Способ защиты бурильных труб от скручивания при двух двигательном приводе бурового станка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 5а, 12»
21d2, 23оа
М 91593
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ЗАВИСИМОМУ АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А. А. Межлумов
СПОСОБ ЗАЩИТЫ БУРИЛЪНЬ!Х ТРУБ ОТ СКРУЧИВАНИЯ
ПРИ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОМ ПРИВОДЕ БУРОВОГО СТАНКА
Заявлено б мая 1950 г. за ¹ 417982 в Гостехнику СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 8 за 1951 г.
Основное авт. св. N 80613 от 10 мая 1948 г. на имя того же лица
В основном авт. св. № 80613 описан способ защиты бурильных труб от скручивания при приводе бурового станка многоскоростным асинхронным двигателем путем перевода двигателя в момент заклинивания долота в генераторный режим переключением обмотки на меньшее число оборотов (т. е. на большее число полюсов).
Описываемое изобретение относится к тому случаю, когда привод станка осуществляется от двух асинхронных двигателей. Согласно изобретению, при гаком приводе защита труб от скручивания осуществляется путем включения асинхронных двигателей в режим каскадного генератора.
На чертеже изображена схема управления двигателями по предлагаемому способу.
Для пуска двигателей 1 и 2 штурвалы командоконтроллеров станций управления, механически связанные между собой, устанавливаются в нейтральное положе11ие. В таком положении контакты Кl ti Klt замыкаются, и катушки реле РН становятся под напряжение. Реле напряжения PH замыкает свои нормально разомкнутые блок-контакты
PHl и размыкает свои нормально замкнутые блок-контакты РН2 в цепи питания контактора IУ двигателя 2.
При повороте штурвалов командоконтроллеров контакты Кl и Klt размыкаются, а контакты К2 замыкаются.
При замыкании контактов К2 включается контактор IУ, который своими нормально разомкнутыми блок-контактами IУI замыкает цепь питания реле ускорения IРУ. Цель питания катушки хода вперед и хода назад второй станции управления оказывается разомкнутой.
¹ 91593
Одновременно с включением контактора 1У, цепь питания контакторов управления добавочными сопротивлениями двигателя 1 разомкнется при помощи блок-контактов 1У2. Двигатели, таким образом, оказываются подготовленными к переходу на первую пусковую ступень.
При дальнейшем повороте штуовалов командоконтроллеров замыкаются контакты КЗ или К4 в цепи управления первого двигателя, и двигатели включаются на первую пусковую ступень в каскад с добавочным сопротивлением R в"цепи ротора двигателя 2.
С переходом на вторую ступень контакты К2 размыкаются и обесточивают контактор 1У и реле ускорения 1РУ. При отключении контактора 1У, его блок-контакты 1У2 в цепи питания контакторов добавочных сопротивлений первой станции управления замыкаются. При срабатывании реле ускорения 1РУ, его блок-контакты 1РУ1 в цепи питания контакторов хода вперед и хода назад (В и Н) второй станции управления замыкаются с выдержкой времени, определяемой уставкой реле ускорения 1РУ и подготавливают схему к переходу на вторую пусковую ступень
На второй ступени замыкаюгся контакты КЗ и К4> второй станции управления и контакты К5 первой станции управления.
При замыкании контактов К5 контактор 2У срабатывает без выдержки времени, так как блок-контакты 2РУ1 реле ускорения 2РУ в цепи его питания предварительно были уже включены (при срабатывании реле ускорения 2РУ на первой пусковой ступени).
Наличие выдержки времени реле ускорения 1РУ и блок-контактов
1РУ1 в цепи питания контакторов хода вперед и хода назад второй станции управления обеспечивает необходимую блокировку их с контактором 1У и замыкание нулевой точки добавочных сопротивлений первого двигателя дс включения двигателей параллельно в сеть. Таким образом, роторная цепь двигателя 1 во все время пуска оказывается замкнутой либо на статор двигателя 2, либо на добавочные сопротивления.
Дальнейший переход на 3, 4 и 5-ю пусковые ступени (реле ЗРУ н
4РУ) происходит при одновременном замыкании контактов К5 и К6;
Кб и К7; К7 и К8.
Если при бурении скважины произошло заклинивание долота и бурильные двигатели начнут работать на скручивание буровых труб, то при достижении нагрузки свыше установки токовых реле РКУ, последние сработают и своими блок-контактами РКУ, разомкнут цепь питания реле напряжения РН. Через некоторое время, определяемое установкой выдержки времени, реле напряжения PH сработает. Разомкнутся его блок-контакты РН1 и замкнется блок-контакт РН2 в цепи питания
KoFiTBKTopoB 1У и 2У второй станции управления. При этом цепь питания статора двигателя 1 не прервется вследствие наличия перемычки блок-контактов РН в цепи питания контакторов ход вперед или хода назад первой ступени управления.
После размыкапия контактов хода вперед или хода назад и замыкания блок-контактов В или Н в цепи питания контактора 1У, последний включится и переключит двигатель 2 в каскад с двигателем 1.
Размыкание контакторов хода вперед или назад двигателя 2 вызовег размыкание цепи питания кснтакторов ЗУ и 4У. Цепь питания кончактора 2У тоже разомкнется, но тут же включится обратно блок-контактом РН2.
При включении двигателя 2 в каскад с двигателем 1 контактор 1У одновременно разрывает цепь питания контакторов 1У, 2h; ЗУ и 4У в цепи ротора двигателя 1 своими нормально замкнутыми блок-контак№ 91593 тами 1У2, и двигатели оказываются в режиме каскадного генератора с необходимой величиной добавочного сопротивления в цепи ротора двигателя 2.
Неавтоматический перевод в режим каскадного генератора при заклинивании долота может быть осугцествлен простым поворотом штурвалов командоконтроллеров и установкой их на первой ступени пусковой схемы двигателей.
Переключение двигателей на нормальную работу также производится простым поворотом штурвалов командоконтроллеров.
Число оборотов двигателей в процессе бурения скважины на малых скоростях долота можно уменьшить в два раза без потерь энергии в добавочных сопротивлениях переключением двигателей в каскад.
Для этого необходимо перевести штурвал командоконтроллера на первую ступень и путем нажатия вспомогательной кнопки К„вывести из цепи ротора второго двигателя добавочные сопротивления при помощи контакторов ЗУ и 4У. При этом, как известно, общая мощность двух одинаковых двигателей, включенных в каскад, будет равна мощности одного двигателя.
Предмет изобретения
Способ защиты бурильных труб от скручивания при двухдвигательном приводе бурсвого станка по авт. св. № 80613, о тл и ч а ющи и ся тем, что в момент заклинивания долота асинхронные двигатели включают в режим каскадного генератора. № 91593
1 а
Редактор С. А. Ситникова Техред А. А. Кудрявицкая Корректор Ю. М. Федулова
Поди. к печ. 14/1 — 64 г. Формат бум. 70+108>/ Объем 0,35 изд, л.
Лак. 3517/11 Тираж 200
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
ТипограФия, пр. Сапунова, 2