Устройство для отбора проб моторного масла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор . изобретения

Л. А. Певзнер f Ф г У Р:" Ф ."Ф, I

{7l) Заявятель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ МОТОРНОГО

МАСЛА

Изобретение относится к контролю качества масел, в частности моторных для двигателей внутреннего сгорания.

Масло, находясь в объеме двигателя, в процессе его работы теряет свойства медленно (в течение сотен и даже тысяч часов) и поэтому быстро оце" нить интенсивность старения и уровень показателей, характеризующих свойства новых масел в процессе их . моторных испытаний не представляется возможным. Это замедляет проведение как лабораторных отборочных, так и стендовых испытаний масел на двиГа= телях.

1%

Кроме того, определение одних физико-химических показателей работавшего масла при его испытаниях недо- статочно для объективной оценки качества масла. Дпя этого необходимы специальные моторные установки.

Известны моторные установки с двигателями внутреннего сгорания для определения эксплуатационных качеств масел, в частности противонагарных свойств (1) .

Результаты испытаний масел на таких установках являются достоверными для данного типа двигателя. Однако проведение испытаний связано с разборкой и сборкой двигателя, трудоемкой оценкой нагарообразования, очисткой от нагара порвней, клапанов и дру гих;деталей после каждого этапа испытаний...Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее корпус. с осевым каналом и расположенные s нем с воэможностью перемещения атоком, снабженным на конце конусом, и пробоотборные патрубки. Отобранное из цилиндра двигателя масло подвергается затем физйко-химическому ана" лизу, с помощью которого оценивается стойкость масла к старению после нахождения в высокотемпературной зоне двигателя t2) 3 92043

Недостатком устройства является то, что с его помощью можно ускоренно определять лишь изменение физикохимических свойств работавшего масла, тогда как другие важные свойства моторного масла, в частности противонагарные, в наибольшей степени, влияющие на ресурс двигателя, оценить без разборки цилиндро-поршневой груп" пы не представляется возможным. 10

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства и снижение трудоемкости испытаний. 15

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем корпус с осевым каналом и расположенным в нем с возможностью перемещения што-. ком, снабженным на конце конусом, 2в конус выполнен усеченным с меньшим основанием не менее 0,9 диаметра штока, и с канавкой прямоугольного профиля длиной не более 0,9 диаметра менььшего основания конуса, и отноше- д нием глубины к ширине равным 0,81,2, при этом торец штока установлен на расстоянии торца корпуса, составляющем 0,05- 0,10 диаметра штока.

Наличие канавки на малом основании конуса и ее загрязнение нагаром имитирует условия работы и накоплеwe нагара на поверхности канавок поршня двигателя. Длина канавки принята не более 0,9 диаметра малого основания конуса с тем, чтобы она не была сквозной для предотвращения пригорания образующей конуса к внутренней поверхности корпуса. Соотношение глубины и высоты канавки уст- <@ ройства в пределах 0,8- 1,2 принято аналогичным соотношению глубины и ширины канавок поршня с целью приближения условий работы и интенсивности нагарообразования в обоих случаях.

Расстояние торца штока по отношению к торцевой поверхности корпуса принято равным 0,05-0,10 диаметра штока с тем, чтобы в нем задерживалось масло, предотвращая быстрый его обмен, и снижалось поступление свежих порций масла в район торца, что ускоряло образование нагара и умень" шало длительность опыта. Меньшее расстояние не обеспечит сдерживание быстИ рого обмена масла, а при большем заглублении будет иметь место усиленный прорыв газов, что явится препятствием для поступления масла к уст7 ф ройству, а следовательно, и для оценки его свойств.

На чертеже приведено устройство для отбора проб моторного масла, общий вид.

Устройство включает корпус 1, входящий по резьбе в тело гильзы цилиндра 2. Обращенный в сторону рабочего пространства торец 3 корпуса 1, находится заподлицо с внутренней поверхностью гильзы 2 и поршневых колец Й. 8 осевом канале корпуса 1 находится шток 5, торец 6 которого выполнен в виде усеченного конуса с канавкой 7 на плоской поверхности.

Шток 5 образует с внутренней поверхностью корпуса 1 маслоотделитель 8 в виде кольцевого зазора, который соединен с окружающей средой патрубками 9 для сбора масла и 10 для выхода газов. Шток выполнен с возможностью изменения его подачи по оси с помощью резьбы 11.

Устройство работает следующим образом.

Работа устройства обеспечивает отбор проб масла непосредственно со стенок цилиндра для последующего физико-химического анализа, а также определение противонагарных свойств масла. При определении противонагарных свойств шток 5 находится в крайнем левом положении так, что доступ масла в маслоотделитель 8 закрыт.

8 процессе работы двигателя торец 6 и канавка 7 подвергаются воздействию высоких температур, давлению, контакту с газом и маслом, в резуль- . тате чего на поверхностях торца 6 и канавки 7 появляется нагар. Способность масла предотвращать образование углеродистых отложений, характеризует его противонагарные свойства. После окончания этапа испытаний шток извлекается из корпуса 1 и на поверхности торца 6 и канавки 7 производится оценка отложений в баллах ° При отборе проб масла шток 5 подают вправо, тем самым позволяя поступать маслу из цилиндра в маслоотделитель 8 и далее в патрубок 9 сбора масла. Выходящие вместе с маслом газы идут тем же путем к патрубку 10, соединенному с раходометром. Регулирование поступления масла и газов производится подачей штока по резьбе 11.

Технико-экономическая эффективность

HcAoJlbsoBBHHR предлагаемого устройства заключается в том, что при этом

437

5 920 достигается ускорение проведения испытаний (в 2-3 раза) и их упрощение за счет снижения трудоемкости, связанной с отсутствием необходимости разборки и сборки двигателя, очистки s деталей от нагара после .каждого этапа, а также снижение стоимости испытаний. Использование данного устройства наиболее целесообразно в процессе разработки моторных масел при 10 многоэтапных отборочных испытаниях, где за короткий срок необходимо оценить основные свойства большого числа опытных масел и присадов с целью выбора лучших образцов. (5

Испытания лабораторного образца устройства показали соответствие реаультатов оценки противонагарных свойств идентичных масел по отложе- рв ниям на поршне дизеля (в данном опыте марки 24 10,5/13) и на штоке уст; ройства.

При работе устройства s режиме отбора проб необходимое для анализа, 25

:,количество масла набиралось в течение 8- 10 часов.

6 формула изобретения

Устройство для отбора проб мотор-. ного масла, содержащее корпус с осевым каналом и расположенным в нем с возможностью перемещения штоком, снабженным на конце конусом, и пробоотборные патрубки, о т л и ч а ю щ.ее с я тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей устройства, конус выполнен усеченным с меньшим основанием не менее 0,9 диаметра штока и с канавкой .прямоугольного профиля длиной не более 0,9 диаметра меньшего основания конуса и : с отношением глубины к ширине, равным 0,8-1,2,при этом торец штока установлен на расстоянии от торца корпуса, составляющем 0,05-0,10 диаметра штока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Сборник Нефтепродукты. Иетоды испытаний, M., Изд-во стандартов, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

Ю 358642, кл. G 01 и 1/18, 1972.

Составитель Л: Нечипоренко

Редактор Н. Воловик Техред И.Тепер Корректор H. Швыдкая

Заказ 2321/42 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11 035 Иосква W-ß Раушская наб. д. 4/5

) «3

«» „ « - «-- «

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4