Устройство для измерения температуры обмотки электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических, Республик

<»»»91 7006 т

/ (61} Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 130880 (21) 2973824/18-10 с присоединением заявки»»о— (23) Приоритет;

ОпубликозанО3003.82. Бюллетень М 12

Дата опубликования описания 300382 (31) М. Кл.З

G 01 К 13/08

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53)УДК 538.53 (088. 8) %

: В.М. Мергольд, Д.М. Беленький, И .В. фсожре в, В.И. Резников, Е.К. Полибин и P.Ì. юфан (72} Авторы изобретения

Ростовский иижеНЕрно-строительный инситут (73) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ

ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ г

Изобретение относится к термометрии и может быть использовано для измерения температуры обмотки электрической машины постоянного .тока в процессе эксплуатации, когда рабочий ток произвольно изменяет свою величину.

Известно устройство для измерения температуры обмотки электрической машины, содержащее источник питания, резисторы, измерительный прибор (lj.

Однако известное устройство об ладает сложной измерительной схемой и малой надежностью.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для измерения температуры обмотки электрической машины,. содержащее измерительный мост с регулируемым и нерегулируемым резисторами, нуль-орган,.измерительный прибор, источник стабильного напряжения 12).

Однако и это устройство имеет низкую надежность, что обусловлено наличием движущихся частей и скользящих контактов.

Цель изобретения - повышение на.дежности устройства.

Поставленная цель достигается тем что в устройство введен дополнительный измерительный мост, в диагОналь

5 равновесия которого включен измерительны» прибор, а в питающую диагональ - источник стабильного напряжения, регулируемый,резистор выполнен в виде двух катушек, раэмещенных на нагревателе, подключенном к выходу нуль-органа, причем одна катушка включена между точкой соединения входа нуль-органа с нерегулируемым резистором и выводом контролируемой обмотки машины, а вторая катушка соединена последовательно с резисторами дополнительного моста.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит регулируемый резистор 1 нагреватель 2, катушки резистора 3 и 4, обмотку 5 электрической машины, резисторы б и 7, измерительный мост 8, нуль-орган 9, резисторы 10-12, дополнительный иэ25 мерительный мост 13, клеммы 14 для подключения питающего напряжения дополнительного измерительного моста и измерительный прибор 15.

Устройство работает следующим об-, 30 разом.

917006

Сопротивление катушки 3 и резистора 7 подбираются такими, чтобы при равенстве температур обмотки 5 и катушки 3 выполнялось условие баланса моста 8

R cS RuA

"oS м где R сопротивление обмотки 5;

R@ - сопротивление катушки 3 °

R — сопротивление резистора 6 > !

R сопротивление резистора 7.

При прохождении через обмотку 5 и резистор 6 рабочего тока происходит увеличение температуры (и сопро. тивления) обмотки 5 и устанавливается следующее соотношение между сопротивлениями плеч моста 8

1 ) Ш

Ro5 R

ВЬ R

Напряжение, возникшее в измеритель- ной диагонали разбалансированного моста 8, переводит нуль-орган 9 в состояние, при котором через нагреватель 2 идет ток. 25

° Температура и сопротивление обмотки 3 повышаются и через некото.Рое время восстанавливается состояние баланса моста 8, напряжение в его измерительной диагонали становит-30 ся равным нулю., нуль-орган 9 отключает питание от нагрев""теля. 2, нагревание и увеличение сопротивления катушки 3 прекращается. Если в случае уменьшения тока или улучшения условий охлаждения обмотки 5 сопротивление последней начинает -уменьшаться и устанавливается соотношение между сопротивлениями плеч моста 8

40 (температура катушки 3 слишком велика), то, поскольку нуль-орган 9 и 1 ря этом пребывает в таком состоян нии, что ток через нагреватель 2 не идет, и, поскольку тепловая инерционность регулируемого элемента меньше, чем тепловая инерционность контролируемой обмотки, катушка 3 остывает быстрее, чем обмотка 5, и вновь восстанавливается баланс моста 8.

Таким образом в процессе работы устройства температура катушки 3 под- 55, держивается равной температуре обмотки 5.

Поскольку- катушки 3 и 4 размещены на нагревателе 2 таким образом

I что обеспечивается хороший тепловой контакт этих обмоток между собой и с нагревателем 2, температура катушки 4 равна температуре катушки 3, а значит и температуре обмотки 5.

Катушка 4 входит в состав моста 13.

Сопротивления 10-12 выбираются такими, что мост 13 балансируется при величине сопротивления катушки 4 меньшей, чем наименьшее возможное при. работе устройства (например, гри наименьшей допустимой температуре воздуха в помещении, где работает устройство} сопротивление катушки 4. Это исключает для моста 13 переход через состояние баланса во всем рабочем диапазоне измерения температур (сопротивлений) катушки. 4 и обеспечивает однозначное соответствие между температурой катушки 4 (катушки 3 и обмотки 5) и показаниями прибора 15, проградуированного в градусах и показывающего температуру контролируемой обмотки 5.

Формула изобретения устройств= для измерения температуры обмотки электрической машины

I содержащее измерительный мост с регулируемым и нерегулируемым резисторами, нуль-орган, измерительный прибор, источник стабильного напряжения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в него введен дополнительный мост, в диагональ равновесия которого включен измерительный прибор, а в питающую диагональ-источник стабильного напряжения, регулируемый резистор выполнен В виде двух катушек, размещенных.на нагревателе, подключенном к выходу нуль-органа, причем одна катушка включена между точкой соединения входа нуль-органа с нерегулируемым резистором и выводом контролируемой обмотки машины, а вторая катушка соединена последовательно с резисторами дополнительного моста.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство сссР

9 337664, кл. G 01 К 13/08, 1970.

2. Регистрирующий прибор для измерения температуры Роторов турбогенераторов. Электрические станции .

1974, Р 6, с. 78-80 (прототип) .

917006

Составитель A. Тереков

Техред Т. Маточка Корректор У. Пономаренко

Редактор И. Тыкей

Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1875/б0

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул.,Проектная, 4