Составное зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Colo 3 Советсник
Социалистических
Реснублии
- <п>911
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (5l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Зая влено 07.08.80 (21) 2970356/25-28 с присоединением заявки М— (23) Приоритет (53)M. Кл.
F 16 Н 55/14
3Ьсударстееииый комитет
СССР ао делам изобретений и открытий
Опубликовано 07.03.82. Ьизллетень те 9
Дата опубликования описания 07.03.82 (53) УДК 621.833 (088.8) О, В. Берестнев,. И. И. Янков, С. П. Руденко, С. К. Скороходов, И. В. Жук и В. И. Моисеенко (72) Авторы изобретения
Илстллул проблем aaaeaaocca a aoarcaecaccP ммлллм, АН Белорусской ССР с (7l) Заявитель (54) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
 — (0,9 — 1,2) пьт
Изобретение относится к машиностроению и может быть испольэовало в зубчатых передачах с пониженной виброактнвностью.
Извеетно составное зубчатое колесо, содержащее венец н ступицу с конусным участком, уменьшающимся к торцу колеса, соединенные между собой посредством упругого элемента в виде кольца (11.
Недостатком этого зубчатого колеса является малая долговечность.
Цель изобретения — повышение долговечности составного зубчатого колеса.
Цель достигается тем, что в кольце выполнены расположенные параллельно осн прорези, имеющие односторонний выход поочередно на оба торца колеса, а на посадочной поверхности венца, противоположной конусному участку на стутпще, также выполнен с диаметром, увеличивающимся к ториу колеса, конусный участок, длиной
 — (0,9 — 1,2) m
2 где  — ширина колеса;
m — модуль нормальный.
На фиг. 1 изображена конструкция составного зубчатого колеса; на фиг. 2 — развертка упругого элемента (кольца).
Составное зубчатое колесо состоит из венца 1, ступицы 2, кольца 3, расположенного между венцом и стушщей (фиг. 1). Кольцо
3 имеет прорези 4 (фиг. 2), выполненные по толщине кольца сквозными, а по ширине кольца — глухими, имеющими односторонний выход поочередно на оба торца 5 кольца 3.
Кольцо 3 соединено со ступицей 2 и венцом 1, например, по скользящей посадке.
Для устранения проворота венца 1 относительно кольца 3 и ступицы 2 в местах сопряжения кольца 3 с венцом 1 и ступицей
2 установлены винты 6 (фиг. 1). Прочные поверхности венца и ступицы имеют с противоположных сторон конусные участки
7 и 8, диаметры которых увеличиваются у венца и уменьшаются у ступицы к торцам кольца 3. Длина каждого участка
ВНИИПИ Заказ 1083/18 Тираж 981 Подписное
Филиал ППП *Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4
3 9 где  — ширина колеса; тп — модуль нормальный.
При такой длине каждого конусного участка 7 и 8 обеспечивается поясок С равный (0,9 — 1,2) гоп (фиг. 1), по которому происходит центрирование венца 1 относительно ступицы 2.
При передаче крутящего момента, а также под воздействием возникающих в зацеплении динамических нагрузок, происходит упругая деформация кольца 3, что обеспечивает воэможность некоторого поворота венца 1 относительно ступицы 2. В результате обеспечивается самоустановка зубчатого венца 1 составного колеса по отношению к сопрягаемому зубчатому колесу, чем улучшаются показатели контакта сопрягаемых зубьев в зацеплении, значительно снижается коэффициент концентрации нагрузки в зацеплении.
Предлагаемая конструкция составного зубчатого колеса обладает высокой несущей способностью и, вместе с тем, высокими виброизолирующими свойствами и позволяет значительно снизить неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, а также влияние высокочастотных вибраций, возникающих при работе зубчатого колеса, на другие элементы механизма. Простота изготовления
11079 4 посадочных поверхностей венца и ступицы, а также прямолинейный характер прорезей, способствуют технологичности изготовления составного зубчатого колеса.
Формула изобретения
Составное зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу с конусным участком, уменьшающимся к торцу колеса, соединенные между собой посредством упругого элемента в виде. кольца,отличающееся тем,что, 1 с целью повышения его долговечности, в кольце выполнены расположенные параллельно оси прорези, имеющие односторонний вы15 ход поочередно на оба торца колеса, а на посадочной поверхности венца, противоположной конусному участку на ступице; также выполнен с диаметром, увеличивающимся к торцу колеса, конусный участок, длиной
 — (0,9 — 1,2) m
L—
7 где  —.. ширина колеса; я5 m модуль нормальный
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N 696225, кл. F 16 Н 55/14, 1976 (прототип);