Электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистическик
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 90976!
7 г г (61) gl,îïîëêèòåëüíîå к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07. 07. 80 (21) 2958374/24-07 с присоединением заявки рй— (23) Приоритет
Опубликовано 28.02.82. Бюллетень М8
Дата опубликования описания 01.03.82 (51) М. Кл.
Н 02 К 9/19
Государствскный кеттетет
II0 делатт нэабретеник н открытки (53} УДК621. 313. .713(088.8 ,!
Г. Н. Федоренко, В. Г. Семак и Р. K. Белая с
Институт электродинамики ИН УкраинЬсай..ЯР и Специальное конструкторско-технологическое бюро при Институте электродинамики АН Украинской CCP (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к погружным электродвигателям, предназначенным, например для привода погружных насосов.
Известны электродвигатели, статорная обмотка которых залита гермети зирующей массой tlJ.
Такая герметизация обмотки повышает надежность работы электродвигателя, улучшает его энергетические характеристики. Однако герметизация обмотки статора изолирующей массой неблагоприятно сказывается на пе" регреве ее лобовых частей.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является эле ктродвигатель, включающий ротор, корпус, сердечник статора с зубцами и обмоткой, лобовые. части когорой залиты герметизирующей массой, и теплоотводяший экран с участком мс.жду корпус ом и лобовыми частями 2, Недостатком его является то, что при незначительных перегрузках (или недостаточном охлаждении наружной поверхности корпуса электродвигателя) герметизирующая масса от пе5 регрева размягчается, начинает течь, попадает в зазор между ротором и статором и приводит к заклиниванию ротора в месте расточки статора.
Цель изобретения - интенсифика1О ция охлаждения электродвигателя (осо бенно в зоне лобовых частей ) с обмоткой статора герметизированной изолирующей массой, повышение его надежности и нагрузочной способнос15 ти.
Указанная цель достигается тем, что экран снабжен примыкающим к ю торцу сердечника статора участком и имеет расположенные вдоль его участков сообщающиеся аксиальные и радиальные каналы охлаждения, выходные отверстия которых расположены
909761
45 формула изобретения в зоне зазора между ротором и статором.
Для уменьшения гидравлического сопротивления выхода ось симметрии каждого из выходных отверстий образует с осью зубцов сердечника статора в плоскости, перпендикулярной оси вращения ротора, угол от 0 до
При необходимости уменьшения кон- tp тактного теплового сопротивления . между экраном-теплообменником и корпусом, между экраном-теплообменником и торцом сердечника статора может быть проложен слой теплопроводной пластмассы.
Экран-теплообменник выполнен » материала с высокой теппопроводностью, например из алюминия °
В зоне выходных отверстий охлаждения экран-теплообменник имеет эжекторные выступы, высота которых не превышает величины зазора между ротором и статором. Аксиальная длина эжекторных выступов может быть боль- д5 ше или равна, например, аксиальной ширине каналов охлаждения на их выходе.
С целью уменьшения сопротивления теплопередачи между лобовыми частями gp обмотки статора и корпусом двигателя экран-теплообменник выпопнен с аксиальными и тангенциальными ребрами, расположенными на его внутренней по. верхнос ти.
На фиг. 1 изображена концевая часть электродвигателя, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1.
Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель имеет корпус Е, сердечник 2 статора, обмотку 3 статора, запрессованный в статор теплоотводящий экран 4, ротор 5, радиальные каналы 6 для охлаждения, последовательно соединенные с каналами 7, входные отверстия 8 и аксиальные каналы, выходные отверстия 9 радиальных каналов охлаждения, расположенные в непосредственной близости к зазору между ротором и статором.
Ось симметрии,10 зубца сердечника статора образует с осью симметрии 11 выходной части радиальных каналов в сторону вращения ротора угол 12. Направление вращения ротора показано стрелкой 1 1. Статорная обмотка и око лолобовое про транство запито изопи рующей на (< .й 14.,4
Экран посажен в корпу(. статора через (.лой т(1плопрс>водной плас тмас сы 19. Торцовая часть экрана Г1римыкает к торцу сердечника статора и имеет пазы для прохода обмотки статора. Выходные отверстия радиальных каналов охлаждения имеют эжектпрные выступы 16, высотой не более величины зазора между ротором и с.татором.
Аксиальная длина эжекторных выступов равна, например, ширине каналов ох лаждения на выходе.
Экран выполнен из материала с высокой теплопроводностью, например, алюминия и имеет тангенциальные 17 и аксиальные 18 ребра охлаждения.
Ребра расположены на внутренней поверхности экрана и занимают пространство, свободное от обмотки.
При вращении ротора 5 во внутренних полостях двигателя, заполненного жидкостью, создается давление, которое возрастает по мере удаления от оси вращения. Так как входные отвер-. стия 8 в охлаждающие каналы находятся на большем радиусе, чем выходные отверстия 9, в концевой зоне двигателя будет циркулировать жидкость в направлении, указанном стрелками 19, Интенсивность циркуляции будет увеличена за счет установки в экране эжекторного выступа 16, создающего на выходе канала дополнительное разрежение жидкости. Усиление циркуляции будет обеспечивать и выполнение выходной части канала охлаждения под некоторым углом к оси симметрии зубца °
Размещение ребер 17 и 18 на внутренней поверхности экрана, выполнение самого экрана из материала с высокой электропроводностью, посадка его при необходимости в корпус через слой теплопроводной пластмассы, органиэация интенсивной циркуляции жидкости по каналам охлаждения решает проблему охлаждения лобовых частей обмотки статора двигателя с герметизированной изолирующей массой.
Таким образом, в предлагаемом электродвигателе повышается надежность и увеличивается нагрузочная способность.
1. Электгсдвигатепь, запопненный жидкостью, сОд(ежащий к(>опу(, я котором расположены ротор, сердечник стагора с зубцами и обмоткой, имеющей любовые части, герметизированные изолирующей массой и теплоотводящий. экран, имеющий участок, расположенный между лобовыми частями обмотки статора и корпусом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, экран снабжен примыкающим к торцу сердечника статора участком и имеет расположенные вдоль его участков сообщающиеся аксиальные и радиальные каналы охлаждения, выходные отверстия которых расположены в зоне зазора между ротором и статором
2. Электродвигатель по и.1, о тл и ч а ю шийся тем, что каждое из выходных отверстий имеет продольную ось, образующую с осью зубцов сердечника статора в плоскости, пер09761 6 пендикулярной к оси вращения, угол в пределах от О до 900.
3. Электродвигатель по п.I, о т л и ч а ю шийся тем, что, в зоне выходных отверстий экран выполнен с эжекторными выступами с высотой, не превышающей величину зазора между ротором и статором, 4. Электродвигатель по п.1, о т1о л и ч а ю шийся тем, что экран выполнен с аксиальными и тангенциальными ребрами, расположенными на его внутренней поверхности.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Борисенко А. И., Данько В. Г и Яковлев А. И. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах. М., 1974, с. 327-328.
2. Патент ГДР и 116992, .кл. Н 02 К 9/22, 1975.
ВНИИПИ Заказ 907/75
Тираж 719 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород,ул.Проектная,4