Антифрикционный композиционный материал на основе железа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«»912767
Союз Советсиик
Социалистичвсиик
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 0704РО (2 I ) 2905221/22-02 ! с присоединением заявки № (23) Приоритет (5l)M. Кл.
С 22 С 38/16
С 22 С 33/02
F 16 С 33/12
Эвуаауствешыя квмятет
CCCP ае амам язебретвяяй я еткуытяй
Опубликовано 15. 03 ° 82 ° Бюллетень № 10 (83) УДК669. 018. .24(088.8) Дата опубликования описания 15 . 03. 82 (72) Авторы изобретения
/ «"
Баранов, И.Г. Слысь, И.М. Федорченко и. В.Г. Герман
j,"; . / ..
Н. Г.
1
Ордена Трудового Красного Знамени, институт. проблем материаловедения АН Украинской -&.=-Р-С (71) Заявитель (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА
Изобретвние относится к области порошковой металлургии, в частности к антифрикционным композиционным материалам, работающим в условиях трения скольжения при ограниченной подаче смазки в условиях высоких контактных нагрузок.
Известен антифрикционный композиционный материал на основе железа, содержащий графит, хром, молибден,. фтористый кальций 113. . 1Ю
Недостатком этого материала является неудовлетворительная износостойкость при трении со смазкой при высоких контактных давлениях.
is
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому эффекту является антифрикционный композиционный материал на основе железа следующего состава, вес.4:
Медь 056,0
Иарганец 0 5 2 5
Никель 0,5-3,5
Углерод 0,1-1 ° 5
Фтористый кальций, 0,05-4,0
Железо Остальное (2).
Недостатком известного антифрикционного материала являются низкая износостойкость при больших нагрузках и прочность.
Предел прочности известного материала при изгибе 28 кгс/мм, интенсивность изнашивания в паре с контртелом из стали 45 при скорости скольжения 1 м/с, нагрузке 200 кгс/см и смазке маслом И-20 4,1 мкм/км.
Целью данного изобретения являетcR повышение иэносостойкости антифрикционного материала при больших нагрузках и его прочности.
Поставленная цель достигается тем, что антифрикционный материал на осно ве железа, содержащий углерод, марганец и медь, дополнительно содержит кремний при следующем соотношении компонентов, вес..",:
912767
Углерод 0,56- 1,4
Марганец 0,06-0,9
Медь 10,0-34,4
Кремний 0,22" 1,56
Железо Остальное 5
П в и м е р. Гранулы чугуна, содержащего 3,53 С, 2,653 Si, смешивают с железным порошком ПЖ2М. Смесь прессуют при давлении 4-5 т/см . Сверху на прессовки помещают пропитываю- 10 щий материал, состоящий иэ смеси по рошков меди ПМС-Н, кремния KP" 1 и марганца. Спекание с пропиткой осуществляют в контейнере с плавким затвором при 10501080 С в течение 1 ч. is
Затем образцы закаливают в масло с
870 С и отпускают при 300ОС.
Испытания предложенного материала на трение и изнашивание осуществляют на машине трения М22М в паре с контр- 20
Содержание компонентов, вес.3
Интенсивность изнашивания, мкм/км
Предел прочности при изгибе, кгс/мм
Состав, 11
Ов56
2 0,98
0,06 10
0,22 Ост.
1,0 Ост.
1,56 Ост, 2,0
Ов3
19,2
0,24
34,4
0,56 81
0 9
Медь
Кремний
35 Железо
Формула изобретения
10,0-34,4
0,22- 1,56
Остальное р !. Авторское свидетельство СССР и 382733, кл. С 22 С 33/02, 1970.
Составитель А. Соловей
Редактор Л.Веселовская Техред М. Надь . Корректор С,Шекмар
В
Заказ 1320/35 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная 4
Антифрикционный композиционный материал на основе железа, содержащий .углерод,марганец:и медь,о т л и ч а ю;.шийся тем, что, с целью повыше,ния износостойкости при больших на грузках и прочности, он дополнитель-, но содержит кремний при следующем соотношении компонентов, вес.3:
Углерод 0,56-1,40
Марганец 0,06-0,90 ф телом из стали 45 при скорости сколь" жения 1 м/с, нагрузке 200 кгс/см со-смазкой маслом И-20, В таблице приведены составы предложенного антифрикционного материала и егс свойства.
Как следует из приведенных в таблице данных, предложенный композиционный антифрикционный материал в сравнении с известным обладает более высокой иэносостойкостью и прочностью.
Экономический эффект эа счет повышения долговечности. узлов трения при замене шкворневых втулок переднего моста автогрейдера Д-598, изготавливаемых из Бр ОС-10 10, на втулки из предложенного материала, может соста" вить 2,3 млн руб
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе :
2. Авторское свидетельство СССР
И 394450, кл. C 22 C 33/02, 1971.