Устройство для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскии
Социалистических
Республик
<„,918006 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 280180 (21)2877577/25-08 с присоединением заявки М9 (23) Приоритет
Опубликовано 070482. Бюллетень 1(о 13
Р М g+ з
В 23 (} 5/20//
В .23 Ф 19/02
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
)$3) УДК 621-229. 2 (088. 8) Дата опубликования описания 07 ° 04-82
В.Х. Подойницын, Е. И. Горели и В.П.Вудеев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Варановичское специальное кон автоматических линий (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОВОРОТА И ФИКСАЦИИ
ШПИНДЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕННОМ УГЛОВОМ
ПОЛОЖЕНИИ
Изобретение относится к станкостроению, а более конкретно — к устройствам для доворота.и фиксации шпинделя агрегатного станка в опре5 деленном угловом положении.
Известны устройства для доворота шпинделя станка и установки его а заданное угловое положение, содержащее корпус с валом, смонтированным.соосно шпинделю станка. В верхней части вал снабжен поршнем, в нижней - од- ноэубной муфтой, зацепляющейся со шлицом на верхнем конце шпинделя.
Средняя часть вала охвачена гильзой со;шлицами, снаружи которой закреплено зубчатое колесо, эацепляющееся с зубчатым сектором,. расположенным на вспомогательном валике, установленном в корпусе устройства. На валике закреплен рычаг, соединенный с гидроцилиндром (1j.
Такое устройство обеспечивает точный доворот. шпинделя в определенное угловое положение, однако наличие зубчатого сектора и рычага увеличивает .габаритные размеры по ширине.
Известно также устройство для доворота шпинделя в определенное угловое положение, принятое за прототип, содержащее .гидропривод, подпружиненный ведущий вал с подпружиненной муфтой торцового. зацепления, подвижный в ступице гидропривода в осевом направлении, и механизм осевого перемещения вала в виде зубчатого сектора, установленного на дополнительном валу, причем механизм осевого перемещения вала выполнен в виде двух рычагов,,закрепленных на дополнительном валу, ;один из которых взаимодействует с торцом ведущего вала, а другой †. с фигурной дорожкой- на боковой стороне поршня гидропривода (2j .
Однако применение поршневого по" воротного гидропривода увеличивает габаритные размеры ло длине цилиндра, а механизм зацепления в виде торцовой зубчатой муфты усложняет работу устройства.
Целью изобретения является сокращение габаритных ..размеров и повышение надежности работы.
Эта цель достигается тем, что в корпусе размещены подпружиненные лопасти и балансиры, кинематически связанные с противолежащими лопастяьы, и выполнена кольцевая полость, причем гидропривод выполнен с воз918006 можностью перекрытия штоком кольцевой полости в рабочем положении, цилиндр гидропривода имеет каналы подачи и слива рабочей среды, а в ". штоке выполнены каналы, соединяющие в рабочем положении кольцевую по- 5 лость с каналами подачи и слива.
Ротор снабжен двумя диаметрально противоположными лопастями, а зубчатая передача от гидропривода к шпин:делю выполнена с отношением 2 1. 10
Такое конструктивное решение позволяет применить для доворота шпинделя лопастной гидропривод, вал ко.торого соединен со шпинделем нерасцепляющейся зубчатой передачей, что 15 сокращает габаритные размеры гидропривода, а в процессе вращения шпинделя исключается трение торцовых поверхностей лопастей .ротора о стенки корпуса. 20
На фиг.l изображено устройство в осевом сечении; на фиг.2 — сечение
A-A на фиг.l; на фиг.З вЂ” сечение Б-Б на фиг.2у на фиг.4 — узел поршня с перемычкой в нерабочем .положении1 на фиг.5 — сечение В-В на фиг.2.
