Канатное транспортное средство "месхи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
К.Ш.Гвелесиани, Д.Г.Шкруднев, А, А.Б.Кахиашвили, А.Ш.Цквитинидзе, и В.А.Сызранцев
3ассе, (71) Заявитель (54) КАНАТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО нМЕСХЫ"
Изобретейие относится к промышленному транспорту и может быть использовано для транспортировки людей и грузов в труднодоступные места по наклонным и крутым трассам через овраги, ущелья и водоемы по кратчайшим расстояниям.
Известно канатное транспортное средство, содержацее закрепленный в конечных точках канат, на котором размещен корпус грузонесущего устройства с приводом, кинематически соедин. ненным с блоком, обвитым одним витком каната, и установленными на корпусе по обе стороны от блока направляющими роликами ).
Недостаток известного устройства заключается в его низкой надежности.
Целью изобретения является повы" шение надежности.
Достигается это тем, что корпус имеет Т-образную форму, горизонтальная и вертикальная части которого шарнирно соединены между собой на валу блока, при этом на вертикальной части смонтирован силовой механизм, например педальная цепная передача с храповыми механизмами.
Направляющие ролики могут быть выполнены спаренными и установлены на концах горизонтальной части корïóñà. .К обеим концам горизонтальной части могут быть прикреплены сидения, а вертикальная часть корпуса посредством шарнирных стяжек с защелками может быть соединена с сидениями.
На фиг,1 изображена схема транспортного средствами на фиг.2 — подвесное канатное транспортное средство; на фиг.3 - то же,. вид в плане; на фиг.4 - вид А фиг.2; на фиг,.5 - разрез Б-Б на- фиг.2; на фиг.б - вид В на фиг.2.
Канатное транспортное средство включает канат 1 и перемещаемое по нему транспортное средство 2. Для
3 9 закрепления каната на конечных точках трассы служат якоря 3.
Транспортное средство содержит корпус Т-образной формы, горизонтальная 4 и вертикальная 5 части которого соединены между собой шарнирно на валу 6, на котором закреплен . блок 7 с Ч-образным ручьем, обеспечивающим размещение - в нем, по крайней мере, одного полного витка каната 1. По обе стороны от блока 7 на горизонтальной части 4 корпуса установлены спаренные направляющие ролики 8, имеющие кольцевые канавки.
Ролики 8 установлены по отношению друг к другу с зазором S, величина которого намного меньше диаметра каната 1, чем предотвращается сход каната с роликов. Канат 1, пропущенный между обеими парами роликов 8 и обвитый, по крайней мере, одним витком вокруг блока 7, образует петлю, удерживающую блок и все транспортное средство на канате. На торцовой стороне вертикальной части 5 корпуса смонтирован педальный механизм 9, который цепью 10 соединен с ведомой звездочкой 11, жестко закрепленной на валу 6 блока 7.
Цепь 10 снабжена натяжными роликами t2, установленными на вертикальной части 5 корпуса. На валу педального механизма 9 смонтированы приводные механизмы 13 и 14 левого и правого вращений, включаемые и отключаемые поочередно с помощью соответствующих рукояток 15 и 16.
На обоих концах горизонтальной части 4 корпуса установлены шарнирные серьги 17 подвесных сидений 18.
Откидная предохранительная планка
19 сидения 18 с помощью стяжки 20, снабженной быстродействующей защелкой, шарнирно соединена с вертикальной частью 5 корпуса.
Канатное транспортное средство работает следующим образом.
Канат 1 с помощью якорей 3 закрепляется в конечных точках выбранной трассы. Передвигаться можно в обоих направлениях в зависимости от направления вращения приводного механизма.
Человек садится на подвесное сидение 18, закрывает предохранительную планку 19 и соединяет ее со стяжкой 20 с помощью защелки 21. Рукояткой 16 отключает храповой механизм
Формула изобретения
50. к обоим концам горизонтальной части
55 прикреплены сидения.
1О
14. Вращая ногами педали механизма
9, человек приводит в движение транспортное средство, так как через цепь
10 вращение передается ведомой звездочке 11, на валу которой жестко закреплен блок 7, который, находясь под действием веса самого устройства и человека, в тесном контакте с петлей каната .начинает катиться по нему, перемещая за собой все транспортное средство. При этом обеспечивается натяжение каната, предотврацаюцее пробуксовку блока 7, а также необходимая устойчивость транспортного средства в вертикальной плоскости.
При использовании изобретения обеспечивается независимость от внешних энергоисточников перемещения людей в горных, полевых и труднодоступных местах, обеспечивается возможность группового перемещения людей.
1. Канатное транспортное средство, содержащее закрепленный в конечных точках канат, на котором размещен корпус грузонесущего устройства с приводом, кинематически соединенным с блоком, обвитым одним витком ка-. ната, и установленными на корпусе по обе стороны от блока направляющими роликами, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности, корпус имеет Т-образную форму, горизонтальная и вертикальная части которого шарнирно соединены между собой на валу блока, и снабжен установленным на вертикальной части силовым механизмом, например педальной цепной передачей с храповыми механизмами.
2. Транспортное средство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. направляющие ролики выполнены спаренными и установлены на концах горизонтальной части корпуса.
3. Транспортное средство по и, 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что
4. Транспортное средство по и.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вертикальная часть корпуса посредст5 вом шарнирных стяжек с защелками соединена с сидениями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
318145
Ь
l. Авторское свидетельство СССР по заявке Ь 2625093/27-11, кл. В 61 В 12/02, 1978 (.прототип).