Наддолотный лубрикатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<» >9.1841

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.06.80 (21) 2935126/22-03 (51) М. Кл. с присоединением заявки №вЂ”

Е 21 В 10/24

Геаудеретвенный кемнтет (23) Приоритет—

Опубликовано 07.04.82. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 17.04.82 (53) УДК 622.24. .051 (088.8 ) пв делам изобретений и открытий

И. Н. Конюхов, А. И. Кравцов, М. Г. Минигазимов

А. И. Спивак, Н. Х. Шаммасов, 3. М. Шахмаев, А. М. Байков, .Н. Г. Кучимов, .Н. Ф. Кагарманов, Ш. Х. Хамзин и М. Г. Давлетбаев (72) Авторы изобретения

Уфимский нефтяной институт (71) Заявитель (54) НАДДОЛОТНЫЙ ЛУБРИКАТОР

Изобретение относится к технике бурения нефтяных и газовых скважин и используется для смазки опор шарошек долота.

Известно устройство для смазки опоры шарошки долота, состоящее из перфорированной трубки, эластичного рукава и емкости для вмещения смазочного материала и расположенное во внутренней полости оси (Ц.

Недостатком данного устройства является малый объем емкости, вмещающей смазочный материал. Встраивание подобного устройства в опору шарошки долота .весьма затруднительно из-за конструкции устройства. Не предусмотрено регулирование расхода смазки.

Известно устройство для смазки опор шарошек долот, содержащее резервуар для раз- 15 мещения смазочного материала, средство регулирования подачи смазочного материала в опоры шарошек и систему каналов для подвода смазки. Средство регулирования подачи смазочного материала в опоры шарошек долота выполнено в виде подпружиненного клапана, связанного посредством тяги с центральным обратным клапаном (2).

Принципиальное устройство конструкции регулирования подачи смазочного материала в опоры шарошек долота нельзя считать совершенным. Устройство отличается сложностью конструкции, недостаточной надежностью работы его в условиях динамики низа бурильной колонны, пульсации давления и расхода промывочной жидкости.

Цель изобретения — рациональное использование смазочного материала.

Указанная цель достигается тем, что лубрикатор снабжен капиллярной трубкой, один конец которой соединен с резервуаром смазочного материала, а другой — с полостью опоры шарошки долота.

На фиг. 1 представлен предлагаемый наддолотный лубрикатор; на фиг. 2 — схема соединения с капиллярной полостью опоры шарошки.

Лубрикатор состоит из корпуса 1 лубрикатора, резервуара 2, вмещающего смазоч.ный материал, капиллярной трубки 3, втулки 4, клапанов 5 — 7.

В качестве резервуара, вмещающего смазочный материал, применен эластичный шланг, уложенный в винтовой канавке корпуса лубрикатора. Для более надежной работы ц ланг следует приклеить к винтовой канавке по всей поверхности сопряжения.

918415

В корпусе спирально уложены три капиллярные трубки 3. Каждая капиллярная трубка с одного конца соединена герметично с полостью А обратного клапана 6. Другой конец каждой капиллярной трубки соединен герметично с полостью опоры шарошки долота 8 посредством, например, канала Б в долоте, кольцевого канала В в корпусе лубрикатора, канала /, полости Д клапана ?, канала Е. Внутренняя полость шланга 2 соединена герметично с полостями А и F.

Таким образом посредством полости А каждая капиллярная трубка соединена с внутренней полостью шланга (резервуара). Втулка 4 закреплена на корпусе посредством гайки 9. Уплотнение между корпусом 1, долотом 8 и втулкой 4 осуществляется резиновыми уплотнительными кольцами. Корпус лубрикатора снабжен клапанами 5 — 7, предназначенными для следующих целей.

Клапан 5 служит для заправки маслом внутренней полости шланга (резервуара), клапаны 7 в количестве трех штук предназначены для заправки маслом каждой полости опоры шарошки.

Клапан 6 служит для стравливания воздуха из шланга в процессе его заправки маслом, а также для стравливания воздуха из капиллярных трубок в процессе нагнетания масла к каждой опоре шарошки через клапаны 7. В. корпусе лубрикатора выполняются кольцевые канавки (полости) В, В, Ва предназначенные для создания индивидуальных маслоканалов к каждой полости опоры шарошки. В теле корпуса лубрикатора выполняются три канала, предназначенные для соединения полостей В, В,, В2 с капиллярными трубками. Доработка долота состоит

B выполнении приемных трех маслоканалов, например, маслоканала Б.

Наддолотный лубрикатор навинчивается на вал забойного двигателя (турбобура, электробура). В процессе бурения промывочная жидкость поступает к долоту через канал G. С внешней стороны эластичного шланга имеется застойная зона, сообщения с каналом G через отверстия М и N. Давление промывочной жидкости действует на масляную полость через стенки эластичного (например, резинового) шланга. Перепад давления в масляных полостях долота зависит от гидравлической характеристики капиллярной трубки. Гидравлическая характеристика капиллярной трубки (гидравлическое сопротивление) задается в зависимости от перепада давления промывочной жидкости в долоте и необходимого расхода масла в единицу времени.

Изобретение позволяет существенно повысить проходку на долото, износостойкость опор шарошек за счет рациональной смазки опор шарошек долота. Применение капиллярных трубок позволяет рационально использовать Запас смазочного материала в резервуаре при определенном перепаде давления промывочной жидкости в долоте. В опорную полость каждой шарошки долота поступает определенное, количество смазки в единицу времени. Конструкция наддолотного лубрикатора отличается надежностью в работе, все основные элементы защищены от износа. Конструкция приспособлена к работе в абразивной промывочной жидкости в условиях вибраций низа бурильной колонны и колебаний давления промывочной жидкости.

Формула изобретения

Наддолотный лубрикатор, включающий резервуар для смазочного материала, средство регулирования подачи смазочного материала в опоры шарошек, отличающийся тем, что, с целью рационального .использования смазочного материала, он снабжен капилляр: зя ной трубкой, один конец которой соединен с резервуаром смазочного материала, а другой — с полостью опоры шарошки долота.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 563476, кл. Е 21 В 9/08, 1974.

2. Авторское с видетел ьство С С С P № 571574, кл. Е 21 В 9/10, 1974 (прототип).

918415

Редактор H. Воловик

Заказ 2076/6

Составитель С. Денисова

Техред.А. Бойкас Корректор Г. Решетник

Тираж 624 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4