Устройство для балансировки роторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.07.80 (21) 2954215/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

G 01 М 1/38

Гасударственный кемвтет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 620.1. .05:531.24 (088.8) Опубликовано 15.04.82. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 25.04.82

В. И. Сусанин, A. С. Гребенников, В. Д. Косых/ А. П. Крыырлов, М. Д. Генкин и В. К. Гринке ич, :

/

Государственный научно-исследовательский институт-- .„ машиноведения им; акад. А. А. Благонравова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЛАНСИРОВКИ РОТ ОРОВ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для балансировки роторов машин в процессе их работы.

Известно устройство для балансировки роторов, содержащее два коаксиальных эксцентричных кольца, размещенных между цапфой ротора и внутренним кольцом подшипника опоры (1).

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для балансировки роторов, содержащее подшипниковую опору, установленный в ней цилиндрический корпус, корректирующие элементы и закрепляемое на цапфе ротора опорное кольцо со сферической поверхностью, взаимодействующей с поверхностью одного из корректирующих элементов. Корректирующие элементы выполнены в виде клиновых сегментов, установленных в корпусе с возможностью перемещения их вдоль образующих сферической поверхности опорного кольца при помощи винтов и упругих элементов (2).

Известные устройства имеют тот недостаток, что регулировку положения корректирующих элементов можно производить лишь

2 на остановленной машине, что значительно снижает производительность процесса -балансировки.

Цель изобретения — повышение производительности процесса балансировки.

Поставленная цель достигается тем, что корректирующие элементы выполнены в виде двух коаксиальных втулок, размещенных в корпусе с возможностью осевого перемещения, внутренняя из которых оперта на

10 сферическую поверхность опорного кольца, и размещенного между втулками промежуточного кольца со сферической наружной поверхностью, взаимодействующей с внутренней поверхностью наружной втулки, упpyro связанного торцом с корпусом, а внут1S ренине поверхности втулок, взаимодействующие с поверхностями колец, выполнены под углом к оси этих втулок с направлением наклона во взаимно-перпендикулярных п .11оскостях. ю

На фиг. 1 изображено устройство для балансировки роторов, общий вид; на фиг. 2 сечение А — А на фиг. 1.

Устройство содержит опору 1 с подшипником 2, цапфу 3 ротора (не показан), устанавливаемое на цапфе опорное кольцо 4, на920417

S 0

Формула изобретения

23

3S а0

43 ружная поверхность которого выполнена сферической, цилиндрический корпус 5, установленный в подшипнике 2 опоры 1, корректирующие элементы, выполненные в виде коаксиальных втулок 6 и 7, промежуточного кольца 8 со сферической наружной поверхностью, связанного с помощью пластинчатых пружин 9 с корпусом 5. Втулка 6 размещена между корпусом 5 и промежуточным кольцом 8, а втулка 7 — между промежуточным кольцом 8 и опорным кольцом 4, на сферической поверхности которого установлены в вертикальной плоскости два штифта 10, взаимодействующие с осевыми пазами, выполненными на рабочей части внутренней поверхности втулки 7, соединенной при помощи шлицевого соединения с промежуточным кольцом 8, на сферической поверхности которого установлены в горизонтальной плоскости штифты 11, взаимодействующие с осевыми пазами, выполненными на рабочей части внутренней поверхности наружной втулки 6, соединенной при помощи шлицевого соединения с корпусом 5. Рабочие части внутренних поверхностей втулок 6 и 7 выполнены под углом к их оси с направлением наклона во взаимно-перпендикулярных плоскостях: .с и P— углы наклона рабочей части внутренних поверхностей втулок 6 и 7, соответственно, в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Наружная и внутренняя втулки снабжены фиксаторами 12 и 13 их осевого положения.

Устройство работает следующим образом.

В процессе работы машины (не показана), имеющей повышенную вибрацию, при помощи фиксатора 13 перемещают в осевом направлении вращающуюся вместе с ротором втулку 7, в результате чего сферическая поверхность опорного кольца 4 скользит по ее внутренней наклонной с углом А поверхности и смещается вместе с цапфой 3 ротора в горизонтальной плоскости. При этом положение главной центральной оси инерции ротора изменяется по отношению к оси подшипника 2. Если уровень вибрации опоры 1 уменьшается, то перемещение втулки 7 в этом направлении продолжается до достижения минимального уровня вибрации. В противном случае изменяется направление перемещения втулки 7 на противоположное.

После достижения минимального уровня вибрации опоры 1 положение втулки 7 фиксируют и начинают перемещать в осевом направлении втулку 6 с помощью фиксатора 12. Так как промежуточное кольцо 8 с помощью пластинчатых пружин 9 упруго связано с корпусом 5, то при перемещении втулки 6 ее рабочая часть внутренней поверхности смещает кольцо 8, а вместе с ним втулку 7, опорное кольцо 4 и цапфу 3 ротора в вертикальной плоскости. Перемещая наружную втулку в одном из направлений достигают минимального уровня вибрации опоры 1, совмещая главную центральную ось инерции ротора с осью его вращения, после чего с помощью фиксатора 12 втулку 6 фиксируют.

3а счет того, что совмещение главной центральной оси инерции ротора с осью его вращения производят в процессе работы машины, производительность процесса балансировки резко увеличивается.

Устройство для балансировки роторов, содержащее подшипниковую опору, установленный в ней цилиндрический корпус, корректирующие элементы и закрепляемое на цапфе ротора опорное кольцо со сферической поверхностью, взаимодействующей с поверхностью одного из корректирующих элементов, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности процесса балансировки, корректирующие элементы выполнены в виде двух коаксиальных втулок, размещенных в корпусе с возможностью осевого перемещения, внутренняя из которых оперта на сферическую поверхность опорного кольца, и размещенного между втулками промежуточного кольца со сферической наружной поверхностью, взаимодействующей с внутренней поверхностью наружной втулки, упруго связанного торцом с корпусом, а внутренние поверхности втулок взаимодействующие с поверхностями колец, выполнены под углом к оси этих втулок с направлением наклона во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Куинджи А. А. и др. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин, М., «Машиностроение», 1974, с. 85 — 86.

2. Авторское свидетельство СССР № 246900, кл. G 01 М 1./38, 1967 (прототип).

920417

Риа. Г

Составитель А. Косяков

Редактор Н. Воловик Техред А. Бойкас Корректор А Ференц

Заказ 2320/41 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4