Привод скребкового конвейера
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
<119105О4 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 130680 (21) 2976774/27-03 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет Опубликовано 070382 Бюллетень ¹ 9
Дата опубликования описания 070382 ре} ц К, з
В 65 G 23/00
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (Я3}УДК 621.867.1 (088.8) Л .H. Сигалов, A.È. Кравцов и В.E. ДомбровсКий
Ь
Стахановский филиал Коммунарского горно-металлургйчеекого,. 1 института (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ПРИВОД СКРЕВКОВОГО КОНВЕЙЕРА
Изобретение относится к области конвейеростроения, а именно к приьоду скребковых конвейеров, преимущественно работающих в очистных забоях угольных шахт в условиях значительных динамических перегрузок.
Известны приводы забойннх скребковых конвейеров, содержащие электродвигатель, предохранительную муфту, редуктор и приводной вал со звездочками. Приводной вал центрируется в расточках рамы привода жестко без возможности изменения в процессе работы длины цепного контура тягового органа конвейера. Защита тяговых цепей от порывов при возникновении экстренных динамических нагрузок осуществляется с помощью предохранительных муфт (1).
Недостатком известных приводов является удаленность предохранительного звена от защиты, в результате чего эффективность его действия снижается за счет влияния инерционных масс ведомой части муфты и промежуточных элементов трансмиссии.
Известен. привод скребкового конseAepa, выполненный таким образом, что приводной вал со звездочками может смещаться вдоль конвейера по направляющим рамы привода с помощью. гидроцилиндров, штоки которых соединены с подшипниками звездочек, обеспечивая воэможность регулирования натяжения цепей конвейера путем изменения длины тягового контура (2).
Это регулирование осуществляется в функции рабочего давления в приводных гидромоторах, нагнетательные и сливные полости которых соединены соответственно с полостями гидроцилиндров. Таким образом предусматривается защита тяговых цепей конвейера от порывов.
Однако такой привод скребкового конвейЕра может применяться только в случае использования на конвейере гидравлического привода, между тем подавляющее большинство отечественных и зарубежных конвейеров оборудовано электромеханическим приводом. Система защиты будет иметь невысокое быстродействие при перегрузках, так как регулирование натяжения цепи возможно, если конструктивные параметры привода выбраны такими, что обеспечивают при установившемся движении конвейера большее развиваемое гидроцилиндрами суммарное усиЗО лие S чем суммарное усилие З.,, с
910504 которым воздействуют тяговые цепи на приводной вал (S 3 .). В противном случае приводной вал будет находиться все время на уровне при минимально возможной длине контура и защиту тяговых цепей осуществить 5 будет невозможно. При возникновении стопорного режима величина 5ц резко возрастает, однако смещение приводного вала, приводящее к уменьшению усилий в цепях, происходит за счет )Q воздействия на массы приводных блоков не полного усилия в цепях S a только его динамической составляющей 5> 5 -S„, что может оказаться недостаточным для обеспечения 15 требуемого быстродействия. При этом работа привода в установившемся рекиме при S„ >S исключает наличие слабины в точке сбегания цепи с приводной звездочки ° В связи с этим может ухудшиться распределение нагрузок между приводами, работающими на один тяговый орган, поскольку именно наличие слабины обеспечивает устойчивую работу головного привода на рабочую, а хвостового привода на холостую ветви тягового органа конвейера.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности тягового органа путем снижения возни- 30 кающих в нем динамических нагрузок.
Цель достигается тем, что в приводе скребкового конвейера, включающем двигатели, приводной вал с огибаемыми тяговым органом звездочками, 35 установленный в корпусах подшипников с возможностью перемещения вдоль направляющих опорной рамы гидроцилиндрами, штоки которых соединены с корпусами подшипников, а корпуса цилиндров закреплены на опорной раме и связаны с нагнетательной магистралью, нагнетательная магистраль гидроцилиндров снабжена пружинным гидравлическим аккумулятором и последовательно соединенными гидрореле отключения двигателя и предохранительнымм кл ап аном.
Кроме того, пружинный гидравлический аккумулятор выполнен с ограничителем хода пружины.
На чертеже приведена гидрокинематическая схема предлагаемого привода скребкового конвейера.
Привод содержи один или два приводных блока, состоящих каждый из электродвигателя 1, соединительной муфты 2 и редуктора 3, а также раму
4 и приводной вал 5 со звездочками 6.
На раме 4 установлены гидроцилиндры 7, штоки 8 которых соединены с Я) корпусами подшипников 9 приводно1o вала 5. Корпуса подшипников 9 установлены в направляющих 10 рамы 4 с возможностью перемещения вдоль конвейера под воздействием штоков 8.
Одновременно с валом 5 перемещаются и приводные блоки. В нагнетательную магистраль 11 гидроцилиндров 7, соединенных параллельно, включены предохранительный клапан 12, гидрореле
13, пружинный гидравлический аккумулятор 14 с регулируемым ограничителем хода пружины 15 и обратный. клапан 16. Рабочая жидкость к гидроцилиндрам 7 подается от насоса 17 через фильтр 18 из блока 19. В нагнетательную магистраль 11 и сливную магистраль 20 включен трехпозиционный распределитель 21, предназначенный для управления гидроцилиндрами
7 и создания заданного направления течения рабочей жидкости. Натяжение цепи регистрируется с помощью манометра 22. Контакты гидрореле 13 включены в цепь управления приводными электродвигателями 1. Гидрореле 13 и предохранительный клапан 12 настраиваются на срабатывание при таком давлении в гидросистеме, которое соответствует максимально допустимому значению усилий в тяговых цепях.
