Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социапистическкн

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 270580 (21) 2975107/18-24 с присоединением заявки,% (23) Приоритет (51)М. Кл.

С 09 В 9/00

3Ьаудврстеенный комнтет

СССР

Опубликов ано. 15.04.82. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 150482 ав делам нзо4ретеннй и открытий (53) УЛК 681. 3. . 071 (088. 8) В.И. Гаркни, В.Е. Алексеев, В.С. Ново ельцев и В.И. Жуков г., (72) Авторы изобретения

Юйсюе — " си (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение o f HocN fcR к приборам для психофизиологических исследова.1 ний и диагностики операторской деятельности в системе человек - машина" среда, а также для расширения функциональных возможностей различных систем обучения и контроля подготов" ленност и операторов-пультовиков.

Известно устройство, содержащее пульты обучаемых, пульты преподавате- т0 лей, блок коммутации правильных ответов, блок анализа, блок индикации оценки, блок регистрации, блок управ". ления и блок формирования команды onроса (13.

Эт о уст рой ст во я вляет ся громоздким сложным и дорогим. .Известно устройство, содержащее пуль преподавателя, блок технических средств подготовки, блок-индика I ции, пульты обучаемых, блок оценок, блок определения средней оценки, Ю схемы сравнения, сумматоры и блок определения дисперсии (2).

Однако извест ное уст ройст во слож но и громоздко, инерционно и недостаточно достоверно.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее управляемый проектор, экран, блок фотодатчиков, блок ввода, логический блок, оно позволяет передавать на универсальную или специализированную вычислительную машину информацию, необходимую для выработки с помощью этой машины лучшей последовательности представления информации и по командам от ЭВМ организовать поиск и предоставление необходимого участка программы 133.

Известное устройство имеет ряд недост.ат ков. Оно содержит большое количество логических блоков, не имеющих адаптивных свойств, что снижает ее быстродействие и возможнос ь обучения операторов в режиме диалога, а также не позволяет проводить

920818 ключены к третьему входу блока

5 .адаптивного управления и входу блодом блока.

55 диагностику операторской деятельности.

Цель изобретения - повышение точности и быстродействия устройства.

При этом повышает ся дос1оверность оценки при исследовании и диагностике операторской деятельности в системе человек — машина — среда, а также повышается эффективность подготовки и обеспечивается возможность самообучения и взаимного обучения операторов-пультовиков, объективной оценки их деятельности и оперативной выдачи обобщенной информации об уровне профессиональной пригодности исследуемых на пульт руководителя за счет введения адаптивного управления.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления, содержащее пульты. операторов, последовательно включенные блок буферной памяти, блок ввода программы оценки и первый формирователь импульсов, а также преобразователь кодов, первый вход которого соединен с вторым выходом блока буферной памяти, а выход - c вторым .входом блока ввода программы оценки, второй вход которого подключен к первому. входу блока буферной памяти, введены последовательно включенные блок ранжирования о1ветов, блок адаптивного управления, первый распределитель кодов, блок фильтров, блок приоритета, второй вход и первый выход которого соединены соответственно с выходами и входами пультов операторов, второй выход -. с вторым входом блока буферной памяти, третий выход — с вторым входом преобразователя кодов и первым входом пульча пре подавачеля, третий вход - с первым выходом первого распределителя кодов, подключенным к второму входу первого формирова1еля импульсов, вы-. ход которого соединен с, вторым входом блока фильтров, второй и тре1ий входы пульза преподавателя подключены ко вторым выходам блока ранжирования ответов и блока адаптивного управления соответс1венно, а первый и второй выходы - соот ве1 ственно к вторым входам блока адаптивного управления и первого распределителя кодов, второй выход кото10 15

45 ( ф рого соединен с третьим входом блока ввода программы оценки, третий и чеч.вертый выходы которого подка ранжирования ответов соответс1венно, а четвертый вход блока ввода программы оценки соединен с третьим выходом блока адаптивного управления.

При этом в усчройст ве первый распределитель кодов содержит дешифратор узел памяти и первый коммутатор, входы которого соединены с выходами узлапамяти идешифратора,а выходы являются выходами распределителя, входы дешифратора являются входами распределителя.

Блок адаптивного управления содержит последовательно включенные второй формирователь управляющих импульсов, второй распределитель кодов и шифратор, первый и второй выходы которого являются соответственно. первым и вторым выходами блока, а второй вход шифратора соединен с вторым выходом второго формирователя управляющих импульсов первый и второй входы которого являются соответственно первым и вторым входами блока, а третий выходтретьим выходом блока, второй вход второго распределителя кодов является третьим входом блока.

