Измеритель угла зажигания двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1)920252 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.08.80 (21) 2974742/18-21 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 02 P 17/00

Гееудеретвенный кометет (53) УДК 621.43. .047 (088.8 ) Опубликовано 15.04.82. Бюллетень № 14 по делам нзооретеннй. н открытий

Дата опубликования описания 25.04.82 (72) Автор изобретения.У-.К. А. Кот ы лев (.r (г с- (: —::

Производственное объединение «Союзоргэн ргогаз» (71) Заявитель

/ (54) ИЗМЕРИТЕ,ЛЬ УГЛА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕ.ЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к устройствам для измерения угла зажигания в двигателях внутреннего сгорания и может быть использовано как при стендовых испытаниях, так и при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Известны измерители угла зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащие датчики импульсов зажигания, отметки верхней «мертвой» точки, угла поворота вала двигателя и счетных импульсов, соединенные с блоком формирования импульсов, пропорциональных углу зажигания, вы-. ходы которого подключены к индикатору знака угла зажигания, декадному счетчику и каскаду импульсов сброса, снабженному схемой выбора результата, а декадный счетчик подключен к блоку памяти и индикатору через запирающий каскад со схемой переписи, вход которой, связан с датчиком импульсов зажигания через схему выбора результата, один вход которой. соединен с выходом блока формирования импульсов угла зажигания, а другой — с входом декадного

-счетчика и с выходом каскада импульсов сброса (11.

Однако указанные измерители содержат четыре различных типа датчиков, что усложняет устройство и снижает надежность его работы.

Известны также измерители угла зажитания для двигателей внутреннего сгорания,. содержащие датчик импульсов зажигания и датчик отметки верхней «мертвой» точки поршня одного цилиндра, соединенные через соответствующие формирователи с первыми входами двух триггеров, вторые входы которых подключены к выходу третьего формирователя, а выходы триггеров соединены с входами двух схем совпадения, вы-. ходы последних подключены к индикатору знака угла зажигания и к одному из входов схемы заполнения второй вход которой соединен с выходом схемы умножения, выход схемы заполнения — с регистрирующим устройством, а к входу схемы умножения через третий формирователь подключен датчик отметки верхней мертвой точки поршня дру гого цилиндра (21.

Однако указанный измеритель обеспечивает измерение только среднего значения угла зажигания по всем цилиндрам двигателя,. что не позволяет простым способом

3 92 произвести измерение угла зажигания в каждом из цилиндров в отдельности.

Цель изобретения — повышение производительности при измерении угла зажигания выборочно в одном цилиндре.

Поставленная цель достигается тем, что измеритель угла зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащий датчик от-. метки верхней «мертвой» точки, соединенный с первым формирователем, датчик импульсов зажигания, подключенный через второй формирователь к одному из входов первого триггера, а выходы обоих триггеров соединены с входами двух блоков совпадения, выходы последних подключены к индикатору знака угла зажигания и к одному из входов блока заполнения, второй вход которого соединен с выходом блока умножения, а выход блока заполнения с регистрирующим блоком, снабжен коммутатором, подключенным к первому входу блока задержки, ко второму входу которого через первый формирователь и блок умножения нодсоединен датчик отметки верхней «мертвой» точки, причем один из выходов блока задержки подключен к одному из входов второго триггера, а другой выход блока задержки соединен со вторыми входами обоих триггеров.

Такое выполнение измерителя угла зажигания позволяет измерить угол зажигания в любом цилиндре двигателя, задавая его номер коммутатором, что необходимо для диагностики двигателя.

На фиг. 1 приведена структурная схема данного измерителя; на фиг. 2 — диаграмма, напряжений на выходах соответствующих узлов устройства при опережении зажигания; на фиг. 3 — то же, при запаздывании зажигания.

Датчик 1 импульсов зажигания через второй формирователь 2 подключен к S-входу первого триггера 3. Датчик 4 отметки верхней «мертвой» точки через первый формирователь 5 соединен с блоком 6 умножения, выход которого подключен к одному из входов блока 7 задержки и к одному из входов блока 8 заполнения. К другому входу блока 7 задержки подключен коммутатор 9. Один из выходов блока задержки соединен с S-входом второго триггера 10, а другой — с Raxoдами триггеров 3 и 10. Прямой выход первого триггера 3 и инверсный выход второго триггера 10 соединен с блоком 11 совпадения а инверсный выход триггера 3 и прямой вы-. ход триггера 10 с блоком 12 совпадения. Выходы блоков 11 и 12 совпадения подключены к индикатору 13 знака угла зажигания и ко второму входу блока 8 заполнения, соединенному с регистрирующим блоком 14.

Измеритель работает следующим обра. зом.

Датчик 4 отметки верхней «мертвой» точки за каждый оборот коленчатого вала дви0252 4 гателя в момент нахождения поршня цилиндра, по которому установлен датчик, в верхней «мертвой» точке, вырабатывает импульс. Этот импульс преобразуется с помощью формирователя 5 в прямоугольный и поступает на блок 6 умножения. С блока 6 умножения последовательность импульсов поступает в блок 8 заполнения и блок 7 задержки.

Коммутатор 9 перед началом работы устанавливается в положение, зависящее от числа цилиндров двигателя и номера цилиндра, по которому измеряют угол зажигания, с учетом порядка работы цилиндра.

