Устройство для резервирования отключения короткого замыкания при отказе защит

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсиии

Социалистические

Реслублми

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii 9()9743 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл. (22)Заявлено 21.05.80 (21) 2926899/24-07 с присоединением заявки №

Н 02 Н 3138

Н 02 H 3/05

3Ъоударстааиный комитет

CCCP (2 1 ) Приоритет

Опубликовано 28. 02.82. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 28.02.82 ао делам изобретеиий и открытий (53) УД К 621. 316. .925(088.8) 1"

Л.В. Бондаревский и Е.И. Виткин

Уральское отделение Ордена Октябрьской Ре олюции всесоюзного государственного проектно-изы кательского (72) Авторы изобретения (71) Заявитель и научно-исследовательского института энергетттчеа;кых

«» систем и электрических сетей нЭнергосетьпроект"

« (54) УСТРО 1СТВО ДЛЯ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ОТКЛ ОЧЕНИЯ

КОРОТКОГО ЗАИЬ КАНИЯ ПРИ ОТКАЗЕ ЗАЦИТ

Изобретение относится к релейной защите электрических сетей напрякением 110 кВ и выше и предназначено для отключения поврежденного

1рисоединения при,отказе в действии го защит.

Известны резервные защиты с вы1ержками времени, действующие при направлении мощности короткого зачыкания к шинам с первой выдержкой зремени на отключение шиносоединительного (секционного) выключателя, з со второй - выключателя неповрежценного присоединения. При этом происходит полное обесточивание системы (или секции) шин (13.

Наиболее близким по техническому решению к предлагаемому является устройство, в котором выбор системы (или секции) шин с поврежденным присоединением осуществляется путем измерения и сравнения между собой остаточных напряжений на системах (или секциях) шин данной электроустановки после отключения шиносоединительного (или секционного) выключателя при коротком замыкании, неотключаемом защитами поврежденного присоединения ;2).

Однако указанное устройство может отказать в действии при наличии коротких обходных цепей, связывающих системы (или секции) шин после отключения шиносоединительного (или секционного) выключателя.

Цель изобретения - повышение надежности работы устройства для резервирования отключения короткого замыкания при отказе защит путем исключения отказов в действии при наличии коротких обходных связей..

Указанная цель достигается тем, что в устройство для резервирования отключения короткого замыкания при отказе защит поврежденного присоединения электроустановки высокого напряжения с двойной (или

35 о

45 е

3 90974 секционированной) системой шин, содержащее измерительные трансформаторы напряжения, шиносоединительный (или секционный) выключатель с входами отключения, выключатели 5 присоединений каждой системы (или секции) шин, снабженные блоками защит и автоматического повторного включения (АПВ), а также входами отключения и входами ускорения 10 защит после АПВ, блок резервной защиты, срабатывающей при направлении мощности короткого замыкания к шинам данной электроустановки, выход которого подключен к входам пуско- 15 вого блока и блока ускорения защит, выход последнего подключен к входам ускорения защит после АПВ каждого из упомянутых присоединений шин,первый выход пускового блока подключен к вхо-щ ду блока нарушения фиксации присоединений по системам шин, два выхода которого подключены к гервым входам двух блоков отключения, выходы каждого из которых подключены к входам 25 отключения шиносоединительного (или секционного) выключателя и входам отключения выключателей присоединений соответствующей системы (или секции) шин, ко вторым входам блоков отключения подключены выходы Ълока фиксации короткого замыкания, а входы последнего подключены к выходам упомянутых трансформаторов напряжения, дополнительно введены два блока выбора системы (или секции) шин с повреждением по направлению мощности соответственно симметричног и несимметричного короткого замыкания через упомянутый шиносоединительный (или секционный) выключатель к первым входам которых подключен выход вновь введенного трансформатора тока в цепи шиносоединительного (или секционного) выключателя, ко вторым их входам подключены выходы упомянутых трансформаторов напряжения, к третьим входам — второй выход упомянутого пускового блока, а первы и вторые выходы каждого из двух блоков выбора подключены соответственно к третьим входам упомянутых блоков отключения.

