Компенсатор зазоров между панелями ствола дымовой трубы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< 90906
САНИ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ . СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.02.80 (21) 2892481/29-33 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 28.02.82. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 28.02.82 (51) М.К .
Е04 В 1/68
F23 J 13/04
Гееударетеевнмк кеметет
СССР (53) УДК 69.057.4 (088.8) пе делам кзебретекий к еткрмтий (72) Авторы изобретения
Б. И. Аксентов, В. А. Карнеев, М. И. К
/ !
t (71) Заявитель Всесоюзный государственный ор
Октябрьской Революции проектный инс т» (54) КОМПЕНСАТОР ЗАЗОРОВ. МЕЖДУ ПАНЕЛЯМИ
СТВОЛА ДЫМОВОЙ ТРУБЫ
Изобретение относится к строительству и предназначено для уплотнения швов между панелями сборных газоотводящих стволов дымовых труб и газоходов современных мощных тепловых электростанций.
Известен компенсатор зазоров сборных газоотводящих стволов дымовых труб, ствол которых монтируют из отдельных кислотожаропрочных бетонных панелей, включающий армированную эластичную ленту с утолщениями на продольных кромках и прижимы, выполненные в виде уголков и струбцинок, прикрепленных к закладным деталям 11).
Недостатком компенсатора является высокая трудоемкость и многодельность при монтаже и ремонте.
Наиболее близким к предлагаемому является компенсатор зазоров между панелями ствола дымовых труб, включающий подпружиненную многослойную эластичную ленту, изогнутую в виде лотка, и крепежные детали 12).
Недостатком этого компенсатора является высокая трудоемкость и сложность при монтаже и демонтаже, кроме того, не обеспечивается надежное уплотнение зазоров.
Цель изобретения — упрощение монтажа и демонтажа и обеспечение надежного уплотнения зазоров.
Эта цель достигается тем, что компенсатор зазоров между панелями ствола дымовой трубы, включающий подпружиненную многослойную эластичную ленту, изогнутую в виде лотка, снабжен металлической пружиной, имеющей U-образные зигзаги, вершины которых через одну соединены продольными элементами, разводящими стенки лотка, причем металлическая пружина может быть выполнена установленными наклонно друг к другу зубчатыми полосами.
На фиг. 1 показан компенсатор в пересекающихся зазорах между панелями царг, 15 общий вид; на фиг. 2 — фрагмент проволочного варианта пружины; на фиг. 3 — то же, из зубчатых полос; на фиг. 4 — то же, из фигурных пружин; на фиг. 5 — фрагмент уплотнения зазора компенсаторок;в плане;
2О на фиг. 6 — компенсатор зазоров, разрез (соединение пакетов) .
При использовании компенсатора в царгах и между ними и газоотводящем стволе
abwoBoH трубы возникают следующие кон909060
1$ зо
И,30
4$
$$ структивные варианты элементов уплотнения
В сборных стволах между панелями 1 имеются вертикальные 2 и горизонтальные 3 зазоры, в которые плотно уложены компенсаторы 4, состоящие из газонепроницаемой кислотожаростойкой оболочки 5, торцы 6 которой прикрепляют зажимами 7 к стенке соприкасающегося с ним соседнего пакета. во избежание образования между ними просветов (зазоров). Внутрь каждого компенсатора должна быть вложена одна проволочная 8 пружина или несколько ленточных пружин 9. Проволочная пружина 8 состоит из зигзагообразных витков примерно U-образной формы, смежные воображаемые концы которых сливаются в обратные витки, вершины 10 которых расположены на воображаемой примерно прямой линии 11, проходящей внутри каждого ком пенсатора 4 вблизи от его донышка 12. Противоположные вершины 13 витков через одну вершину 14 разведены до образования уплотняющего подпружинивания противоположных стенок компенсатора при максимальном расстоянии между ними, равном величине максимального раскрытия уплотняемого зазора: Вершины 13 витков пружины скреплены одним продольным элементом 15, а .вершины 14 скреплены другим продольным элементом 15. Компенсаторы, предназначенные для уплотнения поперечных зазоров, выполненные со скошенными торцами под углом, зависящим от количества сторон многогранника и равным половине центрального угла /3.
Ленточные пружины 9 для каждого пакета могут быть выполнены штампованными из заготовки, выполненной в виде расчески с разведенными затем зубьями, одноименные зубья 16 которых (четные или нечетные) скреплены одним продольным элементом 15, остальные зубья 17 скреплены другим продольным элементом 15 и их основания могут быть скреплены третьим продольным элементом 18, подпирающим донышко 12 лотка компенсатора 4, для улучшения условий работы донышка и скрепления между собой пружин 9. Пружины 9 могут быть расположены с интервалами, длина которых зависит от величины необходимого усилия подпружинивания стенок лотка, от качества поверхностей торцов панелей 1 и от материала пружин. При соблюдении требований к этим поверхностям и при высококачественных пружинах надежное уплотнение зазоров можно обеспечить меньшим количеством пружин или их витков.
Ленточные пружины могут быть выполнены фасонного обратного U-образного профиля 19 из заготовки типа расчески или отдельной ленты, середина которой снабжена промежуточным незамкнутым закруглением 20 минимального диаметра, допустимого для данного металла. Свободные концы таких пружин образуют две стороны раскрытия зазора. Каждая сторона объединена одним из двух продольных элементов 15, прикрепленных к концам пружины заклепками 21.
Пружин 19 в каждом компенсаторе может быть тоже несколько. Дополнительная фиксация компенсатора 4 в зазорах должна быть выполнена при помощи 2 — 3-х выпусков (упоров) 22 гибкой проволоки, расположенных на каждой наружной периферийной кромке панели 1.
