Способ предупреждения всплывания верхней полуформы при заливке жидким металлом и затвердевании отливок в линиях парной безопочной формовки и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Ресяублик

О П И С А Н И Е (>910353

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 3. 2. 78 (2l ) 26959 2/22-02 (51) Nl. Кл.

В 22 0 33/06 с присоединением заявки И

Гооударотаанный комитат

СССР (28) Приоритет но долам нзобретоннй н открытнй

Опубликоваио07.03.82, Бюллетень М 9 (53) УДК62!.744..4(088.8), Дата опубликования описания 07.03.82. (72) Авторы изобретения

Т.И.Ахтырская и !О.Г.Винюков

Харьковский филиал Всесоюзного научно-исследователвекого института литейного машиностроения, литейной технодогии и автоматизации литейного производства

l (7!) Заявитель,(54) СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВСПЛЫВАНИЯ ВЕРХНЕЙ

ПОЛУФОРМЫ ПРИ ЗАЛИВКЕ ФОРМ ЖИДКИМ ИЕТАЛЛО!! -- ..

И ЗАТВЕРДЕВАНИИ ОТЛИВОК НА ЛИНИЯХ ПАРНОИ

БЕЗОПОЧНО!! ФОРМОВКИ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области литейного производства, в частности к устройствам для нагружения и скрепления парных безопочных форм при заливке форм жидким металлом и затвердевании отливок на автоматических формовочных линиях, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является способ нагружения парных форм, заключающийся в нагружении и скреплении форм вертикальными усилиями, регулируемыми по величине. Этот способ реализован в устройстве, содержащем транспорт форм и нагружающие элементы tl).

Однако известное техническое решение не позволяет передавать усилие непосредственно на горизонтальную поверхность верхней полуфорьеи разовой безопочной парной формы и не предусматривает снижения усилий до нуля по мере продвижения формы после заливки.

Целью настоящего изобретения яв" ляется предупреждение преждевременного разрушения форм.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе, включающем нагружение и скрепление парных форм вертикальными усилиями, регулируемыми по величине, последние уменьшают до нуля по мере продвижения форми на участке заливки и кристаллизации, что реализуется в устройстве, содержащем транспорт форм и иагружающие элементы, выполненные в виде планок, длина которых не превьпиает одной трети длины безопочl5 ной формы.

Сущность способа заключается в том, что собранные парные безопочные формы перемещают по участку за" ливки форм и затвердевания отливок

20 и нагружают (или скрепляют) посредством отдельных, неподвижных в горизонтапьной плоскости, регулируемых по величине, вертикальных усич 10353 ту 2 парных беэопочных форм 3, снабженных боковыми жакетами 4. Усилие прижима, нагружающее полуформы, создается пружинами сжатия 5, которые, упираясь через регулировочную гайку

6 в кронштейны 7 и прижимные планки

1, воздействуют на верхнюю полуформу и препятствуют ее всплыванию. Положение прижимных планок 1 определяется положением кронштейнов 7 по высоте штанги 8 и положением винтов

9 относительно кронштейнов 7. Незначительные колебания высоты форм, получаемые при формовке по одной модели, не влияют на работу устроиства, так как планки имеют воэможность перемещения по высоте за счет

oca, êè пружин, При значительном изменении высоты, форм например, прА смене модели, изменение положения прижимных планок 1 осуществляется либо с помощью перемещения по высоте штанги 8 кронштейнов 7, либо с помощью перемещения винтов 9 относительно кронштейнов 7. Регулиров.— ка усилия прижатия пружины осуществляется с помощью гайки.

Длины прижимных планок не должна превышать 113 размера формы в направлении перемещения груза с .целью ликвидации разности но высоте двух рядом идущих форм. Суммарное усилие прижима пары пластин, расположенных с каждой стороны формы, должно составлять 0,4-0,5 необходимого усилия прижима.

Регулировка усилия прижима осу" ществляется с помощью винтов 9 и регулировочных гаек 6, Регулировка усилия прижима создает дополнительные удобства, возможность снижения прижимного усилия по мере продвижения форм по участку затвердевания отливок, а также снижение

{или увеличение) величины усилия прижима при изменении конфигурации и металлоемкости форм.

