуса, выполненного из двух щек 1, соединенных болтами через вкладыши 2 и 3, подвижного клина 4, гасителя 5 колебаний, горизонтального клина 6, крестового зажима 7 и П-образной съемной скобы 8. Рабочие поверхности вкладышей корпуса расположены наклонно друг к другу, причем вкладыш 2 контактирует с рабочей поверхностью под- вижного клина 4 непосредственно, а вкладыш 3 — через канат 9. Корпус коуша нижней частью соединяется с подъемным сосудом (не показан). Горизонтальный клин 6 расположен в совмещенных отверстиях 1 щек 1 и подвижного клина 4 и служит для затяжки клина 4, фиксации его в рабочем положении и распанцировки каната, Крестовый зажим 7 размещен на направляющем хвостовике 10 вкладыша 3 и является не только предохранительным, но и кон20 тролирующим элементом. Контроль нроскальзывання осуществляется путем замера расстояния между зажимом и корпусом коуша. П-образная скоба 8 устанавливается между корпусом коуша и крестовым гь зажимом при запанцировке каната и убирается во время эксплуатации. Поверхность, контактирующая с крестовым зажимом, для облегчения съема скобы выполнена с уклоном. Скоба соединена с корпусом коуша предохранительной цепочкой 11 с карабином для отсоединения ее от коуша на время эксплуатации.
Подъемный канат 9 при зачалке пропускают через гаситель 5 колебаний, огибают им круглую часть подвижного кл ина 4, про- зз пускают между рабочими поверхностями вкладыша 3 и клина 4 и закрепляют его конец в крестовом зажиме 7, расположенном на направляющем хвостовике 10 вкладыша 3. После этого соединяют П-образную скобу 8 с корпусом коуша цепочкой 11, устанавливают ее между корпусом клина и крестовым зажимом и натягивают канат.
Под действием нагрузки подвижный клин 4 подымается, расклинивается между неподвижными вкладышами 2 и 3 корпуса коуша 45 и зажимает канат. Горизонтальный клин 6 вставляют в отверстие и забивают его, фиксируя положение клина 4 в рабочем состоянии, после чего выбивают скобу 8 и отсоединяют ее от коуша.
При распанцировке ослабляют натяжение каната, выбивают горизонтальный клин, вставляющий его в другое отверстие, ударами молота расклинивают подвижный клин, освобождают конец каната от крестового зажима и либо продергивают канат на необходимую величину, либо вынимают из коуша.
Предлагаемое устройство обеспечивает более надежную и безопасную работу как прицепного устройства, так и подъемной установки в целом. Кроме того, оно позволяет снизить эксплуатационные затраты на обслуживание прицепного устройства, облегчая и ускоряя работы по запанцировке каната.
Формула изобретения
1. Клиновой коуш, содержащий корпус, состоящий из двух щек, между которыми размещены подвижный клин и вкладыши, причем в верхней части корпуса со стороны входа грузовой ветви каната смонтирован гаситель колебаний каната, а со стороны выхода — его зажим, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, зажим коуша состоит из нескольких частей, связанных посредством крепежных элементов, причем средняя часть зажима выполнена со сквозным отверстием, сопрягаемым с направляющим хвостовиком, который выполнен на одном из вкладышей, а на всех частях зажима выполнены сопрягающиеся овальные пазы для охвата каната, причем пазы в смежных парах частей расположены перпендикулярно друг другу.
2. Коуш по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен съемной П-образной и расположенной между корпусом и зажимом скобой, монтируемой на канате.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Найденко И. С., Белый В. Д. Шахтные многоканатные подъемные установки.
M., Недра, 1979, с. 49 — 51, рис. 4.3 (прототип) .