Устройство для релейной защиты секции шин низкого напряжения комплектной трансформаторной подстанции
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6t) Дополнительное к авт. свид-ву 9 792460 (22) Заявлено 1306 79 (21) 2779743/24-07
Союз Советских
Социалистических
Республик (u>920936
1щ A4. KJl.3
Н 02 Н 3/28
Н 02 Н 7/26 с присоединением заявки М—
Государственный комитет
СССР по делам изобретеиий и открытий (23) Прибритет(Щ УДК 621.316,925 (088.8) Опубликовано 150482. Бюллетень М 14
Дата опубликования описания 150482 (72) Автор изобретения
В.В. Кочетков (71) Заявитель (54} УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТИ СЕКЦИИ ШИН
НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ КОМПЛЕКТНОЙ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ
ПОДСТАНЦИИ
1 2
Изобретение относится к электро- .:между собой согласно, а выход датчиэнергетике, в частности, к релейной ка тока ввода — встречно. Датчики защите компЛехтных распредЕлительных - - тока — преобразователи, в устройстве подстанций. .,- могут быть выполнены на трансреактоПо основному авт. св. Р .792460,, ре, ко вторичной обмотке которого. известно устройство длй релейной эа- :; ;подключены последовательно включенщиты секциИ шин низкого:напряжения . ные диод и резистор, выходы которого комплектной трансформаторной подстан-,, служат выходными зажимами датчика ции и отходящих от нее ииний, состо- |O тока (1} ящее из дифферейциально-токовой за- .: . Недостатком данного устройства явщиты (дтз) секции шин и максимально ляется то, что в зависимости от фазы токовых защит {MT3) каждой линии, :, включения входного тока из-за примедатчиков тока каждого присоединения, . нения однополупериодного выпрямления,. релейного органа ДТЗ и релейных ор- .. а также вследствие присущего трансреганов мтз, в котором выходы датчиков .>>. актору сдвига фаз между вторичной тока линий подключены ко входам.ре- ..: . ЭдС и током сигнал на срабатывание лейных органов МТЗ, выходы датчиков . :.. защиты может задерживаться на некотока всех присоединений соединены ;,. торый угол по отношению к моменту последовательно Между собой и со . появления аварийного тока, что привходом релейного органа ДТЗ, а вы-- . водит к снижению быстродействия устходы релейных органов ДТЗ и МТЗ под- . -- . ройства. При больших токах аварийного ключены к отключающим блокам выклю-, режима, вследствие неодновременного чателей, датчики тбка выполнены иа . насыщения датчиков тока ввода и липреобразоватепях напряжения, напря- ний форма напряжения на их выходах жение на выходе которых однополярно ?5 может быть различной, что приводит и пропорционально отношению тока при-": к неселективной работе устройства. соединения к его номинальному току, релейный орган Дтз выполнен однопо- Цель изобретения — повышение быст» лярным по входному напряжению, вы-,родействия и исключение возможности; ходы датчиков тока линий включены ЗО неселективной работы при неодновре»
920936 меннном насыщении датчиков тока ввода и линий.
Поставленная цель достигается тем, чта в устройстве для релейной защиты секции шин низкого напряжения комплектной трансформаторной подстан- ции каждый датчик тока - преобразователь, выполнен на .трансформаторе тока, вторичная обмотка которого подключена к одной диагонали диодного выпрямительнога моста, ко второй диагонали которого подключен резистор, параллельно резисторам датчиков тока линий подключе :ы конденса» торы.
На чертеже представлена принци- 15 пиальная электрическая схема пред," ложенного устройства.
Устройство содержит на всех присоединениях шин низкого напряжения автоматические выключатели 1-3, — вводной 1, соединенный с вторичной обмоткой силового трансформатора 4, и линейные 2 и 3, через которые питаются нагрузки,5 и 6. Линии, защи- щены максимальными токовыми защитами, включающими в себя датчики тода .7 и 8, выходы которых подключены к входам релейных органов 9 и 10, а выходы релейных органов соединены с отключающими органами выключателей
2 и 3. Секция шин низкого напряжения, расположенная между выключателями 1-3, защищена дифференциальной токовой защитой, включающей в себя датчики 7,8 и ll выходы которых соединены последовательно между собой и с входом релейного органа 12, причем выходы датчиков 7 и 8 включены между собой согласно, а по отношению к датчику 11 — встречно. Релейные органы 9, 10 и 12 срабатывают 40 только при одной полярности подведенного входного напряжения, указанной на схеме. Датчики тока. представляют собой трансформаторы тока 13-15, вторичные обмотки которых подключены 45 к первым диагоналям диодных выпрямительных мостов 16-18, ко вторым диагоналям которых подключены реэисторы 19-21. В датчиках тока линий 7 и 8 параллельно резисторам 19 и 20 5О псдключены конденсаторы 22 и 23.
