Ходоуменьшитель самоходной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски к

Социапиетичвеиик

Реепублии (iè91

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 02,07,80 (21) 2950021/27-11 с присоединением заявки № (51)M. Кл.

В 60 К 17/10 еЪеуАгратеенный камнтет

СССР во делам нзабретеннй н открытий (23)Приоритет

Опубликовано 15. 04 82, Бюллетень ¹ 14

Дата опубликования описания 15.04.82 (53) УДК629.113 (088. 8) К.И. Городецкий, В.М. Мастеровой; Г.Б.

Ю.А. Беленков, П.А. Стецко, О.K. Довнар

3.А. Марк, Х.-3.3. Вийрок и Х.А. и пи@®уттй:.;:,.;, М. Н „Куратни с (72) Авторы изобретения (71) Заявитель 54) ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ САМОХОДНОЙ МАИИНЫ

Изобретение относится к трансмис. сиям самоходных машин, а именно к до- полнительным устройствам трансмиссийходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях.

Известен ходоуменьшитель самоходной машины, содержащий трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем, второе — с движителями, а третье— с гидромашиной постоянного рабочего объема, соединенной напорной гидролинией со входом дроссельного регулятора потока и гидроклапаном с пружиной его настройки, соединенным со сливом (13.

Однако в этом ходоуменьшителе недостаточно эффективное предохранение трансмиссии, ходовой системы и рабочего органа машины от динамических перегрузок. Предохранение от перегрузок осуществляется гидроклапаном, который срабатывает при достижении давлением предельного значе-, ния и при этом машина останавливается. Такой способ предохранения от пе. регрузок может быть достаточно эффективен при незначительно меняющих" ся нагрузках на машину, т.е. при относительно стабильном моменте нагрузки на движители. Однако при резка переменных динамических нагрузках на машину гидроклапан в силу своей энерции может не успевать вовремя срабатывать при перегрузках. В этих условиях с увеличением скорости машины возникает большая опасность запаздывания. срабатывания напорного гидроклапана, а следовательно, и большая опасность перегрузок трансмиссии ходовой системы, рабочего органа и их поломок.

Цель изобретения - повышение надежности путем предохранения трансмиссии, ходовой системы и рабочего органа от динамических пеоегрузок.

919908 4 ния 12 со входом дроссельного pery лятора 13 потока и с гидроклапаном

14, снабженным пружиной 15 его настройки и соединенным со сливом. Выход дроссельного регулятора 13 потока гидролинией 16 соединен с гидродросселем 17 и гидрораспределителем 18, которые оба подключены к сливу. Гидрораспределитель 18 связан с пружиной

15 настройки таким образом, что при его переключении подвижная часть гидрораспределителя - золотник, опираясь торцем на пружину, сжимает ее или опускает. При этом изменяется сила поджатия пружины на большее или меньшее значение. Одновременно выход дроссельного регулятора потока соеди. нен управляющей гидролинией 19 с гидроклапаном 14 со стороны его пружины 15 настройки.

При работе самоходной мвшины с ходоуменьшителем, когда нагрузка на движители относительно стабильна, гидрораспределитель 18 устанавливают в положение, при котором выход дроссельного регулятора 13 потока соединяется через гидрораспределитель 18 со сливом (позиция () . При таком переключении гидрораспределителя его подвижная часть сжимает пружину 15 гидроклапана 14, настраивая тем самым его на срабатывание при предельном давлении, соответствующим расчетной максимальной нагрузке на машину.

Изменение скорости машины осуществляется водителем, который рукояткой, воздействуя на дроссельный регулятор потока, задает определенный расход жидкости на выходе. Насос 9 под действием подводимого от ДВС момента, разгоняясь, подает рабочую жидкость из гидробака по всасывающей и напорной гидролиниям ко входу дроссельного регулятора 13 потока этом производительность, равную заданному дроссельным регулятором потока расходу. При изменении водителем настройки дроссельного регулятора потока изменяется также и частота вращения насоса; при этом меняется кинематическое передаточное число дифференциального механизма и трансмиссии в целом, а следовательно, и скорость машины.

Рабочая жидкость, подводимая к дроссельному регулятору потока, проходя через него, направляется на слив через гидрораспределитель и гидЭта цель достигается тем, что ходоуменьшитель снабжен управляемым двухпозиционным гидрораспределителем и гидродросселем, входы которых соединены с выходом дроссельного

5 регулятора потока, а выходы - со сливом, причем орган управления упомянутого гидрораспределителя кинематически связан с пружиной настройки гидроклапана, а выход дроссельного регулятора потока соединен гидролинией с гидроклапаном со стороны пружины.

3а счет предлагаемого усовершенствования возможна настройка ходоумень- 15 шителя на два режима.

