Смазка для холодной обработки металлов давлением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социаяистичесиих

Респубпии

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 910739 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 300780 (21) 2967598/23-04 с присоединением заявки М— (23) Прнорнтет—

Опубликовано 07.-03.82. Бюллетень Ле 9

Дата опубликования описания 070382 (5! )М. Кл.

С 1О М 1/18

1/46

Рпударотаииый комитет

СССР (3) УДК621.892:, 621. 7. 016. 3 (088. 8) по дедом изабретеиий и открытий

В. Н. Колесников, В.Д. Носарь, Л.М. Фрол ва,-А.И,. Лобанов- .-, П.М. Гаврилин, Е.М. Кричевский, А.Я. Вир сис, "E.È.:10ðüåêà, Н.Г. Манохина, И,Т, Полковниченко и П,Е. Чвпланов

1 )

Я

f г;.

1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ

ДАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении (волочением, прокаткой) изделий в частности в поточных линиях, напри5 мер труб и прутков из углеродистых сталей. Процессы обработки металлов давлением характеризуются высокими скоростями деформации при больших значениях разовых обжатий. Однако при этом как скорость, так и степень деформации ограничивается физико-химическими свойствами (вязкость, термостойкость и др.) применяемых смазок.

Известна смазка для холодной обработки металлов, представляющая собой ,5-7Ф-ный водный раствор хозяйствен.ного натриевого мыла (13.

Недостатком указанной смеси является то, что она может быть использована только с подсмазочным по крытием (медным или фосфатным). В связи с этим перед нанесением покрытия требуется химическая обработка (обезжиривание, травление) поверхности изделий. Последнее увеличивает трудоемкость процесса и ухудшает санитарно-гигиенические условия труда, так как в окружающую среду выделяются пары кислот и щелочей. Кроме . того, после нанесения смазки требуется специальная сушка.

Известны смазки, применение которых не требует предварительного нанесения подсмазочного покрытия. Так, например, известна смазка, состоящая из 8-15 вес,4 мыл щелочных металлов жирных кислот фракции С4о -С, эмульсола технического (0,5-1), натрия иодистого (0,3-0,6 ) и гидроокиси лития (0,2-0,4 )(2)..

Однако применение указаннои смаз ки также не исключает операции .сушки, что удлиняет технологический ци кл.

12-17

Остальное

Полиэтилен низкомолекулярный пред ставляет собой белый пастообразной консистенции продукт и является отходом при производстве высокомоле3 91

Наиболее близкой по составу ингредиентов к предлагаемой является смазка, состоящая из минерального масла и полиэтилена {низкого давления) высокомолекулярного (мол.вес. более 10000) (3), Недостатком указанной смазки являются ее невысокие антифрикционные и противозадирные свойства, что приводит в налипанию металла на инструмент и обрывам деформируемого изделия. Это объясняется тем, что при высоких скоростях деформации в очаге деформации развиваются высокие температуры (свыше 250 С), что приводит к потере термостабильности смаз ки, а следовательно, к ухудшению антифрикционных и противозадирных свойств.

Целью изобретения является повышение противозадирных и антифрикционных свойств смазки.

Поставленная цель достигается тем, что смазка, содержащая минеральное масло и полиэтилен, дополнительно содержит триэтаноламиновую соль алкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных спиртов фракции С о-С, и в качестве полиэтилена содержит полиэтилен мол .вес. 800- 1000 при следующем соо, отношении компонентов, вес.4:

Полиэтилен мол.вес.

800-1000 20-30

1риэтаноламиновая соль алкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных спиртов фракции

С.10 С ъ

Минеральное масло

Минеральное масло (ИС-20)

Полиэтилен низкомолекулярный (мол,вес. 800- ТУ 6-05-1837-77

1000)

Триэтаноламино"

23 вая соль алкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных спиртов фракции

ГОСТ 38-40797 77

ГОСТ 1707-51

Предл а гаемую смаз ку при гот авли вают следующим образом.

8 емкост ь с ми нерал ь ным маслом (желательно подогретого до 60ОC) добавляют полиэтилен при интенсивном перемешивании, а затем добавляют триэтаноламиновую соль алкилфос° р фатов. Приготовленный состав тщательно перемешивают.

