Планетарная передача винт-гайка качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<„> 1

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.06.79 (21) 2786272/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

F 16 Н 25/22

F 16 Н 1/34

Государственный комитет

СССР (53) УДК 621.833. .6: 621.833.35 (088.8 ) Опубликовано 30.03.82. Бюллетень № 12

Дата опубликования on и сания 05.04.82 ио делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. В. Козырев (71) заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВИНТ вЂ” ГАИКА

КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в приводах подач станков, грузоподъемных механизмах и измерительных устройствах.

Известна планетарная передача винтгайка качения, содержащая центральный винт, ходовую гайку, ролики-сателлиты, расположенные в пространстве между винтом и гайкой и зафиксированные от проскальзывания между винтом и гайкой 11).

Данная передача имеет довольно широкие кинематические возможности при постоянном передаточном отношении, которое обеспечивается планетарной зубчатой передачей, усложняющей конструкцию.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является планетарная передача винт-гайка качения, содержащая центральный винт с участком резьбы, гайку и ролики-сателлиты с резьбой, расположенные между винтом и гайкой и зафиксированные от проскальзывания по резьбе гайки (2).

Известная планетарная передача имеет два степени свободы вследствие возможного проскальзывания роликов-сателлитов во фрикционном контакте с центральным винтом. Это может приводить к непостоянству передаточного отношения передачи, что за.трудняет ее использование в кинематических цепях, не допускающих проскальзывание.

Цель изобретения — обеспечение постоянства передаточного отношения передачи.

Указанная цель достигается тем, что в планетарной передаче винт-гайка качения, содержащей центральный винт, гайку и ролики-сателлиты, расположенные между винтом и гайкой и зафикисированные от про10 скальзывания по резьбе гаики, на центральном винте выполнен дополнительный участок резьбы с числом заходов и направлением винтовой линии отличными от числа заходов и направления винтовой линии основного участка, передача снабжена дополнительной гайкой, жестко связанной с основной гайкой, и дополнительными роликами-сателлитами, расположенными между дополнительной гайкой и дополнительным участком резьбы винта.

При этом ролики — сателлиты имеют венцы, с разными средними диаметрами резьбы, резьба венцов меньшего диаметра сопряжена с резьбой гайки, а резьба венцов большего диаметра — с резьбой винта.

916828

На фиг. 1 показана планетарная передача винт-гайка качения, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — вариант выполнения передачи, встроенной в полый ротор электродвигателя.

Передача содержит центральный винт 1 с двумя участками резьбы Л и П гаек 2 и 3 и имеющие резьбу ролики-сателлиты 4 и 5, расположенные между винтом 1 и гайками 2 и 3 и зафиксированные от проскальзывания по резьбе гаек 2 и 3. Число заходов и направление винтовой линии участков резьбы to

Л и П винта 1 различаются. Гайки 2 и 3 жестко связаны между собой втулкой 6.

Планетарная передача работает следующим. образом.

Вращение винта 1 при закрепленной от вращения втулке 6 вызывает поступательное ее перемещение в пределах расстояния между гайками 2 и 3.

При различных направлениях (левом и правом) резьбы на винте и роликах-сател- gy литах Ход Н гайки определяется по формуле.

s к2

Н вЂ” „, (и,— Кп), где S — шаг резьбы, А отношение среднего диаметра резь25 бы винта к среднему диаметру резьбы ролика-сателлита; п„n -число заходов резьбы на винт и на ролике-сателлите соответственно.

ЕслиК= 4, и = 1,тоН = — S(n 4 ). 3о

= 3

На участке резьбы Л винта,1 выполняют левую резьбу с числом заходов и и — — 3, а на участке резьбы П винта 1 — правую резьбу с числом заходов и 5. Роликисателлиты 4 и гайку 2 выполняют с левой резьбой, а ролики-сателлить1 5 и лйку 3 — с правой. Тогда ход обоих гаек при качении роликов одинаков и равен 0,6S. При проскальзывании одна гайка должна была бы перемещаться с ходом 3S в одну сторону, а другая — с ходом 5S в другую, что невоз- 4 можно, так как гайки 2 и 3 жестко связаны, а следовательно, проскальзывание гаек (Ipoизойти не может, т.е. обеспечивается постоянство передаточного отношения.

Ролики-сателлиты 4 и 5 (см. фиг. 2) могут иметь венцы с разными средними диа- 45 метрами резьбы. Резьба венцов меньшего диаметра сопряжена с резьбой гаек 2 и.3, а резьба венцов большего диаметра — с резьбой винта 1. Гайки 2 и 3 через втулки 6, запрессованные в полом роторе 7 электродвигателя, жестко связаны между собой. Ротор

7 установлен в статоре 8 на. подшипниках 9.

При выполнении роликов-сателлитов 4 и 5 с венцами, имеющими разные средние диаметры резьбы, в планетарной передаче винтгайка может быть получена большая редукция.

Путем исключения возможности проскальзывания гаек по резьбе винта в предлагаемой передаче достигается постоянство передаточного отношения, что позволяет использовать ее в точных кинематических цепях машин.

Формула изобретения

1. Планетарная передача винт-гайка качения, содержащая центральный винт с участком резьбы, гайку и ролики-сателлиты с резьбой, расположенные между винтом и гайкой и зафиксированные от проскальзывания по резьбе гайки, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения постоянства передаточного отношения, на центральном винте выполнен дополнительный участок резьбы с числом заходов и направлением винтовой линии, отличными от числа заходов и направления винтовой линии основного участка, передача снабжена дополнительной гайкой, жестко связанной с основной гайкой, и дополнительными роликами-сателлитами, расположенными между дополнительной гайкой и дополнительным участком резьбы винта.

2. Планетарная передача по п. 1, отличающаяся тем, что ролики-сателлиты имеют венцы с разными средними диаметрами резьбы, резьба венцов меньшего диаметра сопряжена с резьбой гайки, а резьба венцов большего диаметра — с резьбой винта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 737687, кл. F 16 Н 1/34, 1977.

2. Решетов Д. Н. Детали машин. М., «Ма ш и ностроен ие», 1975, с. 407, рис. 201 (прототип).

916828

Составитель А. Ступаков

Редактор .Л. Пчелинская Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга

Заказ 1840!51 Тираж 981 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4