Толкатель для вагонеток с упором

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сотоэ CoSolcltNx

Социалистические

Республик

Дата опубликования описания 28.02.82 (5t)M, Кл.

Е 21 F 13/02

3Ьаудератеаеы6 кеиятат

СССР ае делам ямбретеиий н аткрытяй (53) УДК622.675..4 (088.8) (72) Автор изобретения

В. А. Бураков

"4

Всесоюзный научно-исследовательский инах у.ут организации т и механизации шахтного строительства "ВНИИОМШС " (7l) Заявитель (54) ТОЛКАТЕЛЬ ДЛЯ ВАГОНЕТОК С УПОРОМ

Изобретение относится к горному машиностроению и может быть использо" вано в рудничном транспорте для перед вижения составов и одиночных вагонеток на погрузочно-разгрузочных и о6менных пунктах шахт.

Известны толкатели вагонеток, предназначенные для проталкивания нерасцепленных составов и одиночных вагонеток через опрокидыватель, включаю1О щие привод, натяжное устройство и исполнительный орган в виде вертикально замкнутой вокруг ведущей и ведомой звездочек пластинчатой цепи с шарнирно прикрепленными кулаками без огра15 ничительных выступов, зафиксированными от вертикального перемещения внутри закрытых направляющих и прямолинейно движущимися на ходовых роликах

<» Такие конструкции ненадежны в работе.

Наиболее близкими к предлагаемой ,являются толкатели вагонеток, включающие привод, натяжное устройство и исполнительный орган в виде вертикально замкнутой вокруг ведущей и ведомой звездочек круглозвенной цепи с прикрепленными кулаками с ограничительными выступами, зафиксированными от вертикального перемещения между открытыми направляющими и упором вагонеткии и прямолинейно движущимися на ходовых роликах (2J.

Известный толкатель вагонеток ненадежен и недолговечен в работе, так как при трогании cocòàâà в процессе взаимодействия кулака с упором вагонетки кулак расклинивается между направляющими и упором, в результате чего при трогании с максимальным и минимальным зазором между кулаком и упором, когда относительная скорость в начале взаимодействия равна максимальной и минимальной скорости холостого хода толкателя, происходит удар ное нагружение кулака, ведущей ветви цепи, трансмиссии привода, вагонеток состава и контррельсов для колес ваЭ 90922 гс>нетки, возникают значительные динамические нагрузки, во много раэ превышающие статические. Контактно-удар" ный принцип действия толкателя вызывает резкое трогание состава и большой опрокидывающий момент на взаимодействующейй с толкателем вагонетке, в результате чего теряется ее продольная устойчивость, вагонетка по ворачивается и при опускании на передний полускат часто сходит с рельс.

Максимальные динамические усилия при этом достигают критической величины и очень быстро наступает усталостное разрушение элементов кулака, цепи и трансмиссии, а электродвига- > тель перегревается и сгорает (фрикционная муфта, как правило, зажата и длительность периода аварийного торможения толкателя зависит от быстродействия машиниста), Нагружение только ведущей ветви цепи, обусловленное расклиниванием кулака, ведет к тому, что динамические усилия на кулаке и ведущей звездочке равны усилию в ведущей ветви цепи, т. е, упругий момент в трансмиссии максимален, поэто4

-б му динамический момент и механическая мощност ь двигателя при т рогании с максимальным зазором также принимают эв наибольшие значения, происходит резкое торможение и опрокидывание двигателя. При трогании с минимальным зазором динамические усилия и упругий момент по величине меньше, чем в пре- дыдущем случае, но максимальные значения их. наступают при работе двига— теля на неустойчивой части характеристики, поэтому происходит его удлиненный запуск и повышенный нагрев (особенно при искусственном уменьшении максимального зазора между кулаками и упором путем толчкообраэного включения двигателя) . Продолжительность переходных режимов в обоих слу- чаях трогания зависит от массы состава вагонеток. Наличие направляющих для кулаков цепи, ходовых роликов кулаков и контррельсов для колес вагонетки усложняет конструкцию, увеличивает массу и габариты толкателя.

Целью изобретения являет ся повышение долговечности толкателя.

Поставленная цель достигается тем, что в толкателе для вагонеток с упором, включающем привод, натяжной механизм и исполнительный орган, выполненный в виде замкнутой цепи с

2 4 кулаками, каждый кулак исполнительного органа шарнирно соединен с цепью и имеет головку, выполненную в виде вилки и установленную с воэможностью поворота и вертикального перемещения по упору вагонетки.

На чертеже изображен толкатель, взаимодействующий с вагонеткой состава.

Толкатель включает привод 1, натяжное устройство 2 и исполнительный орган 3, содержащий ведущую 4 и ведомую 5 звездочки, цепь 6 и кулаки 7.

Толкатель работает следующим образом.

При трогании состава в процессе взаимодействия кулака 7 с упором 8 вагонетки 9 кулак 7 под действием внешних сил поворачивается, отклоняя вверх и вниз ведущую и ведомую se Bè цепи 6, и вертикально перемещаетСя по упору 8, охватывая центральное ребро полукруглыми вилками головки, в результате чего при трогании с максимальным и минимальным зазором происходит поворотное нагружение кулака

7, ведущей и ведомой ветвей цепи б, трансмиссии привода и вагонеток 9 состава, возникающие при этом динамические нагрузки минимальны. Контактно-поворотный принцип действия толкателя обеспечивает плавное трогание состава, что исключает потерю продольной устойчивости взаимодействующей с толкателем вагонетки и сход ее с рельс. Нагружение ведущей и ведомой ветвей цепи, обусловленное поворотом кулака, ведет к тому, что динамические усилия на кулаке и ведущей звездочке равны разности усилий в ведущей и ведомой ветвях цепи, т.е. упругий момент в трансмиссии минимален, поэтому динамический момент и механическая мощность двигателя при трогании с максимальным зазором остаются в пределах номинальных значейий, резкого торможения и опрокидывания двигателя не происходит. При трогании с минимальным зазором динамические усилия и упругий момент по величине примерно такие же как в предыдущем случае, максимальные значения их наступают при выходе двигателя на устойчивую часть характеристики, поэтому происходит его почти нормальный запуск и нагрев. Масса состава в обоих случаях тронация на характер переходных режимов не влияет, так как вели- чина динамического упругого момента

Формула изобретения

Составитель И. Синицкая

Редактор А. Власенко Техред И. Гайду Корректор С. Щомак

Заказ 827/48

° с

Тираж 470 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 9 в трансмиссии остается приблизительно постоянной. Отсутствие направляющих для кулаков цепи, ходовых роликов кулаКов и контррельсов для колес вагонеток упрощает конструкцию, уменьшает массу и .габариты толкателя.

Толкатель для вагонеток с упором„ включающий привод, натяжной механизм и исполнительный орган, выполненный в виде замкнутой цепи с кулачками, отличающийся тем, что, с

09222 6 целью повышения долговечности толкателя, каждый кулак исполнительного органа шарнирно соединен с цепью и имеет головку, выполненную в виде ви.пки и установленную с возможностью поворота и вертикального перемещения по упору вагонетки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

t0 1. Оборудование подземного транспорта шахт. Каталог-справочник, ЦЬИЭИУголь, H., 1970, с. 63-65.

2. Справочник по шахтному транспорту„ под ред. Пейсаховича Г, Я, М,, 1977, с. 461 прототип) .