На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Устройство состоит из резервной защиты 1, устанавливаемой на одном рвух) питающем присоединении,на3 4 пример, на линии 2 (или на трансформаторах 3 или 4), направленной к шинам 5 (6), служащей для срабатывания пускового блока 7 и для подготовки к срабатыванию блока 8 ускорения, необходимого для ускоренного отключения поврежденного присоединения в момент его повторного включения. Пусковой блок 7 предназначен для подготовки к срабатыванию блоков 9 и 10 выбора системы (или секции) шин с повреждением и для срабатывания отключающих блоков 11 Через блок 12 нарушения фиксации и блок 13 фиксации короткого замыкания. Блоки

9 и 10 определяют направление мощности соответственно при симметричном и несимметричном коротком замыкании в цепи шиносоединительного (или секционного) выключателя 14, для чего используются трансформатор 15 тока в цепи шиносоединительного (или секционного) выключателя и трансформаторы 16 напряжения систем (или секций) шин.

Устройство работает следующим образом.

При повреждении на одном из присоединений шины 9 или 6 и отказе его защиты резервные защиты 1, направленные к шинам с выдержками времени, большими времени действия защит присоединений данного напряжения, действуют на пусковой блок 7, который через блок 9 направления мощности при симметричных повреждениях и блок

10 направления мощности при несимметричных повреждениях, срабатывающие вне зависимости от наличия обходных связей, действует на соответствующий блок 11 отключения; получивший сигнал, ра зрешаюь,ий его сраба тыва ние от блока 13 блокировки на определенное время после возникновения несимметрии напряжения, блок 11 отключения отключает все присоединения секции шин, в сторону которой направлена мощность короткого замыкания через секционный выключатель 14. При работе подстанции по схеме с нарушенной фиксацией после срабатывания пускового блока 7 через блок 12 нарушения фиксации срабатывают оба блока 11 отключения и действуют на отключение всех присоединений обеих сйстем или секций шин. После отключения поочередно от собственных АПВ включаются все присоединения.

5 9097

При этом присоединения, на которых устанавливается резервная защита 1, направленная к шинам, должны включаться вначале, а остальные присоединения вслед за ними. При включении присоединения, на котором отказала защита, в случае устойчивого повреждения на нем, вновь срабатывает защита 1 и через блок 8 ускорения происходит отключение этого . о присоединения, все остальные присоединения включаются и остаются в работе, тем самым восстанавливается нормальная схема подстанции.

Таким образом, вне зависимости от наличия обходных связей осуществляется резервирование отключения короткого замыкания и восстановление нормальной работы неповрежденных присоединений. го изобретения формула

Устройство для резервирования 25 отключения короткого замыкания при отказе защит поврежденного присоединения электроустановки высокого напряжения с двойной 1или секционированной) системой шин, содержащее из- зо мерительные трансформаторы напряжения, шиносоединительный (или секционный) выключатель с .входами отключения, выключатели присоединений каждой системы (или секции) шин, снабженные блоками защит и автоматического повторного включения (АПВ), а также входами отключения и входами yci

43 6 к входу блока нарушения фиксации присоединений по системам шин, два выхода которого подключены к первым входам двух блоков отключения, выходы каждого из которых подключены к входам отключения шиносоединительного (или секционного) выключателя к входам отключения выключателей присоединений соответствующей системы (или секции) шин, ко вторым входам блоков отключения подключены выходы блока фиксации короткого замыкания, а входы последнего подключены к выходам упомянутых трансформаторов напряжения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности его работы путем исключения отказов в действии при наличии коротких обходных связей между системами (или секциями) шин, в него дополнительно введены два блока выбора системы (или секции) шин с повреждением по направлению мощности соответственно симметричного и несимметричного короткого замыкания через упомянутый шиносоединительный (или секционный) выключатель, к первым входам которого подключен выход вновь введенного трансформатора тока в цепи шиносоединительного (или секционного) выключателя,ко вторым их входам подключены выходы упомянутых трансформаторов напряжения, к третьим входам — второй выход упомянутого пускового блока, а первые и вторые выходы каждого из двух блоков выбора подключены соответственно к третьим входам упомянутых блоков отключения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Федосеев А.M. Релейная защита электрических систем. "Энергия", 1976, с. 170, рис. 3-14.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Ф" 2680048,кл. Н 01 Н 3/08, 1978.