Выпускная система двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ИСАНИЕ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< 11 1

К -АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) дополнительное к авт. свид-ву.— (22) Заявлено 02.07.80 (21) 2948582/25-06 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.з

F 01 N 3/00

F 01 N 1/00

Гасударственный коматет

СССР

Опубликовано 07.04.82. Бюллетень № 13 (53) УДК 621.43. . 068.4 (088.8) ао аелам нзобретений и аткрмтий

Дата опубликования описания 17.04.82

К. Б. Аубакиров . и (72) Автор изобретения

3 "

Казахский научно-исследовательскими и ппоектный ийститут автомобильного тр4щпорта = ) (71) Заявитель (54) ВЫПУСКНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к выпускным системам транспортных средств, снабженных средствами очистки отработавших газов, а именно каталитическими нейтрализаторами.

Известны выпускные системы двигателей внутреннего сгорания, содержащие катали- 5 тический нейтрализатор, установленный между выхлопным трубопроводом двигателя и магистралью выпуска отработавших газов в атмосферу и снабженный впускным и выпускным патрубками, датчик давления во впускном патрубке нейтрализатора и управляемая им через электропривод дроссельная заслонка 11) .

В известных системах по мере работы снижается эффективность очистки отработавших газов за счет загрязнения катализатора сажей и смолой.

Цель изобретения — повышение эффективности и долговечности путем самоочистки катализатора от сажи и смол.

Для достижения поставленной цели в системе магистраль выпуска отработавших газов подключена к выхлопному трубопроводу, нейтрализатор подключен своими впускным и выпускным патрубками к стыку между выхлопной трубой и магистралью, и заслонка установлена в этом стыке с возможностью поочередного сообщения одного из патрубков нейтрализатора с выхлопной трубой, а другого с магистралью выпуска отработавших газов. Электропривод может быть снабжен блоком выдержки времени.

На чертеже изображена схема предлагаемой выпускной системы двигателя внутреннего сгорания.

Выпускная система содержит каталитический нейтрализатор 1, подключенный впускным 2 и выпускным 3 патрубками к выхлопному трубопроводу 4 двигателя и магистрали 5 выпуска отработавших газов.

Выхлопной трубопровод 4 и магистраль 5 в месте подключения патрубков 2 и 3 разделена заслонкой 6 с возможностью поочередного сообщения одного из патрубков нейтрализатора 1 с трубопроводом 4, а другого с магистралью 5 выпуска отработавших газов.

Во впускном патрубке 2 нейтрализатора

1 установлен датчик давления 7, связанный при помощи электропривода 8 (исполнительного механизма) с заслонкой 6. Электропри918462 вод 8 заслонки 6 снабжен блоком 9 выдержки времени.

При работе двигателя, когда заслонка 6 находится в положении I, отработавшие газы из выхлопного трубопровода 4 через впускной патрубок 2 поступают в каталитический нейтрализатор и, проходя через слой катализатора сверху вниз, нейтрализуются. Очищенные газы через выпускной патрубок 3 и магистраль 5 выпуска отработавших газов выбрасываются в атмосферу.

В таком режиме неитрализатор работает до

ie тех пор, пока слой катализатора не засмолится. Засмоление катализатора и засорение его сажей приведет к тому, что давление во впускном патрубке 2 нейтрализатора

1 повысится. 1$

Повышение давления фиксируется датчиком 7, сигнал которого через. блок 9 выдержки времени передается исполнительному механизму 8 (электроприводу). При превышении давления некоторой заданной величины срабатывает исполнительный механизм 8, переводит заслонку в положение

II и удерживает ее в этом положении заданный блоком 9 период времени. В положении II заслонки 6 отработавшие газы из выхлопного трубопровода 4 через выпуск- ы ной патрубок 3 подаются в нейтрализатор 1 и проходят слой катализатора снизу вверх.

Очищенные газы через патрубок 2 и магистраль 5 направляются в атмосферу. При прохождении отработавших газов через слой катализатора снизу вверх, происходит интенсивное вращение и передвижение гранул, за счет чего поверхность очищается от сажи и смол.

По истечении заданного времени заслонка переключается обратно в положение 1 и газы поступают в нейтрализатор сверху.

Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет повысить эффективность и долговечность каталитического нейтрализатора.

Формула изобретения

1. Выпускная система двигателя внутреннего сгорания, содержащая каталитический нейтрализатор, установленный между выхлопным трубопроводом двигателя и магистралью выпуска отработавших газов в атмосферу и снабженный впускным и выпускным патрубками, датчик давления во впускном патрубке нейтрализатора и управляе-. мую им через электропривод дроссельную заслонку, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и долговечности путем самоочистки катализатора от сажи и смол, магистраль выпуска отработавших газов подключена к выхлопному трубопроводу, нейтрализатор подключен своими впускным и выпускными патрубками к стыку между выхлопной трубой и магистралью, и заслонка установлена в этом стыке с возможностью поочередного сообщения одного из патрубков нейтрализатора с выхлопным трубопроводом, а другое с магистралью выпуска отработавших газов.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что электропривод снабжен блоком задержки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3253400, кл. 60 — 274, опублик. 1961. t

918462

Составитель С. Амандыков

Редактор М. Келемеш Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 2081/9 Тираж 537 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4