Механизм для преобразования вращательного движения в сложное,состоящее из возвратно-поступательного и вращательного движений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских, Социалистических

Республик

<„,911077 (61) Дополнительное к авт. санд-ву (22) За я алеко 20.07.79 (21) 2815163/25-28 с присоединением заявкн М (23) Приоритет— (5l)N. Кл.

F 16 Н 37/16

Гоеударствениый комитет

СССР

Опубликовано 07.03.82. Ьктллетень тле 9

Дата опубликования описания 07,03.82 ао делам изобретений и открытий (5З3 УДК 621.837 (088.8) С. П. Темский, В. В. Зубков, В. К. Смирйов, "Р".""М-кихота и Я. И. Кац

3 (72) Авторы изобретения ,л (1 (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

В СЛОЖНОЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ВОЗВРАТНΠ— ПОСТУПАТЕЛЬНОГО

И ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЙ

Известны механизмы для преобразования вращательного движения в сложное, состоящие иэ возвратно-поступательного и вращательного движений, содержащие корпус, размещенные в нем ведущий вал, кинематически связанный с ним ведомый вал с жестко установленным на нем зубчатым колесом, и ползуна, установленного на ведомом валу с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль него и кинематически связанного с ведущим валом. В известном механизме

Недостатком известного механизма является сложность его конструкции.

Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности является механизм для преобразования вращательного движения

26 в сложное; состоящее из возвратно-поступательного и вращательного, содержащий корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый со шлицевым участком BBJIbI, эацепляющиеся друГ с другом эллиптические колеса, l

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования одного вида движения в другой, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства в условиях, требующих одновременного вращательного и возвратнопоступательного движений выходных звеньев механизма (валов, шпинделей и т.п.), например в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем путем накрутки, в устройствах для финишной обработки (притирки, полировки) отверстий, валов и т.д. кинематическая связь ведущего вала с ведомым выполнена в виде планетарной передачи, включающей водило, жестко соединенное с ведущим валом и двух сателлитов, установленных на концах водила и взаимодействующих с зубчатым колесом ведомого вала, выполняющего роль центрального колеса, а кинематическая связь ползуна с ведущим валом выполнена в виде кривошипношатунных механизмов, шатуны которого тО, выполнены телескопическими и шарнирно связаны своими концами с ползуном и периферийными участками соответствующих сателлитов 11).

3 91 одно из которых жестко связано с ведущим валом, а друтое смонтировано на ведомом валу. В известном механизме на ведущем валу дополнительно установлена круглая шестерня, на ведомом валу — круглое зубчатое колесо, взаимодействуинцее с круглой шестерней ведущего вала, причем на ведомом валу дополнительно выполнен резьбовой часток, в установленном на ведомом валу круглом колесе выполнено осевое шлицевое отверстие, взаимодействующее с шлицевым участком ведомого вала, а в установленном на ведомом валу эллиптическом зубчатом колесе с центром в одном из фокусов эллипса выполнено резьбовое отверстие, взаимодействующее с резьбовым участком ведомого вала (2).

Недостатком данного механизма является то, что он имеет узкие эксплуатационные воэможности, обусловленные небольшим ходом возвратно-поступательного движения выходного звена и невозможностью его изменения. Этот ход зависит от параметров резьбового участка и передаточного отношения зубчатых пар, входящих в известное уст;ройство, и не может быть увеличен в кон кретном устройстве больше определенной ве, личины с помощью имеющихся в этом уст ройстве технических средств. Однако, часто, по условиям производства требуется обрабатывать партии изделий, обработанные поверхности которых имеют различную длину.

При этом требуется возможность изменения хода выходного звена для обработки изделий повышенной длины.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей.

Укаэанная цель достигается тем, что механизм. для преобразования вращательного движения в сложное, состоящий из возвратно-поступательного и вращательного, содержащий корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый со шлицевым участком валы, зацепляющиеся друг с другом эллиптические колеса, одно из которых жестко связано с ведущим валом, a äðóãoå смонтировано на ведомом валу, снабжен имеющим шлицевой участок ползуном в виде рейки, установленным на шлицевом участке ведомого вайа, . рычагами, один конел, каждого из которых снабжен грузом, и промежуточными взаимодействующими с рейкой вал-шестернями, смонтированными на ведомом валу между ползуном и рычагами и жестко связанными с другими концами последних, а эллиптическое колесо. ведомого вала связано с ним жестко.

