Якорь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<п191! 009
Союз Соввтскик
Социалнстичвсииз
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (8l ) Дополнительное к авт. саид-ву(51)IN. Кл. (22)Заявлено 01.08.80 (21) 2967651/22-03 с присоеаинениею заявки М
Е 21 В 23/06
9мудвретееиы4 «елвтет
CCCP во аллеи взе4ретевий в отерытнй (23) Приоритет (53) УДК 622. .245.7 (088.8) Опубликовано 07.03.82. Бюллетень,йе 9
Дата опубликования описания 1 0 . 03 . 82
Б..А. Жуков и В.P. Сильвестров," (72) Авторы изобретения
f71) Заявитель (5") ЯКОРЬ, Изобретение относится к испытаниям нефтяных и газовых скважин испытателями пластов на трубах, а именно . якорным устройствам, служащим для опоры на обсадную колонну или стенки скважины в процессе проведения испытания скважин испытателями пластов с пакерами сжатия, Известен якорь для пакера, состоящий из корпуса с радиальными ка налами и.шаровыми фиксаторами, от" стойника, подпружиненного патрубка, шарнирно связанного с толкателями, сухарей и поршня (13.
Однако в транспортное положение устройство может быть приведено .только .после подъема его на поверхность, что ограничивает область его применения.
Известен также якорь, состоящий из связанного с колонной труб конуса со шлипсами, корпуса с установленными в его отверстиях фиксаторами и концентрично установленных в корпусе и относительного него подпружиненных соответственно затворной втулки и патрубка с пазами под фиксаторы(23.
Однако после запуска якоря в работу. его перестановка возможна только на вышерасположенные обьекты, т.е. испытание нескольких обьектов одним спуском инструмента можно проводить лишь по схеме "снизу вверх", à постоянное трение сухарей о колонну приводит к износу не только сухарей, но и .обсадной колонны.
Цель изобретения - обеспечение надежности работы якоря при его перестановке в процессе испытания скважины сверху вниз.
Поставленная цель достигается тем, что патрубок выполнен в виде дифференциального поршня и образует с корпусом камеру, сообщающуся с внутренним пространством.
На фиг. 1 показан якорь, общий вид; на фиг. 2 — разрез л--я н» фиг .i.
3 911009
Якорь состоит из конуса l„ связанного с колонной труб с наклонны" ми направляющими типа "ласточКин . хвост" под шлипсы 2, корпуса 3 с радиальными каналами d и отверстиями под фиксаторы 4, затворной втул.ки 5 с мелкой и глубокой проточка:ми, подпружиненной пружиной 6, и патрубка 7, выполненного в виде дифференциального поршня и с пазами для 1о размещения шлипсов 2, подпружиненного пружиной 8. Герметичность корпуса обеспечивается двумя неподвижными резиновыми кольцами 9 и 10. и, двумя подвижными кольцаМи 11 и 12, . 35 при этом кольцо ll герметиэирует циt линдрическую повеохность большего наружного, диаметра, чем кольцо 12, образуя рабочую камеру 5 дифференциального порщня, связаннчю с внутритрубным пространством.
Якорь работает следующим образом, После спуска якоря, входящего в состав комплекта трубного испытательного инструмента, на заданную глуби- 2s ну внутрь труб сбрасывается грузломик, который, ударяя о затворную втулку 5, смещает ее вниз относительно корпуса 3. При этом фиксатор 4 утапливается в глубокой проточке эв втулки 5 и освобождает патрубок 7.
Последний под действием разности внутритрубного и затрубного давлений двигается вверх, выдвигает шлипсы 2 до зацепления их с обсадной колонной зэ и при последующей разгрузке инструмента через шлипсы 2 передает нагрузку на стенки обсадной колонны. формула изобретения
Для перестановки якоря вверх .производят натяжку инструмента, в результате чего конус 1 сдвигается вверх относительно шлипсов 2. По" следние утапливаются в пазах патрубка 7 и выходят из зацепления с обсадной колонной или стенками скважины.
Для перестановки якоря вниз снимается нагрузка на конус 1 и создается избыточное внутреннее гидроста30 тическое давление, под действием которого дифференциальный поршень, преодолевая усилие пружины 8, двигается вниз и выводит шлипсы 2 из зацепления с колонной.
В крайнем нижнем .положении фиксатор 4 под действием подпружиненной затворной втулки 5 попадает в кольф цевую проточку патрубка 7 и запирается в этом положении проточкой большего диаметра. затворной втулки 5.
После снятия избыточного внутреннего давления якорь остается в транспортном положении и перемещение комплекта испытательного инструмента может производиться в любом направлении.
Повторный запуск якоря в работу осуществляется сбрасыванием с поверхности груза-ломика.
Использование подпружиненного патрубка, выполненного в виде дифференциального поршня, позволяет производить перестановку якоря в любом направлении как снизу вверх, так и сверху вниз и обеспечивает надежное эаякоривание за счет создания дополнительного гидравлического усилия, развиваемого дифференциальным поршнем, что значительно повышает эффективность испытания нефтяных и газовых скважин комплектом трубного испытательного инструмента. Кроме того, возможность приведения якоря в транспортное положение непосредственно в скважине исключает возможность износа сухарей и обсадных колонн.
Якорь, состоящий из связанного с колонной труб конуса со шлипсами, корпуса с установленными в его отверстиях фиксаторами и концентрично установленных s корпусе и относительно него подпружиненных соответственно затворной втулки и патрубка с пазами под фиксаторы, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения надежности работы якоря при его перестановке в процессе испытания скважины сверху вниз, патрубок выполнен в виде дифференциального поршня и образует с корпусом камеру, сообщающуюся с внутритрубным пространством .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 415352, кл. Е 21 В 23/00, 1972
2. Авторское свидетельство СССР
И 505793, кл. Е 21 В ?3/06, 1973 (прототип).
911009
Составитель И. Кепке
Редактор М. Циткина Техред М. Надь Корректор Н. Швыдкая.Тираж 624 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5 ф
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ.1075/15