Блок ранжирования ответов содержит узел оперативной памяти и последовательно включенные формирователь кодов эталона, второй коммутатор, узел сравнения и узел элементов И, выход которого является первым выходом блока,а второй вход соединен с вторым . выходом второго коммутатора, второй выход узла сравнения является в1орым выходом блока, а второй вход соединен с выходом узла оперативной памяти, вход которого является вхоНа фиг.1 схематически изображено предлагаемое устройство; на фиг.2— распределитель кодов; на фиг.3блок адаптивного управления; на фиг.4 - блок ранжирования ответов.

Ус1ройство, содержащее пульт 1 преподавателя, распределитель 2 кодов (программы и условий исследования операторов), блок 3 ввода программы оценки, в качестве которого может быть использована электрон50

5 92081 ная вычислительная машина, формирователь 4 (управляющих) импульсов, блок

5 фильтров, блок 6 адаптивного управления, блок 7 буферной памяти, блок 8 приоритета, блок 9 ранжирования ответов, преобразователь 10 кодов, пульты 11. операторов.

Распределитель 2 кодов содержит (фиг.2) дешифратор 12, коммутатор

13 и узел 14 памяти. Блок 6 адаптив- 10 ного управления выполнен (фиг.3) из шифратора 15, распределителя 16 кодов и формирователя 17 управляющих импульсов.

Блок 9 ранжирования ответов 35 (фиг.4) содержит узел 18 элементов

И, узел 19 сравнения, узел 20 оперативной памяти, коммутатор 21 и формирователь 22 кодов эталона.

Пульт 1 состоит из устройств 2о ввода-вывода информации, цифровых табло и коммутирующих элементов управления (не показаны).

На пульте отображается вся информация об исследовании: места оши- 25 бок и сбоев операторов при выполнении ими заданного алгоритма, процент правильных действий каждого операто-, ра, время выполнения ими операций, и т.п. распределитель 2 выбирает программу и условия исследования операторов и заключает в себе память для хранения и выдачи в программно" определенные моменты времени участков разветвленных алгоритмов иссле 35 дований и условий, выработанных руководителем и блоком Ь, анализирующим выполняемые задания, и информационно-адаптирующим устрОйство с операторами.

40 формирователь 4 служит для формирования и кодирования информации, которая через блок 5 распределителя по рангам согласно успешности выполнения задан и операторами и подается 45 через блок 8 на конкретные пульты 11 в зависимости от уровня подготовленности операторов.

С помощью блока 6 вырабатываются сигналы на вы ачу соответствующих ветвей (шагов) разветвленной программы исследования и скорости ее предоставления каждому оператору в отдельности.

Блок 3 проводит все расчетные

55 операции и, кроме того, программным путем проводит проверку всей системы с целью повышения достоверности результатов исследования.

8 6

Уст рой ст во работ ает следующим образом.

Преподаватель на пульте 1 готовит необходимую информацию и проводит вводный инструктаж с операторами, которые с пультов 11 через блок 8 докладывают о готовности выполнения задания на пульт 1. После этого, преподаватель с пульта 1 управляет всем ходом исследования операторской деятельности.

Автоматически с пульта 1 поступают сигналы в распределит.ель 2, в котором выбираются соот ветствующие программы и условия исследования операторов, при этом учитываются их действия судя по информации, поступающей из блока 6. Блок 3 ведет обработку поступающей в него информации, сравнивая ее с заложенными алгоритмами деятельности и состояния "идеальных операторов" и выдает информацию через формирователь 4 и блоки 5 и 8 на пульты 11, количество которых может быть достаточно большим за счет быстродействия блока 3, которое обеспечивает режим адаптации всего устройства с каждым оператором в отдельности.

Ранжирование ответов операторов пс степени их значимости производитcA с помощью блока 9. Информация с блока 9 поступает в блок 6, который вы-. дает информацию о действиях и состоянии каждого оператора на пульт 1, а также формирует алгоритмы деятельности операторов с помощью распределителя 2 и блока 3

Операторы обрабатывают поставленную задачу на своих рабочих местах.

Информация с пультов 11 выдается в блок 8, который готовит приемные уст- ройства к приему очередной информации блоком 3 согласно очереди, порядок которой устанавливается самим блоком 8, учитывающим способности и обученность каждого оператора и позволяющим, в случае необходимости оказывать операторам взаимную помощь.