На фиг. 1 схематически изображен меха низм, общий вид; на фиг. 2 — сечение

1077 4

А-А на фиг. !", на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — вид В на фиг. 1.

Механизм содержит корпус 1, размещенные в нем ведущий вал 2 и ведомый 3 со шлицевым участком 4 вала, зацепляющиеся друг с другом эллиптические колеса 5 и 6, одно из которых — колесо б — жестко связано с ведущим валом 2, а другое — колесо 5 — смонтировано на ведомом валу .3. щ Механизм снабжен имеющим шлицевой участок 7 ползуном 8 в виде рейки 9, установленным на шлицевом участке 4 ведомого вала 3, рычагами 10, один конец 11 каждого из которых снабжен грузом 12, и промежуточными, взаимодействующими с рейкой

9 вал-шестернями 13, смонтированными на ведомом валу 3 между ползуном 8 и рыча- . гами 10 и жестко связанными с другими концами 14 последних, а эллиптическое колесо 14 ведомого вала 3 связано с ним жестко. Ползун 8 имеет гладкий цилиндрический участок 15, установленный в цилиндрических направляющих .16 ведомсго вала 3. Соединение рычагов 10 с вал-шестернями 13 может быть выполнено посредством винтов 17. Ведущий вал 2 связан с приводом 18. !

Механизм работает следующим образом, Крутящий момент от привода 19 передается на ведущий вал 2 и далее через эллип- . тические колеса б и 5 на ведомый вал 3, и через шлицевые участки 4 и 7 на ползун

8. Одновременно с ползуном 8 вращаются и рычаги с грузами и вал-шестерни 13. При этом взаимодействующие между собой эллиптические шестерни создают неравномерное вращение ведомому валу, рычагам 10 с грузами 12, вал-шестерням 13 и ползуну 8 с периодическим ускорением и замедлением, и под действием переменных центробежных

4О сил, возникающих при неравномерном вращении, грузы 12 с рычагами 10.совершают колебательные движения и вал-шестерни 13, которые, в свою очередь, взаимодействуя с рейкой 9, перемещают возвратно-постунательно ползун 8. Таким образом, ползун

8 совершает сложное движение, состоящее из возвратно-поступательного и вращательного движений. Если грузы 12 совершают целый оборот, то пол ун 8 переместится на величину, равную длине окружности шестерни вала-шестерни 13 и обработка изделия будет происходить на следующем участке.

Поворот грузов 12 с рычагами 10 можно обеспечить либо вручную при остановке мея ханиэма, либо при достижении определенных оборотов привода 18. Начальное положение грузов 12 и рычагов 10 обеспечивается по-, средством винтов 17.

5 . 91

° Использование изобретения расширяет экс- . плуатационные возможности аналогичных .механизмов, так как позволяет обрабатывать изделия различной длины, за счет воэможности механизма изменять расположение зоны, в которой перемещается выходное звено— полз ун.

Формула изобретения

Механизм для преобразования вращательного движения в сложное, состоящее из возвратно-поступательного и вращательного движений, содержащий корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый со шлицевым участком валы, зацепляющнеся друг с другом эллиптические колеса, одно из которых жестко связано с ведущим валом, а другое смонти1077 6, ровано на ведомом валу, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, механизм снабжен имеющим шлицевой участок ползуном в виде рейки, установленным на шлицевом участке ведомого вала, рычагами, один конец каждого из которых снабжен грузом, . и промежуточными взаимодействующими с рейкой вал-шестернями, смонтированными

>р на ведомом валу между ползуном и рыча;гами и жестко связанными с другими концами последних, а эллиптическое колесо ведомого вала связано с ним жестко.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР И 587294, кл. F 16 Н 37/12, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР 84 767437, кл. F 16 Н 37/16, 1977 (прототип).

911077

Ждд

Составитель В. щербаков

Техред Ж.Кастелевич

Редактор М. Товтии

Заказ 1083/18 Тираж 981

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Корректор С. Шекмар

Подписное