Первый — при незначительно меняющихся нагрузках. В этом случае гидрораспределитель устанавливают в положение, когда выход дроссельного регулятора потока соединяется со сливом. Тогда гидроклапан с помощью пружины настроен на предельное давление и срабатывает при достижении нагрузок соответствующих этому давлению.

Второй режим устанавливают при резко переменных нагрузках на машину.

Для этого гидрораспределитель пере" ключается в положение, когда выход дроссельного регулятора потока отсоединен от слива. Тогда с увеличением с помощью дроссельного регулятора потока скорости машины происходит автоматическая корректировка настройки гидроклапана на меньшие значения давЗ5 ления срабатывания. При этом гидроклапан при динамических перегрузках открывается с опережением, уменьшая опасность поломок машины. ао

На чертеже изображена гидрокинематическая схема ходоуменьшителя. самоходной машины.

Ходоуменьшитель состоит из зубчатого трехзвенного дифференциального . и гидроклапану 14.и развивает при механизма 1 (понижающего редуктора)

45 входное звено которого, например солнечная шестерня 2, соединена с двигателем внутреннего сгорания 3 (ДВС), выходное звено, например,водило 4, связано через коробку 5 пе50 ремены передач (КПП), задний мост б - с движителями 7 машины, а с промежуточным звеном, например эпициклической шестерней 8, кинематически связана гидромашина (насос) 9 ходоуменьшителя. Всасывающая гидролиния 10 насоса соединена со сливомгидробаком 11, а напорная гидроли919908 формула изобретения

Ходоуменьшитель самоходной машины, содержащий трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем, второе — с движителями, а третье - с гидромашиной постоянного рабочего объема, соединенной напорной гидролинией с входом дроссельного регулятора потока и гидроклапаном с пружиной настройки,соединенным со сливом, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности путем предохранения трансмиссии, ходовой системы и рабочего органа от динамических перегрузок, он снабжен управляемым двухпозиционным гидрораспределителем и гидродросселем, входы которых соединены с выходом, дроссельного регулятора потока, а выходы — со сливом, причем орган управления упомянутого гидрораспределителя кинематически связан с пружиной настройки гидроклапана,а выход дроссельного регулятора потока соединен гидролинией с гидроклапаном со стороны пружины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Авторское свидетельство СССР и 472031, кл. В 60 К 17/10, 1971 (прототип). родросст ль. Поскольку при сливе рабочей жидкости из-за больших сечений трубопроводов давление в сливных гидролиниях практически неизменно и . равно давлению в гидробаке, в управ- 5 ляющей гидролинии давление при работе машины в рассматриваемом режиме также незначительно и практически неизменяемо. Вследствие этого не происходит дополнительного воздействия 1в на настройку предохранительного клапана. Поэтому, когда нагрузка на

:движители превышает расчетную допустимую, предохранительный клапан 14 открывается и перепускает всю рабочую д жидкость на слив и машина останавливается.

При работе самоходной машины с резко переменной нагрузкой водитель устанавливает гидрораспределитель 2О

18 в положение ll, когда выход дроссельного. регулятора потока отсоединен от слива. Тогда рабочая жидкость из дроссельного регулятора потока ,по гидролинии 16 направляется на слив 2s

1 только через гидродроссель 17. При этом на нем возникает перепад давлений. Возросшее давление в гидролинии

16 передается по управляющей гидролинии 19 к гидроклапану, настраивая зр его на большее давление срабатывания.

При закрытом дроссельном регуляторе потока, когда скорость машины максимальная и на выход регулятора не поступает рабочая жидкость, давление срабатывания гидроклапана будет ми" нимальным и определяется только силой поджатия отпущенной пружины 15.

По мере уменьшения скорости машины, при открытии дроссельного регулятора потока, поток жидкости на выходе из него возрастает, и как следствие этого увеличивается давление в управляющей магистрали 19. Поэтому возрастает также и давление срабатывания гидроклапана.

При минимальной скорости машины, когда поток к гидролинии 16 максимальный, давление срабатывания гидроклапана также будет максимальным.При этом параметры пружины, величина ее поджатия и сечение гидродросселя

1 должны быть подобраны так, чтобы при минимальной скорости машины в рассматриваемом режиме давление срабатывания гидрокла ана было равно его предельному давлению срабатывания,определяемому только одной пружиной в первом режиме, т.е. при включении гидрораспределителя в положение, когда дроссельный регулятор потока соединен со сливом.

Таким образом, за счет введения гидрораспределителя и гидродросселя, определенным образом, соединенных с дроссельным регулятором потока и гидроклапаном ходоуменьь, теля обеспечивается эффективное предохранение машины от перегрузок в условиях работы с резко переменными нагрузками.

Экономический эффект от внедрения предлагаемого ходоуменьшителя составляет в расчете на один трактор около 50 руб. в год.

919908

Составитель С. Москалев

Редактор И. Касарда Техред И. Гайду Корректор A.Ôåðåíö

Заказ 2240/15 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4