Экстремальный регулятор для объектов с транспортным запаздыванием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Oll ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски«

Социалистически«

Реслублми (iu911460 (6i) Дополнительное w авт. свид-syN 792218 (22) Заявлено 25. 01. 80 (21) 2875337/18-24 с присоединением заявки М (23 ) Приоритет

Опубликовано 07.03.82. Бюллетень М 9

Дата опубликования описания 07.03.82 (51) М. Кл.

6 05 В 13/02 фвударвтюивй «аивтвт .

666Р в@ AN3N взвбувтвний и етврыт«11 (53).УДК 62-50 (088. 8) В.И. Бородин, В.С. Зарицкий и С В. Черныи -" --:-.- °Курский сельскохозяйственный и титут, им. И.И. Иванова и Ленинградский-ащ ейа"Трудового, Красного-Знамени сельскохозяйственный институ- -- (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР ДЛЯ ОВЪЕКТОВ

С ТРАНСПОРТНЫИ ЗАПАЗЛЫВАНИЕИ

Изобретение относится к автоматическому управлению объектами с транспортным запаздыванием, обладающими экстремальными статическими характе" ристиками.

По основному авт.св . 11 792218 известен экстремальный регулятор,используемый для автоматического управления объектами, в процессе работы которых транспортное запаздывание не меняется..Этот регулятор содержит обратную модель линейной части объекта, последовательно соединенные множительное звено, усилитель и сумматор, второй вход сумматора соединен с выходом генератора поисковых сигналов, а выход - со входом интегратора, два дифференциатора, выходы которых соединены с соответствующими входами множительного звена, а входы †.соответственно с выходом интегратора и выходом обратной модели линейной части объекта 3, 13.

Необходимое условие нормальной работы этого экстремального регулятора заключается в следующем: период Т синусоидального сигнала поискового генератора должен быть в натуральное число раз меньше времени транспортного запаздывания. Если это условие нарушено, то при управлении объектами с переменным транспортным запаздыванием, зависящим, например, от величины входного сигнала, быстродействие и точность регулирования могут значительно снизиться, а иногда система может оказаться в зоне неустойчивой работы.

Изменение транспортного запаздывания при постоянстве периода Т вызывает возникновение фазового сдвига между сигналами, подаваемыми на входы множительного звена. Наличие фазового сдвига в интервалах углов (О - —,"), (— " О) приводит к умень К C.. шению управляющего сигнала на входе

3 911460 сумматора иэ цепи обратной связи, что увеличивает время выхода системы в зону оптимальной работы. Фазо. вый сдвиг в интервале углов вызывает изменение знака сигнала обратной связи, и система становится неустойчивой.

Цель изобретения - повышение точности экстремального регулятора при управлении объектом с переменным 1в транспортным запаздыванием, зависящим от величины входного сигнала, предотвращением выхода системы в не устойчивый режим работы.

Поставленная цель достигается тем, 1$ что в. известный экстремальный регулятор введень1 орган сравнения, два, входа которого соединены соответственно с входом интегратора и выходом задающего устройства, и исполни- у тельный орган, включенный между выходом органа сравнения и входом генератора поисковых сигналов.

На чертеже представлена функциональная схема регулятора. 2$

Экстремальный регулятор для объектов с транспортным запаздыванием, зависящим от величины входного сигнала, содержит генератор 1 поиско" вых сигналов, сумматор 2, интегратор зв

3, обратную модель 4 линейной части объекта с передаточной функцией линейной инерционной части объекта регулирования, дифференциаторы 5 и 6, множительное звено 7, усилитель 8 сиг з нала обратной связи, задающее устройство 9, орган 10 сравнения и исполнительный орган 11. Регулятор оптимизирует работу объекта 12 регулирования,имеющего экстремальную ста- В тическую характеристику и обладающего передаточной функцией линейного инерционного звена с переменным транспортным запаздыванием.

Изменение входного сигнала объекта регулирования приводит к соответствующему изменению времени транспортного запаздывания и появлению фазового сдвига, Для устранения последнего необходима коррекция периода поискового сигнала. Ее величина определяется путем сравнения входного сигнала объекта l2 регулирования с некоторым калиброванным сигналом, который формируется задающим устройством 9. Полученная на органе 10 соавнения оазность. используется для управления исполнительным органом 11, изменяющим период поискового сигнала генератора 1 до устранения фазового сдвига, Предлагаемый экстремальный регулятор для объектов с переменным транспортным запаздыванием позволяет устранить фазовый сдвиг изменением периода сигнала поискового генератора, если время транспортного запаздывания зависит от величины входного сигнала объекта. Зто обеспечивает постоянное высокое быстродействие системы, высокую точность регулирования и полностью исключает выход системы в неустойчивый режим работы.

Формула изобретения

Экстремальный регулятор для объектов с транспортным запаздыванием по авт.св. У 792218, о т л и ч а ющ и и с R тем, что, с целью повышения точности регулятора, в него введены дополнительно орган сравне.ния, два входа которог соединены соответственно с входом интегратора и выходом задающего устройства, и исполнительный орган, включенный между выходом органа сравнения и входом генератора поисковых сигналов.,Источники. информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 792218, кл . G 05 8 13/02, 1979 (прототип).

911460

Тираж 908 Подписное

ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1123/37 б

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель А.Лащев

Редактор Л. филь,. Техред А.Бабинец, Корректор С. Шекмар