Каждому из импульсов, поступающих из блока умножения, соответствует вполне определенное положение коленчатого вала двигателя. Сигналы с коммутатора 9 задают номера импульсов, по которым на выходах блока 7 задержки должны образовываться сигналы. Так на выходе блока 7 задержки, подключенному к S-входу второго триггера

10, сигнал возникает в момент, когда поршень цилиндра, по которому измеряют угол зажигания, находится в верхней «мертвой» точке, а сигнал на выходе блока 7 задержки, подключенном к R-входам триггеров 3 и 10, образуется через период, соответствующий максимальному пределу измерения.

При опережении зажигания (см. фиг. 2) датчик 1 вырабатывает импульс, который преобразуется с помощью формирователя 2 в прямоугольный и поступает íà S-вход первого зо триггера 3, устанавливая его прямой выход в состояние «1». Блок 11 совпадения открывается, так как инверсный выход триггера

10 тоже находится в состоянии «1». Выходной сигнал с блока ll совпадения поступает на индикатор 13, обеспечивая индикацию знака плюс, и в блок 8 заполнения. С блока 6 умножения на один из входов блока 8 заполнения поступают счетные импульсы, пропорциональные скорости вращения коленчатого вала двигателя. С блока 8 заполнения счет4р ные импульсы поступают на Регистрирующий блок 14 величины угла зажигания. Блок 12 совпадения закрыт, так как сигналы íà его входах равны нулю. С появлением на выходе блока 7 задержки, подключенного к S-входу триггера, 10, импульса, соответствующего

45 верхней «мертвой» точке цилиндра, по которому измеряют угол зажигания, инверсный выход триггера 10 устанавливается в состояние «0» и закрывает блок l l совпадения. Блок 8 заполнения также закрывается.

Таким. образом, блок 8 заполнения выдает счетные импульсы в течение времени, пропорционального углу опережения зажигания, а число импульсов, поступающих в регистрирующий блок 14, пропорционально только углу зажигания и не зависит от скорости вращения коленчатого вала двигателя, так как частота импульсов пропорциональна скорости. При появлении импульса на выхо920252

5 6 де блока 7 задержки, соединенного с К-вхо- затрат, связанных с. о с. остановкой и последу и прямые выходы триг- ющим пуском двигателя для перемонтажа геров и устанавливаются в состояние датчика отметки ве р ые — в состояние « г»,,т.е. верхнеи «мертвой» точки.

Экономический эффект от ис ние. Блоки ll и 12 совпадения з . И— и эффект от использования и закрыты. з- одного изме ителя с газ р омоторным компресму циклу изме ения. С и ихо ия готов к следующе- со ом у - р, установленным на объекте газовой иклу измерения. С приходом импульса или нефтяной промышленности составит от датчика 1 импульсов зажигания цикл 3000 — 5000 руб. в год. работы устройства повторяется.

При запаздывании зажигания (см. фиг. 31 первым приходит импульс с выхода блока 7 задержки подключенного к S-входу тригФормула изобретения гера 10, устанавливая прямой выход триг- Измеритель угла зажигания двигателя ветствует верхней «мертвой» точке цилиндв состояние «». тот импульс соот- внутреннего сгорания, со е жа д р щии датчик ра, по,которому измеряют угол зажигания. ный с пе вым о ми в цилин - ° отметки верхней «мертвой» точки со

Блок 12 совпадения открыва версный выход тригге а 3

ывается, так как ин- п льсов заж у аж ига ни я, подключенный через иггера также находится второй фо ми ов в состоянии «1». Выходной б 12 р " ф рмирователь к одному из входов и сигнал с лока 12 первого т игге а а вы совпадения подается на индикато 13 б р ра, а выходы обоих триггеров одами двух блоков совпадекатор, о ес- соединены с вх

8 заполнения. Блок 8 заполнения откр - o ся и через него на регистрирующий блок 14 открывает- дикато знака гла начинают поступать счетные импульсы с бло- кото оиз входов блока заполне ния, второи вход юторого соединен с выходом блока умноия. лок совпадения закрыт, жения, а выхо б так как сигналы на его входах р ах равны нулю. гист и ю им б д лока заполнения — с реСледующим приходит дит импульс от датчика 1 что с ель р рующим блоком, отличающийся тем, ц ю повышения производительно дает сигна, $ния. ормирователь 2 пол,на -вход триггера 3, устанавли- очн р 2 по- сти при измерении угла зажигания выб овая его инверс, у ли- рочно в одном цилиндре, он снабжен комрсныи выход в состояние «0» м тато и закрывая тем б 12 лок совпадения. Таким мутатором, подключенным к первому входу образом, блок 8 запол блока задержки, ко второму входу котозаполнения выдает счетные рого через пе вый фо ми ова . ре пеp формировател ного углу запаздывани порциональ- о умножения п порциона - у подсоединен датчик отметки верхявлении импульса на выходе блока 7 заде ж- хо рж ходов блока задержки подключе одному и 10, триггеры 3 и 10 устанавливаются в ис- блока за е енного с -выходами триггеров 3 из входов второго т игге а а г " р р, а другои выход

С приходом импульса с вы- дами обоих триггеров. хода блока 7 задержки, подключенного к з Источи

S-входу триггера 10, цикл работы изме итесточники информации, принятые во..внимание при экспертизе ффективность данного изобретения по № 556952, кл. F 02 Р 1700 оп л сравнению с известным состоит в повыше- 2. А

7/00, опублик. 1977. нии производительности труда и исключении № 82!732, 2. Авторское свидетельство СССР

40 о, кл. F 02 Р 17/00, 25.06.79.

920252

СоставитЕль А. Борзиков

Редактор М. Бандура Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 2294I32 Тираж 548 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, у». Проектная, 4