Дифференциал транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

"(61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 250380 (21) 2913630/27-11 1511М. КЛ.

В 60 К 17/20 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет

СССР

Il0 делам изобретений и открытий (23) Приоритет— ($3) УДК б 29. 113-587 (088. 8) Опубликовано 07.0482, Бюллетень ¹ 13

Дата опубликования описания 0704.82 (72) Автор изобретения

А.Т. Скойбеда (71) Заявитель

Белорусский ордена Трудово политехнический институт е

t (54) ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к конструк ции межколесных дифференциальных механизмов.

Известен дифференциал транспортного средства, содержащий расположенные в корпусе полуосевые шестерни, связанные. с полуосями, сателлитные шестерни, установленные посредством втулок на закрепленном в корпусе дифференциала водиле и с зацеплением с полуосевыми шестернями, причем продольная ось отверстия втулки смещена относительно продольной оси сателлита (1). .Недостатком такого дифференциала является значительное перераспределение крутящего момента, вызванное заклиниванием сателлитной шестерни при появлении небольшого рассогласования в оборотах колес транспортного средства иэ-за различных сцепнцх условий контакта колес с грунтом.

Цель изобретения — повышение эффективности дифференциала путем обеспечения. перераспределения крутящего момента по тягово-сцепиым свойствам.

Поставленная цель достигается тем, что дифференциал снабжен двумя кулачковыми муфтами, одна из полумуфт каждой из которых связана с соответствующей полуосевой шестерней, а дру-, гая — с полуосью, при этом поверх5 ность контакта кулачков каждой муфты выполнена винтовой, а полуосевые шестерни установлены с возможностью осевого перемещения по полуосям и подпружинены относительно корпуса

0 дифференциала

На фиг. 1 изображен дифференциальный механизм при неравенстве крутящих моментов на полуосях колес; на фиг. 2 — схема .расположения деталей дифференциала, при различных момен15 тах на полуосях колес; на фиг. 3— то же, при одинаковых моментах на полуосях колес.

Дифференциальный механизм содержит корпус 1, полуосевые шестерни 2, сателлитные шестерни 3, соединенные с осью 4 сателлитов через эксцентрично посаженные втулки 5. Полуосевые шестерни находятся в зацеплении с сателлитами и соединены с полуосями б через кулачковые муфты 7. Поверхность контакта кулачков каждой муфты выполнена винтовой.

Полуосевые и сателлитные шестерни с втулками устанавливаются в среднем

30 положении относительно осей сателлит918126 ных шестерен с помощью тарельчатых пружин 8 °

Дифференциальный механизм работает следующим образом.

При попадании одного из колес на скользкий участок дороги, момент на его полуоси уменьшается (см. фиг. 2) .

В этом случае нарушается равновесие осевых сил, действующих через винтовые поверхности кулачков муфт 7 на полуосевые шестерни 2 и сателлитные )О шестерни 3. Со стороны колеса, имеющего больший крутящий момент, будет действовать на полуосевую шестерню большая осевая сила, чем со стороны колеса с меньшим моментом. Под дей- 15 ствием разности осевых сил полуосевые шестерни с. сателлитными шестернями перемещаются относительно. осей сателлитов на некоторое расстояние М .

Перемещаясь в осевом направлении, 20 сателлитные шестерни 3 поворачивают эксцентричные втулки 5 относительно, оси 4 и занимают положение (см.фиг.2), при котором осевые силы и моменты, действующие на сателлиты, уравновеши-g5 ваются. При этом из условия равнове сия сателлитной шестерни 3 (Р» B

Р» 3,1- О) соотношение окружных сил в зацеплениях сателлитной шестерни с полуосевыми шестернями равно (Р»„/

= B /3„), т.е. обратно пропорциойально соотношению расстояний полюсов зацеплений до центра оси 4 сателлитных шестерен 3.

При повороте автомобиля перераспределение крутящих моментов препятству- З5 ет относительному вращению полуосевых шестерн, так как сателлитная шестерня в данном случае свободно вращается относительно втулки 5, посаженной с эксцентриситетом на оси 4,40

Если сцепные условия и весовые нагрузки колес одинаковы, то крутящие моменты, передаваемые полуосями

6, также одинаковы и равны (см. фиг. 3) м»„-Р»„9„; йк -Р» В . Равны 4$ между собой и окружные с ли в за-.цеплениях полуосевых шестерен 2 и сателлитных шестерен 3(9»„aP«), а . также осевые силы в винтовых соединениях кулачков муфт 7 полуо- 5О сей и полуосевых шестерен. В этом случае под действием пружин 8 полуосевые шестерни, перемещаясь на иолу осях 6 совместно с сателлитными шестернями 3, располагаются симметрично

Ьтносительно осей 4 .сателлитных шестереи. При этом 3„ -B (см.фиг. 3).

При движении на повороте сателлитная шестерня 3 так же, как и.в первом случае, вращается относительно втулки и не препятствует свободному относительному вращению колес.

Таким образом, предложенный дифференциал автоматически перераспределяет подводимые к колесам крутящие моменты в зависимости от их тягово сцепных свойств.Это придает дифферен-, циалу эффект самоблокировки. Степень перераспределения моментов изменяется в соответствии с перераспределением условий движения и равна отношению расстояний от полюсов зацеплений центра оси сателлитов.

Однако в отличие от известных кон струкций, обладающих эффектом само- блокировки, предложенный дифференциальный механизм во всех режимах работы сохраняет кинематические свойства и йе препятствует свободному относительному -вращению полуосей,если изме» нение кинематики колес происходит от дороги(например,при повороте автомо биля) .В этом заключается основное су-, щественное отличие предложенного устройства. кроме того, передача крутящих моментов от полуосей к полуосевым шестерням через винтовые поверхности и наличие упругих элементов придают механизму. свойства эластичного привода колес, что позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии и повысить эксплуатационные качества дифференциальных механизмов.

Формула изобретения

Дифференциал транспортного средства, содержащий расположенные в корпусе полуосевые шестерни, связанные с полуосями, сателлитные шестерни, установленные посредством втулок на закрепленном в корпусе дифференциала водиле и с зацеплением с полуосевыми шестернями, причем продольная ось отверстия втулки смещена относительно продольной оси сателлита, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью псвышения его эффективности путем обеспечения перераспределения крутящего момента s зависимость от тяговосцепных свойств ведущих колес, он снабжен двумя кулачковыми муфтами, одна из полумуфт каждой из которых связана с соответствующей лолуосевой шестерней, а другая - с полуосью, при этом поверхность контакта кулач ков каждой муфты выполнена винтовой, а полуосевые шестерни установлены с возможностью осевого перемещения по полуосям и подпружинены относительно корпуса дифференциала., Источники информации, принятие но внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2776069/27-11, кле В 60 K 1177//2200 1979 (прототип) °