Автомат для выключения стартерной шестерни
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 9)219
Класс 46св, 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А. С. Озерский
АВТОМАТ ДЛЯ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СТАРТЕРНОЙ ШЕСТЕРНИ
Заявлено 3 августа 1950 г. за № 432503 в Гостехнику СССР
Предметом изобретения является устройство для автоматического выключения стартерной шестерни в момент начала самостоятельной работы двигателя.
Известные того же назначения устройства, выполненные в виде центробежных автоматов, имеют тот недостаток, что не исключают возможности преждевременного или позднего отключения источника энергии, применяемого для прокрутки двигателя при его пуске.
В предлагаемом автомате этот недостаток устранен применением механизма ограниченного свободного хода с числом ступеней от одной и выше, каждая из которых образована двумя деталями, на сопряженных поверхностях которых нанесены совпадающие кольцевые незамкнутые канавки со свободно плавающим в них шариком или роликом„замыкающим относительное перемещение этих деталей, причем для предотвращения преждевременного выключения стартерной шестерни и ее произвольного перемещения после выключения автомат снабжен замком, образованным гайкой с выступами и подпружиненным диском с пазами для них.
На фиг. 1 изображен автомат с трехступенчатым механизмом свободного хода, продольный разрез; на фиг. 2 — поперечный разрез.
На ведущем валу 1, приводимом во вращение от пускового двигателя, свободно насажена шестерня 2, имеющая цилиндрический хвостовик 8. Внутрь цилиндрической выемки хвостовика входит втулка 4, свободно сидящая на валу 1. На втулку 4 одето кольцо 5, упирающееся одним концом в хвостовик 8, а другим — в цилиндрический буртик фасонной гайки б. Последняя скользит по прямоугольной резьбе 7 с большим уклоном спирали вала 1.
На сопряженных попарно цилиндрических поверхностях хвостовика 8 шестерни, втулки 4, кольца б и гайки б нанесены неполностью замкнутые кольцевые канавки 8 с выступами 9, в каждой паре которых помещены по одному шарику 10. Указанные детали образуют трехступенчатый механизм свободного хода. № 91219
В целях предотвращения преждевременного выключения стартерной шестерни 2 и произвольного ее перемещения к вращающемуся зубчатому венцу маховика после выключения, на торце гайки 6 имеются два выступа 11, входящие в пазы диска 12, скользящего по резьбе вала 1. Между гайкой 6 и диском 12 расположены действующие на растяжение пружины И, образующие совместно с гайкой б, диском 12 и валом 1 механизм замка.
Все детали автомата заключены в колпак 14, укрепленный на хвостовике 8 шестерни посредством запорного кольца 15 и служащий для перемещения шестерни 2, При поворачивании пусковым двигателем вала раоочего двигателя крутящий момент от вала 1 передается к стартерной шестерне 2 последовательно через пару сопряженных деталей и шарик, зажатый между выступами 9 кольцевых канавок 8. Одновременно с этим гайка б, стремящаяся повернуться под действием крутящего момента, прижимает втулку 4 к упорному буртику вала 1, и все детали автомата вращаются как одно целое.
С того момента, как скорость шестерни 2, ведомой зубчатым венцом маховика, превысит скорость вращения ведущего вала 1, эта шестерня получит возможность свооодно поворачиваться до тех пор, пока увлекаемый выступом 9 в ее канавке 8 шарик 10 не окажется прижатым к выступу в канавке втулки 4, в силу чего вместе с шестерней начнет поворачиваться и втулка. Таким же порядком будет вовлечено во вращение кольцо 5, которое привсдет к свинчиванию гайки б по резьбе вала 1, а последняя переместит колпак 14 в осевом направлении, который, в свою очередь выведет шестерню 2 из зацепления, Ввиду того, что гайка б и диск 12 постоянно разжимаются пружинами 18, чем создается тормозящее трение между ними и резьбой вала 1, преждевременное выключение стартерной шестерни 2 или ее произвольное перемещение после выключения становятся невозможными.
Предмет изобретения
1. Автомат для выключения стартерной шестерни, смонтированный на ведущем валу, имеющем на конце винтовую резьбу, о тли ч ающи и с я тем, что, в целях обеспечения выключения стартерной шестерни в момент начала самостоятельной работы двигателя, автомат снабжен механизмом ограниченного свободного хода с числом ступеней от одной и выше, каждая из которых образована двумя деталями, на сопряженных поверхностях которых имеются совпадающие кольцевые незамкнутые канавки со свободно плавающим в них шариком или роликом, замыкающим относительное перемещение этих деталей.
2. Форма выполнения автомата по п. 1, отличающаяся тем, что, в целях предотвращения выключения стартерной шестерни до использования всего свободного хода механизма ограниченного свободного хода и произвольного перемещения ее на ведущем валу после выключения, автомат снабжен замком, образованным гайкой с выступами и подпружиненным диском с пазами для пружин.