Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсини
Сощнапнстнчесини
Респубпни
<1Ц91881
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 14. 08. 80 (21) 2973111/25 06 (51)М. Кл. с присоединением заявки №G 01 M 15/00
3ееударстееииый кеиитет
СССР иа делан изабретеиий и открытий (23) Приоритет(53) УДК б21.43. .001 ° 5 (088. 8) Опубликовано 07.04 82 Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 07.04. 82
Ю.Ф.Бойко, lÎ.К.Кремнев и В.И.фаВоров .
Научно-исследовательский и констру институт тракторных и комбайн (72) Авторы изобретения ский
/ (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при диагностике двигателя внутреннего сгорания, в частности при определении зазоров в сопряженных деталях, смазываамых под давлением, Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания с полнопоточной масляной центрифугой, заключающийся в том,что на заданном режиме работы двигателя измеряют давление масла до центрифуги и в системе смазки, а также параметры вращения ротора центрифуги, по которым судят о состоянии сопряжений двигателя !13.
Недостатком этого способа является значительная трудоемкость определения технического состояния двигателя, так как измерение расхода масла через двигатель прямыми способами, без наличия специальных приспособлений и изменения конструкции двигателя, осуществить практически невоэмож= но, а определение расхода масла по косвенным параметрам (например по времени выбега ротора центрифуги после глушения двигателя, прогретого до рабочего состояния) приводит к дополнительным потерям времени. Кроме того, необходимо отметить, что оценка расхода масла через двигатель выбега ротора центрифуги обладает
1О значительной погрешностью, что может привести к неправильной оценке технического cocToRHHH двигателя.
Цель изобретения - уменьшение трудоемкости и повышение точности
15 оценки технического состояния двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в качестве давления масла
20 в системе смазки измеряют давление после центрифуги, в качестве параметра вращения ротора измеряют частот у его вращения, определяют перепад давления масла на центрифуге и о ническое состояние двигателя внутрен(него сгорания. Уменьшение трудоемкосФормула изобретения
3 91 81 состоянии сопряжений судят по номограмме, связывающей частоту вращения ротора центрифуги и частоту вращения вала двигателя, перепад давления масла на центрифуге и величины осредненных зазоров в сопряжениях.
На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для замера параметров на двигателе; на фиг,2 - номограмма, поясняющая предлагаемый способ, для. о двигателя А-41 моторного завода.
Оценку технического состояния двигателя проводят следующим образом.
На центрифуге 1 сйстемы смазки двигателя 2 внутреннего сгорания устанавливают датчики 3 прибора для измерения перепада давлений масла до и после центрифуги, измеритель 4 частоты вращения ротора центрифуги, прибор 5 для измерения частоты враще- в ния коленчатого вала двигателя.
Двигатель запускают, прогревают до рабочего теплового состояния, например номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, и замеряют параметры: перепад давлений масла до и после центрифуги (ЬР}, частоту вращения ротора центрифуги - (и ). За" тем, пользуясь номограммой, определяют величину зазора (5) в сопротивлениях деталей двигателя.
Номограмма состоит из двух квадратов и изображает зависимость между величиной частоты вращения ротора центрифуги, перепадом давлений масла в системе смазки до и после центрифуги и. величиной среднего зазора (S} в сопряжениях деталей двигателя, смазываемых под давлением. В первом квадрате на нижней горизонтальной
4О оси нанесена шкала, соответствующая частотам, вращения ротора центрифуги, и наклонные прямые,для заданных час-. тот вращения коленчатого вала двигателя, получаемые экспериментально и отображающие связь между частотой вращения ротора центрифуги, перепадом давления масла на центрифуге, при соответствующей частоте вращения коленчатого вала двигателя и средней величины зазора в сопряжениях деталей двигателя. В данном случае показаны две прямые для пав=1600 об/мин, п =1800 об/мин.
Во втором квадрате по верхней rvризонтальной оси нанесена шкала, соответствующая величинам перепада давления масла в системе смазки до и после центрифуги и на нижней горизон"
0 4 тальной ocH - шкала, соответствующая величинам среднего зазора в сопряжениях деталей, смазываемых под давлением. Порядок использования номограммы показан на следующем примере.
От точки, соответствующей величине замеренной частоты вращения ротора центрифуги и =4700 об/мин (точка а) проводят вертикальную линию до пересечения с наклонной прямой, соответствующей заданному значению частоты вращения коленчатого вала двигателя п =1600 об/мин (точка Ь). От точки, соответствующей величине перепада давления масла до и после центрифуги аР=3,6 кг/см (точка с), проводят линию до пересечения с горизонтальной прямой из точки Ь (точка d.). Из точки d опускают перпендикуляр до пере-. сечения со шкалой зазора, получают точку е, 5=0, 175 мм.
По величине отклонения величины зазора от номинального оценивают техти и погрешности достигается благодаря тому, что измерение параметров: перепада давления масла до и после центрифуги, частоты вращения ротора центрифуги, исключает определение расхода масла через двигатель по косвенным параметрам.
Использование предлагаемого способа оценки технического состояния двигателя. внутреннего сгорания обеспечивает возможность прогнозирования времени отправки двигателя в ремонт и проведение его по потребности иэ конкретного технического состояния двигателя, что приводит к снижению затрат на эксплуатацию и повышение надежности двигателя в целом, возможность определения динамики изменения технического состояния подшипников коленчатого вала двигателя без его разборки в зависимости от наработки двигателя при научно-исследовательских работах, безразборное определение, без применения специальных приспособлений, зазоров в подшипниках коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания с полнопоточной масляной центрифугой, 5 91 заключающийся в том, что на заданном скоростном режиме работы двигателя измеряют давление масла до центрифуги и в системе смазки, а также параметры вращения ротора центрифуги, по которым судят о состоянии сопря" жений двигателя, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности оценки, в качестве давления масла в системе смазки измеряют давление после центрифуги, в качестве параметра вращения ротора измеряют !
8810 6 частоту его вращения, определяют пе репад давлений масла на центрифуге, и о состоянии сопряжений судят по номограмме, связывающей частоту вращения ротора центрифуги, частоту ,вращения вала двигателя, перепад дав лений масла на центрифуге и величины осредненных зазоров в сопряжениях.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
7 352.169, кл. G 01 И 15/00, 1978.
Составитель Н.Патрахальцев
Редактор C.Ïàòðóøåâà Техред Е. Харитончик Корректор Г,Огар
Эаказ 2127/25 Тираж 883 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,