Устройство содержит поворотный лопастной гидропривод, состоящий из корпуса 1 с цилиндром 2. В подшипни- ковых узлах 3, 4 корпуса 1 смонтирован ротор, включающий диск 5 с валом б и диск 7 с валом 8, скрепленные .винтами 9. B радиальных пазах ротора установлены лопасти 10, рабо» чие торцы которых в свободном .поло- жении поджаты к стенкам корпуса 1 пружинами 11. В цилиндре 2 смонтированы поршень. 12 с пружиной 13 и стакан 14, в котором образована рабочая полость 15. Шток 16 поршня 12 выполнен прямоугольного сечения.и в 4О рабочем положении служит разделительной перемычкой в кольцевой полости
17 между корпусом ротора. В штоке 16 и поршне 12 выполнены каналы, соединяющие в рабочем положении кольце- 45 вую полость 17 с каналом 18 подачи и каналом 19 слива рабочей жидкости.
На валу 6 ротора закреплена зубча- тое колесо 20, входящее в зацепление с зубчатым венцом 21 шпинделя 22, 5Q стакана. В пазах диска 5 смонтирова- ны балансиры 23, соединенные тягами 24 с лопастями 10 ° Передаточное отношение между колесом 20 и вен. цом 21 выполнено 2:l. 55
Устройство работает следующим образом.
В нерабочем положении полость 15 соединена со сливом, поршень 12 под, действием пружины 13 отведен в исход-60 ное положение, до упора заплечика в торец стакана 14 (фиг.4). Шток 16 выведен из полости 17, причем его торец является продолжением внутрен. ней кольцевой стенки корпуса 1. Кана-g5 лы 18 и 19 перекрыты. В таком положении поршня 12 осуществляется вращение шпинделя 22 и через зубчатую передачу 21, 20-вращение ротора.
При вращении ротора центробежные силы воздействуют на балансиры
23 и перемещают их к периферии, чем достигается через тяги 24 отвод торцов лопастей 10 от стенок корпуса.
Отвод лопастей 10 от стенок корпуса l позволяет .на высоких оборотах уменьшить тормозящий эФфект ротора.
После остановки вращения шпинделя 22 рабочую жидкость под давлением подают в полость-15. Поршень 12 перемещает шток lб в кольцевую полость.17.
При м ом поршень 12 упирается в торцовую стенку цилиндра 2, чем обеспе чивается ходовой зазор между торцом штока 16 и ротором, йсключающий эаклинивание ротора. Подачей рабочей жидкости через канал 18 в полость 17 осуществляется поворот ротора до упора одной иэ лопастей 10 в шток 16.
В таком положении ротора шпиндель 22 устанавливается в необходимое угловое положение. Если положение одной из лопастей 10 совпадает,со штоком
16, лопасть вдавливается в паз ротора; за счет давлейия рабочей жид- . кости на вторую лопасть ротор поворачивается до выхода из его паза утопленной лопасти, которая далее поворачивает ротор до крайнего фиксируемого положения.
Применение изобретения позволит снизить габариты устройства и повысить надежность его работы.
Формула изобретения
1. Устройство для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении, содержащее размещенный в корпусе поворотный гидропривод, ведомый вал которого соединен со шпинделем через зубчатую передачу, о т л и ч а ю щ е е с я. тем, что, с целью сокращения габаритных размеров и повышения надежности работы, в корпусе размещены подпружиненные лопасти и балансиры, кинематически связанные с противолежащими лопастями, и выполнена .кольцевая полость, причем гидропривод выполнен с воз" можностью перекрытия штоком кольцевой полости в рабочем, положении, цилинщэ гидропривода имеет каналы подачи и слива рабочей =среды, .а в штоке выполнены каналы, соединяющие в рабочем положении кольцевую полость с каналами подачи и слива.
2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я -тем, что ротор снабжен двумя диаметрально противоположными лопастями, а зубчатая пе\ редача от гидропрнвода к шпинделю выполнена с отношением 2 :1.
Источники информации, принятые во внимаг : е при экспертизе
918006
1 .. Патент ГДФ 9 103838, кл. В 23 g 5/20, опублик. 1977.
2. Авторское свидетельство 8ССР по заявке, 9- 2748522/25-08, кл. В 23 Q 19/02 1978.
918006
Фиг. Ф
Составитель Ю.Королев
Редактор Б.Федотов Техред Ж. Еастелевич Корректор B.Синицкая.
Закаэ 1979/15 Тираж 748 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета .. :СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4