Далее, через блок 7 информация поступает в преобразователь 10, представляющийй собой накопит ельно-пре" образовательное устройство и кодопреобразующее устройство, сигналы из которого в;виде кодограмм поступают в блок 3. Блок 3 обрабатывает посту" пающую информацию, сравниваеет ее с программой "идеального оператора" и выдает информацию на блоки 9 и 6.

7 92081

Блок 6 определяет величину "шагов" обучения и номер соответствующей вечви разветвленной программы .для управления распределителем 2. С распределителяя 2 и блока 9 информация об успешности решения задачи опе-. раторами выдается на пульт 1, с помощью которого испытатель может вмешиваться в процесс исследования в любой момент времени. о

Для обеспечения работы всей установки с операторами в режиме "диалога" и создания приоритета в обеспечении более успевающих операторов установлены блок 7 и преобразователь 10, Данное устройство при исследовании деятельности операторов обладает широкими возможностями, может работать в различных режимах в том чис- 20 ле и диалоговых (контроль, тренировка, самоконтроль, самообучение, взаимообучение, собеседование и т.д.) и может быть использовано для профотбора операторов и корректирования инструкций их работы на штатной технике. Кроме того, уст-, ройство проводит статистическую обработку информации, позволяющую судить о влиянии различных факторов ЗО

/ на деятельность операторов. Причем, за счет оптимального размещения блоков и простой организации связей между ними стоимость устройства сравнительно невелика.

35.

Формула изобретения

3; Устройство по п.l о т л и чающееся тем,чтовнем блок адаптивного управления содержит последовательно включенные второй формирователь управляющих импульсов, втором распределитель кодов и шифратор, первый и второй выходы которого являются соответственно первым и вторым выходами блока, а второй вход шифратора соединен с вторым выходом второго формирователя управляющих импульсов, первый и второй входы которого являются соответственно первым и / вторым входами блока, а третий выход - третьим выходом блока, второй. вход второго распределителя кодов является третьи: входом блока.

1. Устройство для оценки профес- 4О сиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления, содержащее пульты операторов, последовательно включенные блок буферной памяти, блок ввода програм- 4> мы оценки и первый формирователь импульсов, а также преобразователь кодов, первый вход которого соединен с вторым выходом блока буферной памяти, а выход - с вторым входом блока ввода программы оценки, второй выход которого подключен к первому входу блока буферной памяти, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и, быстро- действия устройства, в него введены последовательно включенные блок ранжирования ответов, блок адаптивного управления, первый распределитель кодов, блок фильтров, блок приоритета, второй вход и первый выход которого соединены соответственно.с выходами и входами пультов операторов, второй выход - с вторым входом блока буферной памяти, третий выход - с вторым входом преобразователя кодов и первым входом пульта преподавателя, третий вход - с первым выходом первого распределителя кодов, подключенным к второму входу первого формирователя импульсов, выход которого соединен с вторым входом блока фильтров, второй и третий входы пульта преподавателя подключены к вторым выходам блока ранжирования ответов и блока адаптивного управления соответственно, а первый и второй выходы - соответственно к вторым входам блока адап-. тивного управления и первого распределителя кодов, второй выход которого соединен с третьим входом блока ввода программы оценки, третий и четвертый выходы которого подключены к третьему входу блока адаптивного управления и входу блока ранжирования ответов соответственно, а четвертый вход блока ввода программы оценки соединен с третьим выходом блока адаптивного управления.

2. Устройство, по и 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем первый распределитель кодов содержит дешифратор, узел памяти и первый коммутатор, входы которого соединены с выходами узла памяти и дешифратора, а выходы являются выходами распределителя, входы дешифратора являются входами распределителя.

9 920818 10

4. устройство по п.1, .о т л и — рой вход соединен с выходом узла ч а ю щ е е с я тем, что, в нем оперативной памяти, вход которого блок ранжирования ответов содержит является входом блока. узел оперативной памяти и последова- Источники информации, тельно включенные формирователь s принятые во внимание при экспертизе кодов эталона, второй коммутатЬр, 1. Авторское свидетельство СССР узел сравнения и узел элементов И, М 389543, кл; G 09 8 19/00, 1971. выход которого является первым выхо- 2. Авторское свидетельство СССР дом блока, а второй вход соединен Н 354446, кл. G 09 В 7/07, 1970. с вторым выходом второго коммутато- >О 3. Авторское свидетельство СССР ра, второй выход узла сравнения яв- . 327510 кл. G 09 8 7/00, 1970 ляется, вторым выходом блока, а вто- (прототип).