Смазку наносят на деформируемое иэделие окунанием, обливом или по трубопроводу под давлением. на изделие перед очагом деформации. Были приготовлены и опробованы следующие составы смазок, приведенные в табл.1, 0739 . 4 кулярных полимеров, Как показали исследования, он обладает высокими противозадирными и антифрикционными свойствами. Легко растворяется в минеральном масле, не осаждается и улучшает вязкостные свойства смазки.

Триэтаноламиновая соль алкилфосфатов на основе оксиэтилированных

10 первичных жирных спиртов фракции

С, -Q является поверхностно-активным веществом, улучшает адгезионные свойства первого мономолекулярного слоя смазки и выполняет роль стаби15 лизатора смазки.

Для приготовления смазки используют стандартные. вещества:

910739

Таблица 1

Полиэтилен высокомолекулярный мол.вес

10000"20000

Триэтаноламиновая соль алкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных спиртов фракции С о С1З

Полиэтилен низкомолекулярный мол.вес

800-1000

Минеральное масло (ИС"20) Смазка

Предлагаемая

30

53.

65,5

9,5

68

20

Известная

Коэффициент Усилием Качество трения волочения, поверхности кг

Вели чи на деформации

Е (i) Смазка

Предлагаемая

Налипаний, задиров нет

0,054

390

380

То же

0,053

400

0,057

Известная

480

Налипания, задиры

0,081

Для исключения разбалансировки состава смазки при максимальном количестве полиэтилена в смазку вводится минимальное количество триэтаноламиновой соли алкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных спиртов фракции С„-С и наоборот, при минимальном количестве полиэтилена вводится максимальное количество триэт анол аминовой соли.

Эффективность предлагаемой и известной смазочных композиций прове,ряют по величине коэффициента трения . (антифрикционные свойства), flo со" стоянию поверхности продвформированной полосы из ст. 20 после волочения (противозадирные свойства) и усилиям волочения (Р,), которые определяют на испытательной машине трения (МТ-1). При этом по каждому из ва;

N риантов смазок было проведено по 10

l4 C llH T B Hl4 N

Результаты испытаний приведены в табл. 2. ! Таблица 2

10739 . 8 неральное масло и полиэтилен, о т л и ч. а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения антифрикционных и противозадирных свойств, смазка в

s .качестве полиэтилена содержит полиэтилен мол. вес, 800-1000 и дополнительно содержит триэтаноламиновую соль апкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных спиртов фракции С о-Г1 при следующем содержании компонентов, вес.3:

Полиэтилен мол.вес

800-1000

20" 30

Триэт анол ами новая соль алкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных спиртов фракции С„р-С

Минеральное масло,1S

12-17

Ост ал ь ное

30 2. Авторское свидетельство СССР

607839, кл. С 10 М 1/06, 1978, 3 ° Авторское свидетельство СССР

L" 308799, кл. B 21 D 37/18, 1969 (прототип).

Составитель Е. Пономарева

Редактор М. Недолуженко Техред M.Tenep Корректор N. Коста

Заказ 1027/1 Тираж 524

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Подпи сное филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

7 9

Оптимальный состав смазки содержит 65> минерального масла, 253 полиэтилена низкомолекулярного (мол. вес 800-1000), 10 триэтаноламиновой соли алкилфосфатов на основе оксиэтилированных первичных жирных. спиртов фракции Qo -С ..

Сравнительные испытания показывают, что предлагаемый состав смазочной композиции в отличие от известного обладает меньшим коэффициентом трения, лучшими противозадирными свойствами и значительно снижает усилия волочения. На пластинках, покрытых смазкой 4, наблюдают задиры усилие волочения значительно возросло. На пластинах, покрытых смазкой

1 - 3, налипания металлов не наблюдают;

Поверхность образцов, протянутых 20 без налипания, проверяют на профилометре-профилографе. Установлено, что все образцы, протянутые на смаз" ке 1 - 3, имеют класс чистоты 10.

Предлагаемая смазка опробована при волочении сварных труб из ст.10 и 08 КП по маршруту 18х1 - 14" 1 и

25 2 - 22х2. Протянуто 400 м труб.

Качество поверхности труб хорошее, процесс волочения протекает плавно, стабильно. формула изобретения

Смазка для холодной обработки металлов давлением, содержащая миИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Липкин Я;Н. и др. Химическая и: ф электрохимическая обработка стальных труб. М., "Металлургия", 1974, с. 104.