Станок портального типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(iij91801

Союз Советсиик

Социалистические.

Республик

К АВТОРСК©МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ВТ) Дополнительное к авт. свид-ву (511М. Кл. (22) Заявлено 18,08.80 (21) 2974040/25-08 с присоединением заттвки,рв

В 23 lk 11/00

1ввудэрвтееккые квинтет асса ав дввви изобретение и вткрытиН (23 ) П риоритет "

Опубликовано 07.04.82 Бюллетень М 13 (53) УД К 62-755 (o88.8) Дата опубликования описания 07.04.82 с 1 ъ (72) Авторы изобретения

В.Г.Абрамов, О.Д.Лещенко и А.А.Яцкевич

Особое конструкторское бюро станкостр (7!) Заявитель (54) СТАНОК ПОРТАЛЬНОГО ТИПА

Изобретение относится к областй станкостроения и может быть исполь зовано в высокочастотных станках портального типа для устранения перекоса траверсы под действием перемещающейся вдоль нее шпиндельной бабки и сил резания.

Известен станок портального типа с устройством для устранения перекоса траверсы с помощью двух гидро". цилиндров, установленных на ее краям и питаемых от регулятора давления по изменению бокового зазора между траверсой и стойкой (1) .

Измерение бокового зазора в этом станке производится на базе, длина которой в несколько раз меньше продольного размера траверсы (в 10-

l2 раз), поэтому перекос траверсы и непараллельность ее столу будет превышать измеряемый зазор в соответственно 10-12 раз. Так, например, при точности измерения зазора в.

0,01 мм перекос траверсы достигнет

0,12 мм, что недопустимо для точных координатно-расточных станков.

Известен также станок портального типа с устройством для устранения перекоса траверсы с помощью двух гидроцилиндров, установленных по ее краям, в котором управляющее устройство выполнено в виде регулятора давления, смонтированного на шпиндельной бабке и взаимодействующего с укрепленной вдоль траверсы профильной линейкой. В этом станке. дифференциальный регулятор давления, взаимодействуя с линейкой, работает как датчик перемещения шпиндельной бабки относительно траверсы и поэтому может быть использован в станках с длинной траверсой f23.

Однако для станка характерны по © ниженная точность параллельного рас положения траверсы относительно стола станка, так как на регулирование давления в цилиндрах сказываются погрешности изготовления и износа соединен с выходом электрического дат чика 11 перемещения шпиндельной баб" ки 10, а выходы - с обмотками 14 и

15 управления, взаимодействующими с четырьмя гидравлическими дросселями, соединенными попарно в полумосты 16 и 17. Полумосты 16 и 17 из управляемых .дросселей наиболее просто реализуются, например, в виде сопротивлений типа сопло-заслонка. Входы полумостов 16 и 17 соединены" гидролинией с источником постоянного давления Рв, а выходы - со сливом. Камеры между соплами полумостов 16 и 17 соединены гидролиниями с полостями управления регуляторов 18 и 19 давления насосовмоторов 20 и 21. Насосы-моторы 20 и 21 с регуляторами давления 18 и

19 обеспечивают поддержание давления и управления давлением в гидроцилиндрах 8 и 9 как в насосном режиме (при подъеме траверсы 7), так и в моторном режиме (при .опускании траверсы

7). Выходы насосов 20 и 21 соединены гидролиниями с гидроцилиндрами

9 и 8 соответственно.

Система регулирования давления в гидроцилиндрах 8 и 9 может иметь два исполнения: с обратной связью по давлению в гидроцилиндре и без нее. При отсутствии обратной связи давление в гидроцилиндрах определяется точностью отработки насосами

20 и 21 давления управления на выходах полумостов 16 и 17. При наличии обратной связи для контроля давления в гидроцилиндрах 8 и 9 установлены датчики 22 и 23 давления, элект-. рические выходы которых .подсоединены к входам согласующего блока 13. На один из входов согласующего блока 13 сигнала Ч .

Станок портального типа работает

Шпиндельная бабка 10 предваритель. но устанавливается в среднее положение. Это создает равные действующие усилия на винты 5 и 6, для уравновешивания которых необходимо одинаковое давление в гидроцилиндрах 8 и

9. Задатчиком 24 в согласующий блок

13 подается опорный сигнал Мв. В согласующем блоке 13 по опорному сигналу Vg и сигналу от электрического датчика 11 вырабатываются одинакорые токи, подающиеся в обмотки 14 и 15 управления. В полумостах 16 и

3 918017 Д линейки, рычажной передачи и направляющих для шпиндельной бабки, а также деформации траверсы и линейки при перемещениях шпиндельной бабки, необходимость в длинных гибких шлан"

rax, соединяющих регулятор давления, установленный на шпиндельной бабке, с гидроцилиндрами, расположенными по краям траверсы, и источником питания, тепловые деформации в шпин- t0 дельной бабке, отрицательно влияющие на точность станка, так как тепловыделения регулятора передают. ся в основном корпусу шпиндельной бабки. 15

Целью изобретения является повышение точности поддержания горизонтального положения траверсы.