В нерабочем состоянии перед вкладыванием каждого компенсатора в уплотняемый зазор продольные элементы 15 компенсатора должны быть максимально сближены и временно зафиксированы при помощи связок 23, которые могут быть выполнены, например, в виде нетеряемых одного, двух или несколько крючков, прикрепленных к продольным элементам в удобных для этого местах.
Для обеспечения необходимого температурного режима в межтрубном зазоре (кольцевом пространстве) внутрь компенсаторов может быть вложен соответствующий теплоизоляционный материал желательно между пружинами и донышком лотка.
Теплоизоляция может быть укреплена и между продольными элементами, но так, чтобы она не мешала работе пружин.
Перечисленные варианты пружин в компенсаторах для изменяющихся по величине зазоров работают следующим образом.
В связи с тем, что наибольшие колебания размеров зазоров в стволе дымовой трубы происходят у горизонтальных зазоров (между царгами) в основном от ветровых нагрузок, то эти зазоры не должны пересекаться вертикально расположенными компенсаторами, укрепленными в вертикальных зазорах, иначе знакопеременные нагрузки неблагоприятно воздействуют на продольные элементы 15 и 18, расположенные вертикально в месте их пересечения с зазором между царгами, т. е. с зазором, расположенным горизонтально. Такие усилия возникают при раскачивании дымовой трубы и могут приводить к поломке продольных элементов, повреждению эластичной оболочки компенсаторов и к разгерметизации уплотнений.
Противоположно расположенные в каждом компенсаторе элементы 15 являются главными элементами, от которых зависит правильное прижатие эластичных стенок лотка к поверхности уплотняемых зазоров. Ввиду того, что эти поверхности вопреки обязательной для них правильной прямолинейности могут поступать с заводов-изготовителей с небольшими выступами и впадинами, которые неполностью на месте удастся заровнять, Поэтому вдоль продольных элементов стенки некоторых компенсаторов должны иметь соответствующие эластичные утолщения или приклеиваемые к компенсаторам
909060
Формула изобретения
5 утолщенные эластичные прокладки. Такими прокладками целесообразно снабжать только компенсаторы, контактирующие с дефектными поверхностями зазоров, во избежание неоправданного удорожания всех пакетов.
В связи с непостоянством величины раскрытия горизонтальных зазоров (в основном при ветровых нагрузках) стенки торцов компенсатора могут быть предельно натянутыми при максимальном раскрытии зазора, а при минимальном раскрытии зазора эти соприкасающиеся стенки могут быть не только расслабленными, но и смятыми до образования щелей между ними, т. е. неплотностей.
Для недопущения разгерметизации компенсаторов эластичные стенки 6 торцов компенсаторов с их свободной стороны должны быть снабжены удлинением (запасной каймой). Это позволяет плотно соприкасаться стенками торцов, для чего их -с периферийных краев надо в два слоя свернуть в рулончик по любой из двух их сторон в направлении донышка 12 лотка, а затем середину рулончика фиксировать узким зажимом 7, направленным в сторону донышка 12.
Упоры (выпуски проволоки) 22 могут не потребоваться, если все пружины компенсаторов 4 сохраняют достаточную упругость на весь межремонтный период и при всех отклонениях от их нормальной эксплуатации.
Упоры 22 желательно выполнять из гибкой (арматурной) проволоки, выступающей из бетона плиты 1 примерно на длину в 10 см, так как компенсаторы 4 в горизонтальных зазорах желательно укладывать со сдвигом в сторону одного из вертикальных зазоров, поэтому продольные элементы 15 компенсаторов не всегда могут располагаться параллельно наружным кромкам периметра панелей 1. Проволока упоров 22, пригнутая на элементах 15, фиксирует компенсатор от выскальзывания их из уплотняемых зазоров по торцам панелей 1 и частично удерживает их в соприкосновении с этими торцами.
Для замены компенсаторов при их монтаже в уплотняемом зазоре или их ремонте необходимо отогнуть упоры 22, снять зажимы с торцов 6, развернуть их рулончики, сблизить храповой струбциной или щипцами продольные элементы 15 компенсатора и вынуть его из зазора. Вставляют на его место сжатый новый компенсатор,,отстегивают крючки-связки 23 и, если имеется достаточное подпружинивание его к поверхностям зазора, то компенсатор закрепляют
1О в вышеуказанном порядке.
Выполнение перечисленных вариантов предлагаемого компенсатора позволяет уменьшить его металлоемкость по сравнению с известными. Уплотнения этими компенсаторами позволяют максимально механизировать и упростить дЬ предела их монтаж и замену при любом ремонте, т. е. позволяют максимально снизить трудоемкость монтажа, эксплуатации и ремонта.
1. Компенсатор зазоров между панелями ствола дымовой трубы, включающий подпружиненную многослойную эластичную ленту, изогнутую в виде лотка, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа и обеспечения надежного уплотнения зазоров, он снабжен металлической пружиной, имеющей U-образные зигзаги, 30 вершины которых через одну соединены продольными элементами, разводящими стенки лотка.
2. Компенсатор по п. 1, отличающийся тем, что металлическая пружина выполнена
35 установленными наклонно одна к другой зубчатыми полосами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 692953, кл. Е 04 В 1/68, 1976.
40 2. Авторское свидетельство СССР № 582435, кл. F 23 3 13/04, 1972.
909060
Составитель Л Забегина
Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак
Редактор Н. Кешеля аж 721 Подписное
Заказ 791/40 Тираж
СССР
ВНИИПИ Государственного комитета ССС по д ела м изобретений и открытий наб. д. 4/5
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д.
Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4