Спасательное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИВ
ИЗО6РЕТЕН ИЯ к аетоаскомю свидитильствю
Союэ Советсиих
Социалистических
Республик
<и) 91 9680 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) За" влено 170779 (21) 2802037/29- 12 с присоелинениен заявки М— (23) Приоритет (51)М. Кд.
А 62 В 1/08
5кудеретвенны6 квинтет
СССР
IID делан нзебретений и открытий
Опубликовано 150482. Бюллетень М 14 (53) УДК621. 863. 2 (088.8) Дата опубликования описания 150432 (72) Авторы (54) СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к спасатель" ным устройствам, в частности к канатноспускным устройствам механического действия с тормозными механизмами, и может быть использовано для эва-. куации людей из верхних этажей многоэтажных зданий, в вертикальных колодцах шахт и т.д., например, в случае возникновения пожара.
Известно спасательное устройство, . содержащее установленные на валу барабаны с канатами имеющими проти".
Э
Р воположное направление намотки, средство для торможения и узел для крепления (1o).
Недостатком данного устройства является жесткое закрепление обоих барабанов на валу, что не позволяет регулировать разность длин канатов, 20 наматываемых на барабаны. Это ухуд" шает удобство эксплуатации.
Цель изобретения - удобство эксплуатации °
Поставленная цель достигается тем, что в спасательном устройстве, содержащем установленные на валу барабаны с канатами, имеющими противоположное направление намотки, средство для торможения и узел креп" ления, имеется средство для регулирования разности длин канатов.
Средство для регулирования длин канатов выполнено в виде шлицевой муфты, соединяющей вал с.одним иэ барабанов., На. фиг. 1 показано спасательное устройство, общий вид; на фиг. 2спускной механизм, на фиг. 3 - сече. ние А-А на фиг. 2.
Устройство (фиг. 1) состойт иэ. узла для закрепления механизма на конструкции здания и спускного механизма.
Спускной механизм спасательного устройства состоит иэ двух барабанов
1 и 2, установленных на цилиндрическом корпусе 3 на подшипниках 4
3 9196
На крышках 5 обоих барабанов сделаны прорези 6 для крепления, свободных концов канатов 7 и 8, которые намо таны на барабаны в разные стороны и закреплены на них. Барабаны 1 и 2 соединены валом 9, причем один барабан соединен с валом 9 шлицевым соединением 10. Барабаны имеют средство для регулирования разности длины канатов, выполненное в виде шли-... цевой муфты 11, соединяющей вал 9 с одним из барабанов. Шлицевая муфта ll имеет шлицы, нарезанные на валу 9 и цилиндрической крышке барабана 12; Подвижный стакан 13 с внутренней шлицевой, нарезкой входит в зацепление со шлицевым соединением на валу 9 и крышке 5 барабана 1.
Включение и выключение муфты 11 осуществляется перемещением стакана 13 на валу 9, а фиксация муфты 11 в крайних положениях осуществляется фиксатором 1ч ° Встроенный в корпус (фиг. 3) центробежный тормоз расположен внутри одного из барабанов и состоит из вращающегося диска 15, соединенного с валом 9, в пазах которого установлены тормозные колодки 16, имеющие плоскую пружину 17, связанную с диском. Фрикционная лен- 39 та 18 тормоза прикреплена по периметру к корпусу. Внутри другого барабана установлен управляемый дисковый нормально замкнутый тормоз, состоящий из, подвижных (вращающихся) дис35 ков 19, установленных на валу 9, и, прижимных дисков 20, соединенных
I с корпусом. Замыкание тормоза осу ществляется пружиной 21, установленной между корпусом и прижимными дисками 20. Для управления тормозом служит рукоятка 22.
Узел крепления спускного механизма (фиг. 1) состоит из горизонтальной 23 и вертикальной 24 телескопи45 ческих штанг, соединенных шарниром
-25. Соединение штанг 23 и 24 выполнено ассимметрично для свободного поворота кронштейна 26 внутрь помещения. Штанги 23 и 24 изготовлены из облегченных профилей, причем
50 подвижными сделаны внутренние профили 27 и 28. фиксация внутреннего профиля относительно наружного на необходимую длину производится ступенчато по отверстиям 29 пальцем 30.
На концах горизонтальной штанги по" движно установлены винтовые струбцины 31 для закрепления узла на
80 4 здании. Надежность крепления обеспечивается винтами 32. На вертикальной штанге 24 для крепления ее врас" пор внизу установлен винтовой домкрат
33, приводимый в действие рукояткой
34. На концах винтового домкрата 33 и верхней части вертикальной штанги
24 имеются подвижные лапы с зубьями
35. На вертикальную штангу 24 навеши. вается поворотный кронштейн, имеющий гнездо 36 для установки спускного механизма, который фиксируется в ней накладкой 37 и эксцентриковым зажимом 38. для предохранения кронштейна от перемещения по штанге вниз служит упор 39. При спуске кронштейн фиксируется от поворота винтом 40.
