Способ подготовки нефтяного газа к транспорту

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

/ (72) Авторы изобретения

К.С. Каспарьянц, В.И. Кузин, P.À. Некрасова (54) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НЕФТЯНОГО ГАЗА

К ТРАНСПОРТУ

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, а именно к подготовке газов первой ступени сепарации нефти к транспорту до газонефтеперерабатывающих заводов и местным потребителям.

Известен способ транспорта газов первой ступени сепарации беэ подготовки 11 ).

Недостатками такого способа транспортировки является охлаждение нефтяного газа до температуры грунта, что приводит к выделению углеводородного конденсата, который накап- . ливается в пониженных участках трассы, Выделение Конденсата в газопроводе приводит к снижению дальнос-. ти бескомпрессорного транспорта га- за, увеличению необходимости диаметра газопровода, капитальных вложений на его строительство. Усложняется эксплуатация газопровода.

Наиболее. близким к изобретению по техническому решению является способ подготовки нефтяного газа к транспорту, включающий выделение газа из нефти путем сепарации при давлении

4-8 кгс/см, последующее охлаждение и разделение газа на газовую фазу и конденсат (2).

Недостатки способа заключаются в том, что для подачи широкой фракции на переработку необходимо строительН. ство сети трубопроводов, что требует больших затрат. Кроме- того, технология способа требует компримирования газа до 17 кгс/см и охлаждения газа с использованием искусственного холода. Все это приводит к ус- . ложнению технологии, повышению стоимости технологии, потерям конденсата и загрязнению окружающей среды. . Цель изобретения - упрощение технологии, снижение стоимости подготовки, сокращение потерь и защита окружающей среды. . Указанная цель достигается тем, что согласно способу подготовки неф»

3 91 тяного газа к транспорту, включающему выделение газа из нефти путем сепарации при давлении 4-8 кгс/см последующее охлаждение и разделение газа на газовую фазу и конденсат, е охлаждение газа ведут до -5 - 0 С при давлении сепарации и выделившиЙся при разделении газа конденсат пода1от в подготовленную нефть.

На чертеже представлена схема установки для реализации, способа.

Установка содержит сепаратор первой ступени 1, теплообменник 2, испаритель 3, сепаратор 4, насос 5, печь для нагрева нефти Ь, отстойник для обезвоживания нефти 7, электродегидратор для обезвоживания нефти 8.

Способ осуществляется следующим образом.

Продукция нефтяных скважин поступает на первую ступень сепарации в сепаратор 1. Из сепаратора 1 нефть подают на установку подготовки нефти насосом 5, нагревают в печи 6, отстаивают в отстойнике 7 и обессоливают в электродегидраторе 8.Затем нефть подают на концевую сепарацию при давлении 1,0-1,05 кгс/см с упругостью паров не более 500 мм рт.ст. После сепарации нефть направляют на внешний транспорт. Газ первой ступени сепарации нефти при давлении сепарации 4-8 кгс/см из. сепара2. тора 1 направляют на охлаждение в теплообменник 2, затем температуру газа в испарителе 3 доводят до -50 С. В сепараторе 4 поток разделяо ется на газ, подготовленный к транспорту, и конденсат, который подают в подготовленную нефть.

Пример. Подготовка к транспорту газов первой ступени сепарации нефти Ватинского месторождения.

Давление первой ступени сепарации 8 кгс/см, газовый фактор

60,3 м /т нефти. Газ проходит подго3 товку в соответствии со схемой. В результате конденсации газа при о

«5 С из сепаратора 4 выходит подготовленный газ и конденсат. Компонентный состав подготовленного газа, вес.Ф: С > - С = 66; С = 18; С4 =

= 9,4; Сg = 3,9; конденсата:

С„-С = 2; С = 9; С = 17; С

5+

В результате движения по газопроводу газ принимает температуру грун2192 4:

И та, которая в paAove Ватинского месторождения на глубине прокладки газопровода составляет - 1 С. В этих условиях из газа при транспорте конденсат не выпадает. Выделившийся же при подготовке газа конденсат в количестве 14,8 кг/100 ни подают в подготовленную нефть. Состав товарной нефти после смешения ее с конденсатом, вес. б: С, -С = 0,03; Сз =

= 0,74; С1 = 2,56; С = 96,7.

Упругость паров товарной нефти Ватинского месторождения до смешения ее с газовым конденсатом 488 мм рт.ст. по Рейду, после смешения

499 мм рт.ст. по Рейду.

Таким образом, подготовка газов первой ступени сепарации нефти Ватинского месторождения позволяет получить газ, из которого при транспорте не выделяется газовый конденсат, утилизировать выделившийся при подготовке газа конденсат без строительства продуктопроводов,получить товарную нефть с упругостью паров в пределах требований и с восстановленным за счет возврата в нее газового конденсата бензиновым потенциалом.

Параметры подготовки газов первой ступени сепарации нефтей по данному способу определены следующим образом. Давления первой ступени сепарации нефти для большинства месторождений лежат в пределах 4-8 кгс/см .

Эти давления с одной стороны определены условиями добычи нефти, а с другой - задачами бескомпрессорного транспорта газа. Температура процесса от 0 до -5ОС определена двумя главными задачами, т.е. необходимостью обеспечения подготовки газа до кондиций, обеспечивающих возможность его транспорта в газопроводе без выпадения конденсата, а также выделение из газа такой жидкой фазы, которая может быть утилизирована без специального транспорта по продуктопроводам с подачей в товарную нефть, и в то же время исключает выпадение конденсата в газопроводе.

Для исключения выпадения конденсата в газопроводе газ должен быть охлажден до температуры ниже, чем температура грунта на глубине прокладки газопроводов.

Применение предлагаемого способа позволяет комплексно решать вопросы подготовки газов первой ступени се5 912 йарации нефти к транспорту, утили-" зировать выделивщийся при этом конденсат беэ строительства продуктопроводов, получать товарную нефть с восстановленным за счет возврата в нее газового конденсата бензиновым потенциалом, но с упругостью паров в пределах предъявляемых к нефти требований.

Упрощение объектов, резкое снижение капитальных вложений позволяет значительно сократить сроки строительства установок подготовки газа и тем самым практически исключить его сжигание при вводе в эксплуатацию нефтяных месторождений.

Формула изобретения

Способ подготовки нефтяного газа

/ к транспорту, включающий выделение

192 4 газа из нефти путем сепарации йри давлении 4-8 кгс/см, последующее охлаждение и разделение газа на газовую фазу и,конденсат, о т л и5 ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологии, снижения стоя мости подготовки, сокращения noTepb и защиты окружающей среды, охлаждение газа ведут до -5 - О С при давлении сепарации и выделивщийся при .разделении газа конденсат подают в подготовленную нефть.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лутошкин Г.С. Сбор и подго- " .товка нефти, газа и воды к транспорТу. M., нИедра", 1972. 2. зараз В.И.Добыча, Йодготовка и транспорт нефтяного газа. М., М "недра", 1975, с. 75.

912192 подгоаобаемнаа

ANPNh

Составитель Г. Катенев

Редактор Л. Плисак . Техред И. Тепер Корректор С. Цомак

Заказ 1222/7 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб,, д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4