Роторно-винтовой движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсннк
Социалистические
Республнн (iii9f8164 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заивлено 1 07ЯО (21) 2960405/27-11 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет (51)М. Кл.
В 62 1) 57/00
В 60 Г 3/00
3ЪеуАаретеапвй капитет
СССР па делать азееретеннй и еткрытай
Опубликовано 07.04 ° 82 Бюллетень М 13 (53) УДК 629.113.
037(088.8) Дата опубликования описания 07. 04. 82 (54) РОТОРНО-ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к движителям транспортных средств, а именно к винтовым движителям, обеспечиваю щим передвижение машины по снегу,болоту и другим слабонесущим грунтам.
- Известен роторно-винтовой движитель, содержащий винтовой ротор, перед которым установлена неподвижная головка (1).
Недостатком этого движителя является повышение сопротивления неподвижной головки, на которой накапливается снег, грязь или другой мяг-, кий грунт.
Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является известный роторно-винтовой движитель, содержащий поворотную головку с винтовыми лопастями, установленную впереди винтового ротора, снабженного механизмом вращения в опорах корпуса (2).
Недостатком этого движителя является плохая приспособляемость к изменению плотности грунта, поскольку поворотная головка не может изменять скорости вращения, равной скорости вращения винтового ротора, а винтовые лопасти головки установлены жестко на ее корпусе.
Цель изобретения - уменьшение сопротивления и повышение тягового усито
Поставленная цель достигается тем, что в роторно-винтовом движителе транспортного средства, поворотная головка снабжена индивидуальным приводом вращения и в ней выполнены ра" диальные пазы, а лопасти смонтированы с возможностью радиального перемещения в пазах и снабжены приводом перемещения.
На фиг. 1 показан общий вид дви жителя; на фиг. 2 - кинематическая схема движителя;на фиг. 3 - сечение
А-А на фиг. 2.
918164
Движитель состоит из ротора 1 с винтовой лопастью 2, промежуточной опоры 3, задней опоры 4 и передней поворотной головки 5 с винтовой лопастью 6. Привод к винтовому ротору
1 осуществляется через заднюю опору .4 передачей 7. В промежуточной опоре
3 расположен планетарный редуктор 8 с приводом от гидромотора 9.
Блок шестерен 10 редуктора 8 we" "tO стко закреплен на валу 11 и имеет возможность продольного смещения под воздействием поршня 12 силового гидроцилиндра 13. Поршень 12.закреплен на валу 11, а оба конца вала 11 1з заканчйваются элементами 14 и 15 кулачковых муфт 16 и 17. Поворотная головка 5 установлена на подшипниках 18 и 19. Винтовые лопасти 6 го-: ловки 5 шарнирно соединены с рычагами 20
20, а последние - шарнирно с подвижным корпусом 21 силового гидроцилинд" ра 22. Поршень 23 силового гидроцилиндра 22 жестко соединен с корпусом редуктора 8. 2$
Работает устройство следующим об"
" разом.
При движении по грунтам с большой несущей способностью и вольшим подстиf
;лающим слоем сопротивление движению дви ЛВ жителя можно уменьшить, убрав часть подстилающего слоя. Для этого нагнетают жидкости. в гидроцилиндр 13 и поршень 12, смещаясь вместе с валом
11 и блоком. шестерен 10, выводит из зацепления элементы 14 и 15 кулачковых муфт 16 и 17, одновременно вклю" чая.в работу редуктор 8. Крутящий момент" от двигателя транспортного средства .(на фигурах не показан) через в1 передачу 7 передается только ротору
1.
При- нагнетании жидкости в гидроцилиндр 22 подвижный корпус 21 перемещается вдоль оси движителя, воздействуя через шарнирно соединенный рычаг 20 на элементы винтовой лопас- . ти 6. В зависимости от количества и . плотности подстилающего слоя можно регулировать количество оборотов гоф ловки 5 .гидромотором 9 и положением ее винтовых лопастей 6.
При движении по грунтам без подстилающего слоя необходимо уравнять обороты ротора 1 и головки 5 для создания большего тягового усилия дви жителя. Для этого подается жидкость в гидроцилиндр 13. При этом поршень
12 вместе с валом ll смещается, выводит из зацепления блок шестерен
10 и вводит в зацепление кулачковые муфты 16 и 17, крутящий момент от ротора 1 через муфту 16, вал 11 и кулачковую муфту 17 передается на головку 5. При .этом винтовые лопасти 6 устанавливают на такую же вы-. соту, как и лопасть 2 ротора I, тем самым создают дополнительное тяговое усилие.
Применение данного изобретения позволяет значительно снизить сопротивление движителя и повысить его тягу, приспосабливаясь к изменению вязкости подстилающего грунта. формула изобретения °
Роторно-винтовой движитель транспортного средства, содержащий поворотную головку с винтовыми лопастями, установленную впереди винтового рото= ра, снабженного механизмом вращения в опорах корпуса, о т л и ч а юш и йс я тем, что, с целью уменьшения сопротивления и повышения тягового усилия, поворотная, головка снабжена индивидуальным приводом вращения и . в ней выполнены радиальные пазы, а лопасти смонтированы с возможностью радиального перемещения в пазах и снабжены приводом перемещения, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США 11 3682127, кл, )15-19, 1972
2. Николаев А.ф. и Куляшов А.ll.
Роторно"винтовые амфибии, Волго-Вятское книжное издательство, Горький, с. 20, рис. 11 а (прототип).