При этом давление настройки гидрореле целесообразно принимать на
5-10% меньше, чем давление настройки предохранительного клапана, что гарантирует отключение электродвигателей 1 в стопорном режиме и не исключает срабатывание предохранительного клапана.
Наличие пружинного гидроаккумулятора 14 придает дополнительную податливость гидросистеме и позволяет сглаживать в определенных пределах пульсации динамических нагрузок в тяговых цепях, Пределы демпфирования определяются возможными перемещениями поршня аккумулятора, воздействующего на пружину, максимальный ход которой регулируется с помощью ограничителя хода 15, выполненного, например, в виде винтового механизма
При включении насоса 17 и установ . ке распределителя 21 в правую рабо-. чую позицию поток жидкости поступает в полости гидроцилиндров 7. При этом штоки 8 выдвигаются и, смещая влево вал 5, обеспечивают создание необходимого монтажного натяжения тяговых цепей конвейера, фиксируемого манометром 21, после чего насос
17 выключается. Заданное давление в гидросистеме, а следовательно, и монтажное натяжение цепей, поддерживается на принятом уровне перед каждым пуском конвейера. Это обеспечивается наличием в системе обратного клапана 16.
Предпусковое давление в гидроцилиндрах, а следовательно, и монтажное натяжение легко регулируется и определяется временем работы насоса
17. При этом обеспечивается бесступенчатое регулирование монтажного
910504
5 натяжения цепей. После пуска конвейера давление в гидроцилиндрах определяется величиной усилий в тяговых цепях конвейера, передающихся через звездочки б на вал 5. В установившемся режиме работы конвейера за
1 счет податливости пружинного гидравлического аккумулятора .14 обеспечивается демпфирование присущих скребковым конвейерам динамических нагрузок, вызванных неравномерностью хода цепи. Степень демпфирования определяется заранее и устанавливается с помощью ограничителя хода пружины, 15.
После выбора хода пружины с некоторого уровня нагрузок гидроаккумулятор работает как жесткий. В стопор- )5 ном режиме одновременно с резким ростом усилий в цепях возрастает и давление в гидроцилиндрах 7. Приводной вал 5 несколько смещается вправо от прежнего положения за счет податли- 2О .вости аккумулятора 14,: а усилия в цепях уравновешиваются с ростом давления в гидроцилиндрах. При достижении давления настройки срабатывание предохранительного клапана 12 приводит к резкому падению давления в гидроцилиндрах 7, за счет чего при.водной вал 5 со звездочками перемещается вправо, что уменьшает длину цепного контура конвейера и обеспечивает значительное снижение динамических нагрузок в тяговых цепях, Срабатывание гидрореле обеспечивает отключение электродвигателей от сети и, таким образом, их защиту от опрокидывания . 35 .Восстановление работоспособности привода после срабатывания защиты от перегрузок осуществляется посредством повторного включения насоса 17 и создания требуемого монтажного на- 4О тяжения тяговых цепей.
Гидроцилиндры 7, управляемые с помощью насоса 17, могут также использоваться при соединении и раэьединении тяговых цепей конвейера. 45
При этом уменьшение натяжения и ослабление цепей для их разъединения осуществляется путем включения насоса 17 при установке распределителя
21 в левую рабочую позицию, что обеспечивает изменение направления потока жидкости в отводных линиях и реверсирование движения штоков. Натяжение цепей после их соединения осу-. ществляется при переводе распределителя 21 в правую рабочую позицию.
Таким образом, предлагаемый привод позволяет снизить уровень нагрузок в тяговом органе как в установившемся режиме работы скребкового конвейера (что обеспечивает наличие в гидросистеме пружинного гидравлического аккумулятора), так и в стопорных режимах работы (что обеспечивает установка в напорной магистрали гидрореле и предохранительного клапана, настроенных на срабатывание при предельных нагрузках).
Формула изобретения
1. Привод скребкового конвейера, включающий двигатели, приводной вал с сгибаемыми тяговым органом звездочками, установленный в корпусах подшипников с возможностью перемещения вдоль направляющих опорной рамы гидроцилиндрами, штоки которых соединены с корпусами подшипников, а корпуса цилиндров закреплены на опорной раме и связаны с,нагнетательной магистралью, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности тягового органа конвейера путем снижения возникающих в нем динамических нагрузок, нагнетательная магистраль гидроцилиндров снабжена пружинным гидравлическим аккумулятором и последовательно соединенными гидрореле отключения двигателя и предохранительгым клапаном.
2. Привод по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что пружинный гидравлический аккумулятор выполнен с ограничителем хода пружины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Штокман И.Г. и др. Расчет и конструирование горных транспортных машин и комплексов. N, Недра, 1975 с. 88-96.
2. Авторское свидетельство СССР
М 334137, кл. В 65 G 23/04, 1970 (прототип), 910504
Составитель Л. Ефимова
ТехредС.Мигунова КорректорГ. Решетник
Редактор Н. Багирова
Тираж 972 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, М-35, Раушская наб., д. 4, 4 5
Заказ 1005/19
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,