Цель достигается тем, что в станке портального типа с устройством 20 уравновешивания траверсы, имеющем расположенные по ее краям два : гидроцилиндра, управляющее устройство снабжено электрогидравлическим преобразователем, содержащим две элект- И рические обмотки, подключенные к датчику перемещения шпиндельной бабки, который выполнен электрическим, и четыре управляемые посредством указан. ных обмоток гидродросселя, соединен- 30 ные попарно Ilo полумостовой схеме и гидравлически связанные с регуляторами давления, которые подключены к введенным в гидросистему двум насосам-моторам, каждый иэ которых соеди-35. нен с соответствующим цилиндром.

На чертеже показана схема станка портального типа с устройством уравно веаивания траверсы.

Станок содержит станину 1 со сто- 40 лом 2 и двумя стойками 3 и 4, по кото рым ходовыми винтами 5 и 6 перемещает подсоединен задатчик 24 опоРного

\ ся в вертикальном направлении траверса 7. К траверсе 7 в зоне. ходовых винтов прикреплены штоки раэгружающих гидроцилиндров 8 и 9. По траверсе 7 в горизонтальном направлении перемещается шпиндельная бабка 10. На траверсе 7 смонтирован электрический датчик 11 перемещения шпиндельной бабки 10 относительно траверсы. Электрический датчик 11 связан с блоком

12 управления. давлением, который выпо Ъен в виде электрогидравличес" кого преобразователя. Электрическая . 55 часты электрогидравлического преобразователя содержит электрический согласующий блок 13, вход которого

918017 простоту и удобство монтажа устройства уравновешивания.

Формула изобретения

17 давление жидкости от источника с постоянным давлением Рэ преобразуется в давления жидкости на выходах полумостов, пропорциональные токам в обмотках l>t и 15 управления.

Такие же давленйя будут в полостях управления регуляторов 18 и 19 давления насосов-моторов 20 и 21, что обеспечивает поддержание давления в гидроцилиндрах 8 и 9, пропорционального токам в обмотках управления.

При перемещении шпиндельной бабки

10 изменение сигнала датчика 11 преобразуется в итоге в пропорцио.нальное перемещение заслонок полумос- э тов 16 и 17. Соответственно изменяется и давление жидкости в полумостах 16 и 17, регуляторах .18 и 19 давления, на выходе насосов-моторов 20 и 21 и в гидроцилиндрах 8 и 9. При 20 смещении шпиндельной бабки 10 влево давление в гидроцилиндре 9 повышается, а в гидроцилиндре 8 понижается. При смещении ее вправо изменение давления в гидроцилиндрах будет 2$ ./ обратным. Изменение давления в гидроцилиндрах при перемещении шпиндельной бабки 10 обеспечивает постоянные нагрузки на винты 5 и 6, а это исключает появление перекоса травер- Эо сы.

Предлагаемый станок обеспечивает высокую точность параллельного расположения траверсы относительно сто-, ла станка, так как устраняются погрешу ности, обусловленные применением ме" ханического датчика перемещения шпиндельной бабки по траверсе, и обеспечивается возможность замыкания систе" мы обратной связью по давлению в 4о

: гидроцилиндре, дополнительное повышение точности за счет удаления источ, ника тепловыделений (блока управлейия давлением) от шпиндельной бабки и направляющих траверсы, компактность,, 4э

Станок портального типа, содержащий расположенную между стойками вертикально подвижную траверсу с перемещающейся по ней шпиндельной бабкой и механизм для уравновешивания траверсы, выполненный в виде двух уста» новленных по ее краям гидроцилиндров, подключенных к гидросистеме и снабженных управляющим устройством, включающим два регулятора давления и установленный на траверсе датчик перемещения шпиндельной бабки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности поддержания траверсы в горизонтальном полодении, управляющее устройство снабжено электрогидравлическим преобра.зователем, содержащим две электричес кие обмотки, подключенные к датчи,ку перемещения шпиндельной бабки, который выполнен электрическим,, и четыре управляемые посредством указанных обмоток гидродросселя, сое.диненные попарно по полумостовой -.

;схеме и гидравлически связанные с регуляторами давления, которые, подключены к введенным в гидросистему двум Йасосам-моторам, каждый из которых соединен с соответствующим гидроцилиндром.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Рвторское свидетельство СССР 11 338348, кл. В 23 9 11/00, опублик.

1968.

2. Авторское:свидетельство СССР

1." 80087, кл. В 23 О. 11/00, опублик

1977 (прототип).

9180I7

Составитель В.Урвачев

Техред М Тепер Корректор,И.Шароши

Редактор Н.багирова.Филиал ПОП "Патент", r.Óàroðîä, ул.Проектная,4

Заказ l980/16 Тираж 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Иосква,,N-35 Раушская наб., д.4/5