Устройство для уравновешивания роторных систем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И E,у>920418 изовеитиния

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт.. свид-ву— (22) Заявлено 25.07.80 (21) 2963036/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (51) М.К .

G 01 М 1/38 (53) УДК 620.1.05;

:53k.24 (088.8) Опубликовано 15.04.82. Бюллетень № 14 по делом нзооротеннй. н открытий

Дата опубликования описания 25.04.82.

В. И. Сусанин, В. Д. Косых, М. Д. Генкин, В. ф.-4. ринкевич, и Б. В. Соколов р ! и 1 туа

Государственный научно-исследовательский институт машиноведения им; акад. А. А. Благонравова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ

POTOPHbIX СИСТЕМ

Гоеударетвенный коннтет (23) Приоритет—

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для уравновешивания роторных систем.

Известно устройство для уравновешивания роторных систем, например, двигателя внутреннего сгорания, размещаемое между средней опорой коленчатого вала и упругой опорой двигателя, и содержащее опоры и. установленный в них вал с эксцентричной корректирующей массой (1).

Недостатком данного устройства является низкая точность уравновешивания, обусловленная невозможностью регулирования центробежной силы эксцентричной массы в процессе работы двигателя.

Наиболее близким по техническому решению к изобретению является устройство 15 для уравновешивания роторных систем, содержащее основание с опорами, размещенный в опорах механизм уравновешивания, выполненный в виде двух соосных, связанных между собой с возможностью осевого перемещения валов, на наружной поверхности которых нанесено по винтовому пазу, корректирующей массы, размещенной на первом валу и кинематически взаимо)действующей с его винтовым пазом, привода для

1 вращения валов, размещенного иа втором валу и кинематически взаимодействующего с его винтовым пазом, и фиксаторов осевого положения корректирующей массы.

Корректирующая масса в устройстве выполнена в виде кольцевого балансировочного груза с выступами на торцах, размещенного между двух, связанных с ротором соосных зубчатых колес, на торце одного из которых выполнен радиальный паз, взаимодействующий с одним из выступов балансировочного груза, а на торце другого спиральный паз, взаимодействующий с другим выступом балансировочного груза 12).

Недостатком устройства является сложность конструкции.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что на наружной поверхности первого вала выполнен дополнительный винтовой паз с обратным к имеющемуся направлением, а кор-. ректирующая масса выполнена в виде двух коаксиально расположенных эксцентричных колец, каждое из которых взаимодействует с одним из винтовых пазов.

920418

На чертеже изображено устройство для уравновешивания роторных систем.

Устройство содержит основание 1 с закрепленными на нем опорами 2. В опорах 2 размещен механизм уравновешивания, выполненный в виде двух соосных валов 3 и 4, соединенных между собой, например, шлицами 5, размещенных на валу 3 двух коаксиально расположенных эксцентричных колец б и 7, и привода для вращения валов в виде зубчатой пары колес 8 и 9, размещенной на валу 4. Каждый вал 3 и 4 снабжен ограничителем осевого положения, выполненным в виде резьбового валика 10, и размещенной на нем вилки 11, взаимодействующей с кольцевой канавкой 12, выполненной на цапфе каждого вала.

Устройство снабжено фиксаторами 13—

15, предотвращающими осевое перемещение эксцентричных колец 6 и 7 и зубчатого колеса 9.

На наружной поверхности вала 3 выполнено два винтовых паза 16 и 17 с взаимно обратным направлением, в которых размещены пальцы 18 и 19, жестко закрепленные на соответствующих эксцентричных кольцах 6 и 7, а на наружной поверхности вала 4 — один винтовой паз 20, в котором размещен палец 21, закрепленный на зубчатом колесе 9.

Ротор 22 уравновешиваемой системы устанавливается в опоры 23 так, чтобы его ось была параллельна оси валов 3 и 4, а на валу ротора 22 закреплено зубчатое колесо 8.

Устройство работает следующим образом.

Для регулирования величины центробежной силы, развиваемой эксцентричными, кольцами 6 и 7, вращением резьбового валика 10, связанного вилкой .11 через кольцевую канавку 12 с валом 3, задают последнему осевое перемещение. В результате осевого перемещения вала 3 из-за кинематического взаимодействия винтовых пазов

16 и 17 с пальцами 18 и 19 эксцентричные кольца 6 и 7 изменяют свое взаимное угловое положение, то есть произойдет изменение центробежной силы, развиваемой эксцентричными кольцами б и 7, без изменения ее углового положения относительно вала

3 и относительно зубчатого колеса 9.

Для регулирования направления действия центробежной силы, развиваемой эксцентричными кольцами 6 и 7, вращением резьбового валика 10, связанного вилкой.11 с кольцевой канавкой вала 4, задают последнему осевое перемещение. В результате кинематического взаимодействия винтового паза 20 с пальцем 21 изменится взаимное угловое положение зубчатого колеса 9 вала, т. е. изменяется взаимное угловое положение центробежной силы, развиваемой эксцентричными кольцами 6 и 7 и зубчатого колеса 9.

Регулирование проводится в процессе вращения роторной системы в соответствии с показаниями измерительного устройства (не показано), измеряющего уровень вибрации роторной системы.

3а счет наличия на валу предлагаемого устройства двух винтовых пазов с взаимно обратным направлением и выполнения корректирующей массы в виде двух коаксиально расположенных эксцентричных колец, значительно упрощается конструкция устройства.

Формула изобретения

Устройство для уравновешивания роторных систем, содержащее основание с опорами,, размещенный в опорах механизм уравновешивания, выполненный в виде двух соосных, связанных между собой с возможностью осевого перемещения валов, на наружной поверхности которых нанесено по, Зо винтовому пазу, корректирующей массы, размещенной на первом валу и кинематически взаимодействующей с его винтовым пазом, привода для вращения валов, размещенного на втором валу и кинематически взаимодействующего с его винтовым пазом и фиксаторов осевого положения корректирующей массы, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, на наружной поверхности первого вала выполнен дополнительный винтовой паз с обратным к имеющемуся направлением, а корректирую40 щая масса выполнена в виде двух коаксиально расположенных эксцентричных колец, каждое из которых взаимодействует с одним из винтовых пазов.

45 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 244802, кл. F 02 F 15/28, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

Юю 395738, кл. G 01 М 1/38, 1972 (прототип).

920418

Составитель Ю. Григорьев

Редактор Н. Воловик Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Заказ 2320/41 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4