Это дает возможность снижать усилие, воспринимаемое каждой формой в процессе перемещения, а также общее усилие для перемещения форм, т.е, мощность привода транспортного устройства. лий, симметрично двумя рядами расI положенных относительно оси перемещения форм, которые последовательно воздействуют на боковые части каждой формы, 5

На участке заливки суммарная величина всех усилий, воздействующих на каждую форму, уравновешивает максимальную величину гидростатического напора, воздействующую !О на верхнюю полуформу. По мере прохождения формы по участку затвердевания отливок гидростатический напор уменьшается. Это дает возможность постепенно уменьшать суммарную ве- 15 личину вертикальных усилий, воздействующих на каждую форму в процессе ее перемещения. Уменьшение вели" чины вертикальных усилии, воздействующих на формы при их нагружении, приводит к значительному снижению вертикальной нагрузки на транспорт форм на участке затвердевания отливок и тем самым позволяет снизить мощность привода транспорта. Снижение усилий способствует также сохранению целостности беэопочной формы.

Предлагаемый способ может быть осуществлен устройством новой конструкции для нагружения или скрепления парных беэопочных форм, содержащим прижимные элементы с регулируемым усилием прижима, расположенные справа и слева от перемещающихся форм на длине участка заливки и эатвердевания

35 отливок.

На фиг. 1 изображена схема расположения устройства для предупреждения всплывания верхних полуформ íà asтоматической линии и диаграмма распределения усилий прижима по всей длине участка заливки и затвердевания отливок; иа фиг. 2 - устройство для нагружения парных безопочных форм, которое целосообразно применять для

45 мелких и средних парных беэопочных форм на фиг. 3 — устройство для скрепления парных безопочных форм, которое целесообразно применять для средних и крупных беэопочных форм.

Устройство состоит из двух рядов одинаковых прижимных элементов, расположенных справа и слева от перемеm,àêèöèõñÿ форм и жестко закрепленных на неподвижной части транспортного устройства. На фиг. 2 прижимные планки 1 расположены сверху по обеим сторонам перемешающихся по транспор .

Усилие, затрачиваемое на определение сил трения между планками и формами, составляет 0,1-0,12 от усилия прижима и может быть сниже" но эа счет введения смазки.

Ось тпранспортного устройств аариьи

Наира3аемие сРМИ-не/у ф9я9/

Величина усилия аРими

Фиг. 1

С целью снижения габаритов прижимные планки могут упираться не в верхнюю поверхность полуформы, а в специальные уступи, формуемые, например, в углах полуформы. Усилие прижима может быть создано не только прижимами, но другими способами — пневмо- или гидроцилиндрами, противовесами и т.д.

На фиг. 3 представлен вариант устройства, при котором прижимные планки упираются не только сверху в верхнюю полуформу, но также и снизу в нижнюю полуформу, что позволяет снять усилие прижима с транспорта форм.

Вариант устройства фиг. 2 предпочтителен для малых и средних форм, вариант фиг. 3 — для средних и крупных.

На участке заливки прижимы должны быть защищены щитками.

Использование предлагаемого способа с помощью описанного устройства позволяет: снизить металлоемкость линии на 15-20% за счет отсутствия грузов, механизмов наложения и снятия грузов, их перемещения и накопления, снизить число механизмов и аппаратуры управления линией на 20-25%, т.е. повысить надежность

10353 работы линии и упростить ее конструк цию и систему управления.

Формула изобретения

1. Способ предупреждения всплы5 вания верхней полуформы при заливке форм жидким металлом и затвердевании отливок на линиях парной безопочной формовки, включающий нагружение и скрепление парных форм вертикаль-. ными усилиями, регулируемыми по величине, отличающийся тем, что, с целью предупреждения преждевременного разрушения форм, усилия, действующие на формы, уменьшают до нуля по иере продвижения форм на участке заливки и кристаллизации.

2. Устройство для предупреждения всплывания верхней полуформы при заливке жидким металлом и затвердевании отливок на линиях парной безопочной формовки, содержащее транспорт форм и нагружающие элементы, о т л и ч а ю.щ е е с я тем, что нагружающие элементы выполнены в виде планок, длина которых не превышает одной трети длины безопочной формыi

Источники информации, " принятые во внимание при экспертизе

1. .Авторское свидетельство СССР

9 334011, кл. В 22 О 33/06, 1970.

9l0353

Составитель В.Сазонов

Редактор Н.Аристова Техред }К. Кастелеви Корректор М.Демчик

Заказ 968/ll Тираж 853 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Ьилиял illlll "Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4