Система смазки масляным туманом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
„„918647 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.07.78 (21) 2649808/25-08 (51) М. Кл. с присоединением заявки №вЂ” г
F 16 N 7/32
Гооударстеекный кометет (23) Приоритет— по.делам изобретений и открытий
Опубликовано 07.04.82. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 17.04.82 (53) УДК 621.89 (088.8 ) В. П. Бардин, В. П. Кольцов, В. Ф. Меркулов, Е. А. Петров и Ю. Л. Стерн (72) Авторы изобретения.
Колпинское отделение Всесоюзного научно-иссл )Дательското-и проектно-конструкторского института мета лурги йаКого ;, машиностроения Научно-производственного бъединения
«ВНИИМЕТМАШ» " """""««:« (71) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ МАС.ЛЯНЫМ ТУМАНОМ
Изобретение относится к системам смазки узлов и деталей машин с помощью растыления и подачи масла к точкам смазки потоком газа-носителя.
Известна система смазки масляным туманом, включающая генератор масляного тумана, соединенный трубопроводом с корпусами подшипниковых узлов, имеющими устройства для коагуляции масла из тумана и осаждения его на поверхностях трения. Внут ренняя полость узлов непосредственно сое- >о динена с атмосферой через вентиляционные отверстия (1), Однако вместе с воздухом, выходящим через вентиляционные отверстия, в атмосферу. выходят также взвешенные в воздухе частицы нескоагулировавшегося масла (паразитный масляный туман), загрязняющие атмосферу. Кроме того, по мере накопления во внутренней полости масла, которое коагулируется на поверхностях трения и затем стекает с них, могут возрасти потери энер- 2о гии на перемешивание объема масла, превышающего оптимальный уровень масла в корпусе, а часть масла может вытекать через уплотнительные устройства корпуса.
Известна также система смазки, содержащая соединенный трубопроводом с корпусом подшипникового узла генератор масляного тумана с маслобаком и распылителем имеющим несколько полостей разрежения (21.
Недостатком является сложность конструкции, вызываемая необходимостью использования дополнительных узлов (масляный насос, диффузор, система трубопроводов) для отсоса паразитного масляного тумана, возможность накопления в корпусе скоагулировавшего масла и утечек масла через разъемы корпуса и уплотнительные узлы.
Цель изобретения — упрощение конструкции и сокращение расхода масла.
Указанная цель достигается тем, что в системе смазки масляным туманом расположенных в корпусе поверхностей трения, содержащей соединенный с корпусом трубопроводом генератор масляного тумана с маслобаком и распылителем, имеющим несколько полостей разрежения, одна из которых соединена с маслобаком, по меньшей мере, одна из других полостей разрежения соединена с корпусом вторым трубопроводом.
918647
На фиг. 1 изображена общая схема системы смазки масляным туманом; на фиг. 2— вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез à — Г на фиг. 3.
Система смазки масляным туманом поверхностей трения, например зубчатой передачи I, заключенной в корпусе 2 редуктора, содержит генератор 3 масляного тумана, выходной трубопровод 4 которого соединен с внутренней полостью корпуса редуктора, на конце трубопровода 4 установлено устройство 5 для коагуляции и осаждения масла на поверхности трения.
Внутренняя полость корпуса 2 также соединена с генератором трубопроводами 6 и
7, причем входное отверстие 8 трубопровода
7 установлено на отметке оптимального уровня масла в корпусе.
Генератор масляного тумана содержит маслобак 9, образованный обечайкой 10 и крышками 11 и 12, стянутыми между собой шпильками 13. В крышке 11 выполнен канал
14 для подвода сжатого воздуха и расположен вихревой распылитель 15, имеющий тангенциальные входные каналы 16 для образования вихревого газового потока в конической камере 17 и выходное отверстие 18, сообщающее коническую камеру 7 с маслобаком. Вихревой распылитель имеет полость
19 разрежения, расположенную на оси конической камеры 17. Эта полость связана каналами 20 .22 и трубкой 23, образующими совместно трубопровод, с маслобаком. Вихревой распылитель 15 имеет также вторую полость 24 разрежения, расположенную на периферии выходного отверстия 18 конической камеры 17. Эта полость участками а, б, в и г второго трубопровода 6 соединена с внут3s ренней полостью корпуса 2.
Кроме того, вихревой распылитель имеет также третью полость 25 разрежения, расположенную на оси конической камеры 17 за ее выходным отверстием. Эта полость уча- «о стками д и е третьего трубопровода 7 соединена с внутренней полостью корпуса 2.
При работе системы смазки масляным туманом сжатый газ подается через канал
14 в генератор, проходит через тангенциальные каналы 16 и образует в конической камере 17 вихревой газовый поток, скорость которого увеличивается по мере сужения конической каМеры и перехода ее в выходное отверстие 18. При отношении площадей тангенциальных каналов 16 к площади выход- se ного отверстия 18, лежащем в пределах
0,1 — 0,8, в полости 19 на оси камеры 17 образуется разрежение и через каналы 20—
22 и трубку 23 из маслобака в коническую камеру засасывается масло, которое, попадая в высокоскоростной газовый поток, распыляется на мельчайшие частицы, образующие масляный туман. Масляный туман по трубопроводу подается к устройству 5 для коагуляции.
Простейшее из таких устройств представляет собой один или несколько каналов малого сечения, в которых масляный туман ускоряется, частицы масла укрупняются, осе дают на поверхностях трения и затем стекают с них в масляную ванну корпуса. Одновременно разрежение создается в полости 24, расположенной на периферии выпускного отверстия 18, и в полости 25, расположенной на оси конической камеры 17 за. ее выходным отверстием. Полость 24 соединена вторым трубопроводом 6 с внутренней полостью корпуса 2. По этому трубопроводу при работе системы смазки отсасываются из корпуса в генератор частицы масла, нескоагулировавшие на поверхностях трения. Полость 25 соединена третьим трубопроводом 7 с масляной ванной корпуса. При работе системы смазки в полости 25 образуется разрежение, под действием которого излишки масла, превышающие уровень отверстия 8, обратно всасываются по трубопроводу 7 в генератор.
Таким образом, оказывается возможным поддерживать в корпусе 2 постоянный и оптимальный уровень масла и исключить излишние потери энергии на его перемешивание. Кроме того, оказывается возможным создать циркуляционную систему смазки масляным туманом, легко поддающуюся автоматизации, не требующую частого пополнения маслом, уменьшающую загрязнение окружающей среды.
Изобретение может быть использовано для смазки подшипниковых опор в машиностроении и металлургии, а также для зубчатых и цепных передач, заключенных в закрытые корпусы, например редукторов.
Формула изобретения
Система смазки масляным туманом расположенных в корпусе поверхностей трения, содержащая соединенный с корпусом трубопроводом генератор масляного тумана с маслобаком и распылителем, имеющим несколько полостей разрежения, одна из которых соединена с маслобаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения расхода масла, по меньшей мере, одна из других полостей разрежения соединена с корпусом вторым трубопроводом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Система смазки агрегатных станков и автоматических линий. НИИМАШ, сер. С-I, «Станкостроение», 1973, с. 58, рис. 35.
2. Патент США М 3877547, кл. 184 — 6.26, опублик. 1975.
918647
Редактор А. Шишкина
Заказ 2099/18
Составитель В. Гришков
Техред А. Бойкас Корректор Г. Огар
Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4