Устройство работает следующим образом. б
На вертикальную штангу 24 навешивается поворотный кронштейн 26.
Узел крепится на здании, например в оконном проеме, для чего поворачивают штанги 23, и 24 относительно шарнира 25 и выдвигают на необходимую длину внутренние профили 27 и 28, которые фиксируют в отверстиях 29 пальцами 30. Горизонтальную штангу
23 закрепляют на стенах здания с помощью стфубцин 31 и винтов 32. Вер-, тикальную штангу 24 упирают зубьями в верхний торец оконного проема и разжимают в нем с помощью винтового домкрата 33, вращая рукоятку 34.
В гнездо 36 поворотного кронштейна
26 устанавливают спускной механизм и закрепляют в нем накладкой 37 и эксцентриковым зажимом 38. Наличие шарнира и телескопических штанг уменьшает габариты узла крепления, а винтовые струбцины и домкрат быстрс и надежно фиксируют устройство на конструкции здания. Поворотный кронштейн. дает воэможность операции по установке спускного механизма на узле крепления и фиксирование спускаемого человека на канате производить внутри помещения, что повышает быстроту, надежность и удобства эксплуатации.
В исходном положении канаты 7 и 8 намотаны на барабаны 1 и 2 в разные стороны и закреплены в прорезях
6. Кронштейн 26 поворачивают внутрь здания. К канату на одном из барабанов, например 1, с помощью фиксирующего средства (спасательного пояса, кресла, платформы и т.п.) крепится спасаемый. Кронштейн 26 поворачивают
5 9 I96 наружу здания и фиксируют винтом 40.
Рукояткой 22 растормаживают дисковый тормоз, при этом пружина 21 сжимается, и диски l9 освобождаются.
Под весом спасаемого человека канат 3 сматывается с барабана. При увеличении скорости спуска выше 1-1,5 м/с замыкается центробежный тормоз, подвижные колодки 16 которого центробежными силами прижимаются к Фрикционной ленте 18. При уменьшении скорости спуска колодки 16 возвращаются в исходное положение пружи" ной 17
Для спуска следующего человека кронштейн 26 поворачивают внутрь здания, для чего освобождают винт 40.
Спасаемый фиксируется на канате вто" рого барабана и опускается вниз. Так
-как барабаны 1 и 2 соединены между 20 собой валом 9 и вращаются совместно, а канаты 7 и 8 навиты в противоположные стороны, то при сматывании каната с одного барабана другой канат наматывается на свой барабан..Наличие двух барабанов 1 и 2 с канатами
7 и 8, навитыми в противоположные стороны, устраняет холостой ход механизма, чем повышается пропускная способность. 30
Аварийную остановку осуществляют.. дисковым тормозом. Для остановки включают тормоз рукояткой 22 и диски
19 блокируются с дисками 20 прижимной пружи ной 21. 3S
Если спасение необходимо вести с нижележащих этажей, то приводят в действие средство для регулирования разности длин канатов,. выполнен-
-ное в виде шлицевой муфты. При этом,4о стакан 13 перемещают. влево и фиксируют в гнезде 36 Фиксатором 14. Та;
80 6 ким образом барабаны l и 2 получают независимое вращение., Сматывая канат с одного из бара" банов, устанавливают свободный конец другого каната против требуемого этажа, затем шлицевую муфт . 11 замыкают, перемещая ее в крайнее правое положение, и фиксируют в гнезде 36 фиксатором 14, при этом оба барабана
1 и 2 вращаются одновременно. Далее спуск проходит в указанной последовательности.
Предлагаемое спасательное устройство позволяет улучшить удобство эксплуатации за счет сокращения времени, необходимого на спуск спасаемого объекта эа счет устранения времени холостого хода при спуске с нижележащих этажей, Формула изобретения
l, Спасательное устройство, содержащее установленные на валу бараба" ны с каната м, имеющими противоположное направление намотки, средство для торможения и узел крепления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью удобства эксплуатации, оно имеет средство для регулирования разности длин канатов.
2. Устройство no n. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что средство для регулирования разности длин канатов выполнено в виде шлицевой муф" ты, соединяющей вал с одним из барабанов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CIA И 3847377, кл. А 62 В 1/12, 1974.
939680
Составитель D. Смолякова
Техред И. Гайду Корректор Л. Бокваы
Редактор Т. Веселова
Заказ 2206/4
Тираж 454 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-)5, Раушская наб., д. 4/5
Филиал fTIll "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4