Выходом датчиков тока являются выводы резисторов, напряжение на которых однополярно и пропорционально отношению тока присоединения к ега номинальному току. Сопротивление резисторов много меньше входного сопротивления релейных органов. Обмотки трансформаторов включены синфазно, т.е. при одинаковом направлении проходящих через присоединения токов сигналы на выводах, обозначенных точкой, имеют одинаковую полярность.
Устройство работает следующим абgaaoM °
При замыкании в точке А ток аварийного режима проходит через выключатели 1 и 3, а напряжение на резисторах 19 и 21 имеет полярность, укаэанную на схеме. Учитывая, что значение этих напряжений пропорционально отношению тока через выключатели
1 и 3 к номинальному току присоединений, а номинальный.ток ввода больше номинального тока линии, напряжение на резисторе 21 больше, чем на резисторе 19, Раэностное напряжение на входе релейного органа 12 препятствует его срабатыванию. Часть этого напряжения, приложенная ко .входу ре лейного органа 9, также препятствует
1 срабатыванию последнего. Следовательно, срабатывает только релейный орган 10, и замыкание аудет селективно отключено выключателем 3. При замыкании в точке Б часть напряжения на резисторе 19 будет приложена квходам релейных органов 9 и 10 в полярности, способствующей их срабатыванию, однако с учетом соотношения между сопротивлением резисторов.и входным сопротивлением релейных органов величина напряжения на резисторах 20 и 21 будет недостаточна для срабатывания релейных органов 9 и 10.
Следовательно, срабатывает только релейный орган 12, и замыкание будет селективно отключено выключателем 1.
Вследствие применения в датчиках тока трансформаторов тока и двухполунериадного мостового выпрямителя фаза аварийного тока и напряжений на резисторах 20 и 21 и входах релейных органов 9 и 10, а следовательно, и разностного напряжения на входе релейного органа 12 совпадают (если пренебречь угловой погрешностью датчиков тока), т.е. задержки в срабатывании релейных органов нет.
При больших токах аварийного режима, например, в точке А, когда датчики тока линий и ввода могут насыщаться неодновременно, более вероятно насыщение датчика тока линии, так как при одном и том же токе в линии и на вводе кратность этого тока па отношению к номинальному току присоединения для линии больше, чем для ввода. учитывая соотношение постоянной времени цепи заряда,и разряда конденсаторов 22 и 23, напряжение на входе релейного органа ДТЗ имеет полярность, препятствующую его срабатыванию, т.е. происходит селективное отключение.
Предложенное техническое решение позволяет повысить быстродействие и исключить воэможность неселективной работы устройства.
Формула изЬбретения
Устройство для релейной защиты секции шин низкого напряжения комп. 9209
Составитель Л. Воропаева
Мехмед С. Мигунова Корректор М. Коста.
Редактор К. Волощук тираж 670 подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. "4/5
Заказ 2365/67
Филиал ППП Патент, r, Ужгород, ул. Проектная, 4 лектной трансформаторной подстанции по авт. св. Р 792460, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с цежю повьааения быстродействия и исключения возможности несечективной работы при неодновременном насыщении датчиков тока ввода и линий, каждый датчик тока - преобразователь, выполнен на трансформаторе тока, вторичная обмотка которого подключена к одной диа36 6 г гонали диодного выпрямительного моста, к второй диагонали которого подключен резистор, параллельно резисторам датчиков тока линий подключены конденсаторы.
Источники информации, принятые. во внимание при экспертизе
1.- Авторское свидетельство СССР
1 792460, кл, Н 02 Н 3/3S,H 02 H 7/26„
19.04.79.