Способ упрочнения деталей с выступами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву в 859466
Союз Советсннз
СЕЦНаИН4тНЧЕСННК
Реслубвнн (22) Заявлено 261277 (21) 2561403/22-02 (51) М. КЛ.3 с присоединением заявки М (23) Приоритет
С 21 0 7/02
ГосударствеиинА комитет
СССР ио делам изо6ретений и открытиА ($3) УДК 621 ° 789 (088.8) Опубликовано 28,0282. Бюллетень Но 8
Дата опубликования описания 2802ф2 (72) Авторы изобретения
B.Ñ. Гуревич и Г.A. Журавл
Ростовский ордена Трудового Красного 3 государственный университет (71) Заявитель
1- гр (54) СПОСОБ УПРОЧИЕНИЯ ДЕТАЛЕП С ВЫСТУПАМИ
Для увеличения пластической аниэотропии материала деталь одновременно с деформированием и кручением можмо подвергать скоростному поверхИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и обработке деталей машин и механизмов, например зубчатых колес, валов, лопаток турбин н т.п.
По основному авт. св. 9 859466 известен способ упрочнения деталей с выступами, заключающийся в пластическом деформировании, например, иэги- ip бом с одновременным поверхностнопластическим деформированием с той же стороны детали усилием, распределенным в зоне опасного сеченияt.4j.
Однако в некоторых случаях (зубчатые колеса с модифицированной ножкой и т.д.) воэможность приложения заданных усилий в зоне геометрического концентратора ограничена, а иногда затруднено регулирование взаимного соотношения изгибного усилия H уси лия, прикладываемого к выступу в зоне концентратора, что приводит .к снижению эффекта упрочнения. В результате усталостная прочность и нагрузочная способность деталей снижается при их работе в условиях сложного нагружения.
Цель изобретения - повышение на-: грузочкой способности и, соответственно, долговечности деталей.
Поставленная цель достигается тем; что одновременно с деформироваиием изгибом деталь подвергают кручению.
Деформирование детали кручением одновременно с изгибом позволяет осу" ществлять умрочненме, создавая задам« ное по глубине и направлению поле остаточных напряжений в теле детали, повышает магрузочную способность при работе детали под нагрузками разнообразного типа, что в свою очередь позволяет повысить долговечност» например, при упрочмении деталей типа зубчатых колес, деталей вращецмя - валов, лопаток, турбин, и т.п.
Деформирование кручением создает пластическую аммзотропию матермала детали, с которой удачно сочетаются воэможности направленного упрочиенмя изгибом. Режимы пластического деформирования (кручения с изгибом), позволяют значительно повысить эффективность упрочнення за счет создания аииэотропми материала детали в поверх. ностном слое.
908858
ВНИИПИ Заказ 755/30
Тираж 587 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4
4 ностном н
У нагреву, а затем охла ию и зоне деформаци жде- и о дновременной деформацней к
Ско ростной поверхностный . ем вен а ц колеса двумя встречными ц е кручени-, соэ ает д .т необходимую для тормо
ы нагрев ме нт ами со рможения и здаваемыми силовым ги
ыми мокристаллизации гомогенность а риводом усилием 220 кг м. гидрота и е р дотвращая интенсивный ос 5 генность аустени- Техничес кий эффект от применения зе на а р, а направленное охлаждение рост 5 предлагаемог
5 м го способа заключается фикси я и ру олученную структуру, позФ в том, что на грузочная способность воляет получить высоко кое качество попоз- деталей повышается в 1 2-1 3 ет, —, раза верхности. ко — по сравнению с известным авт ными способами
На фиг. 1 2 офретирования, испол ии п ф . 1 и 2 дана схема реализа- I Q де ормацию из поль зующими толь— ц редлагаемого способа для е гиба, что означает типа зубчатого колеса вй детали повышение в д спереди е долговечности деталей в и сбоку соответственно. э> расширяется диапазон придля де але различ ню) за акрепляют распределенным
-шестер- ных типов. ем с в захватах 2 кото усили- Пела торые связаны чать в себя р д гаемый способ может в клюс силовым приводом (не показан) ть в себя дополнительное действие д щим технологическую нагрузк аю а ан, соз- поверхностно ного пластического дефорк ч ру ение встречными моментами М . О у ку — мирования по профилю зубьев и коннов ременно с кручением тела з б ми . Од- центрато ов р, а также осуществляется
ro колеса 1 технологическим с у чато- при аз ли р чных сочетаниях температ в аспо им усилием ных режимов атурр спор нагружают зубья упрочняемого например, кручение вала колеса 1 са 1, протягивая во впадинах яемого с одновременным ным изгибом и последовабо дно сидящие на своих осях о нах сво- тельным охлаж
> дением, начиная с эоны
3 с ролики растя>кения и т. с усилием > . При этом зубья сраи т.д.
25 фооми бо пласт стическим деформированием в зоне ской анизотропии материаопасно го.сечения и одновременным м в зоне ла детали п и р кручении, что позволяагру оч ую кру- ет повысить зубьев. ерацию для всех и усталостную прочность деталей,раТак например, обработке и е ботающих в сло у виях сложно напряженMblM n к предлагае- ного состояния способом подвергают ведомое динамики и изменения со тяговой передачи тепло мое коле- действия и на правления рабочей наловоза, из- грузки. готовленное из стали 45 ХН, заготовка - поковка, нормализованная и тер- 35 моулучшенная с прочностными характеристиками: НВ = 255-311; д6 =
Формула изобретения
105 кгс/мм1> Я > = 85 кгс/мм0", о" =
10%; М = 45%, геометри
Способ упрочнения деталей с выстутеристики: число зубьев 2 = 75, трические харак- пами по авт. т. св. Р 859466, о т л и дуль m - =10 >ел, ширина венца ьев = 5, мо- 4О ч а ю и и щ и > с я тем, что, с целью — 140 мм.
М повышения нагрузочной способности, Обработка объемным пла пластическим одновременно с деформированием дедеформированием из б ги ом с поверхност- нию. д лнительно подвергают кручено-пластическим деформированием в зоне галтелей зубьев ос в зо- 5 Источники информации, ьев осуществляют ро- принятые во вн ликовым инструментом диам диаметром 120 мм 1. Авто ское во внимание при экспертизе с технологическим усилием 20х103 р ое свИдетельство СССР лием х 0 кгс Р 859466, кл. С 21 0 7/02, 1973.