Способ определения достаточности объема демпферного бака, заполненного маслом для уплотнений турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О .П И С А Н И Е (и)920965

ИЗОБРЕТИ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Соиаэ Советских

Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 20.05.80 (21) 2926636/24-02 с присоединениеМ заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15. 04 ° 82. Бюллетень №14

Дата опубликования описания 18.04.82 (51)M. Кл.

H 02 К 5/12

3ееударствкниый комитет

СССР по делам изабретений н открыткй (53) УДК 621.

° 313. 213 (088.8) (72) Авторы изобретения

И.Г. Балабанов и B.È. Червяковск

Ленинградское производственное электро объединение "Электросила" им.

Ф (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТАТОЧНОСТИ ОБЪЕМА

ДЕМПФЕРНОГО БАКА, ЗАПОЛНЕННОГО МАСЛОМ

ДЛЯ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к электрома-! шиностроению, в,частнсти к системам маслоснабжения, обеспечивающим работу уплотнений турбогенератора с во-. дородным охлаждением.

Для обеспечения сохранности дета-. лей уплотнений и вала турбогенератора при нарушении маслоснабжения ус« танавливается дополнительное быстродействующее резервирование в виде демпферного бака в системе маслоснабжения. При отказе основных источников маслоснабжения уплотнений турбогенератора срабатывает защита на отключение и останов турбогенератора.

При этом емкость демпферного бака должна быть достаточной для обеспечения маслом .уплотнений за весь период выбега турбогенератора. Для предотвращения повреждений уплотнений 2О при наличии демпферного бака необходима проверка работоспособности системы резервирования, так как из-за изменения состояния уплотнений в одних случаях емкость демпферного бака достаточна для безнасосного останова турбогенератора, а в других нет.

Известен способ определения достаточности объема демпферного бака, при котором фиксируются величины изменения уровня масла в демпферном баке по масломерному стеклу, частота вращения ротора и время выбега турбогенератора 11 1.

Описанный способ носит экспериментальный характер и при недостаточности объема бака может привести к аварийному режиму.

Наиболее близким к изобретению яв" ляется способ определения достаточности объема демпферного бака, заполненного маслом для уплотнений турбогенератора, заключающийся в том, что масло прокачивают насосом через регулятор перепада давлений,демферный бак и уплотнения турбогенератора и измеряют полный расход масла во вре" мя выбега турбогенератора. Расход

3 9209 масла измеряется с помощью контроль ной емкости и сравнивается с объемом демпферного бака (23.

Этот способ сложен в выполнении, неточен и носит, экспериментальный характер.

Цель изобретейия упрощение и повышение точности измерения.

Указанная цель достигается тем, что снимают кривую зависимости дав- 10 ления масла перед регулятором пере" пара давлений от времени выбега турбогенератора, при остановленном турбогенераторе наполняют опорожненный демпферный бак маслом с помощью на. соса, меняя его давление вентилем перед регулятором перепада в соответствии со снятой кривой, и при заполнении демпферного бака за время, большее .времени выбега турбогенерато- 20 ра, делают вывод о достаточности объема. бака для обеспечения безаварийного останова турбогенератора в безнасосном режиме.

На фиг. 1 представлена схема мас- 25 лоснабжения уплотнений турбогенератора; на фиг. 2 - кривая зависимость давления масла Р перед регулятором перепада давления от времени выбега ротора турбогенератора (P = fit ) . 30

Система маслоснабжения уплотнений турбогенератора состоит из насоса 1, вентилей 2-4, манометра 5, регулятора перепада давлений 6, демпферного бака 7, сигнальных реле уровня 8 и 9, З5 трубопровода 10 связи демпферного бака по водороду и трубопровода 11 подачи масла из демпферного бака к

/ уплотнениям.

Способ определения достаточности 40 объема демпферного бака, заполненного маслом для уплотнений турбогенератора, реализуется следующим образом.

В плановый останов турбогенератора снимается кривая зависимости давления масла P по манометру 5,перед регулятором перепада давлений 6 от времени выбега.

При остановленном турбогенераторе при наличии в нем атмосферного,дав- 50 ления воздуха прекращается подача масла на уплотнения путем закрытия вентиля 2, при открытом вентиле 3 опорожняется демпферный бак 7, закрывается вентиль 4, включается насос 1 и производится наполнение демпферного бака маслом путем частичного открывания вентиля 2 до получения по

4 манометру 5 давления Р, равного давлению, которое было при номинальной скорости вращения тербогенератора в соответствии с кривой Р„ = fI tI. В этом положении вентиль 2 удерживается в течение времени, равного времени срабатывания защиты на отключение турбогенератора по уровню масла в демпферном баке. t < плюс t „ согласно кривой P = f(tt. По истечении этого времени вентиль 2 частично прикрывается до получения по манометру 5 давления Pq, которое в соответствии с кривой удерживается время от t „до t и т,д. до полного наполнения демпферного бака, которое контролируется сигнальным реле уровня 8 и 9 в верхней зоне демпферного бака.

Заполнение демпферного бака за время, большее времени выбега турбогенератора, свидетельствует о достаточности объема масла в баке для безаварийного останова турбогенератора в безнасосном режиме. Если демпферный бак полностью заполняется

l при давлении, соответствующем проме жуточному .числу оборотов, то это сви детельствует, что емкость демпферно го бака при данном состоянии уплотнений недостаточна и необходимо принимать меры по улучшению состояния уплотнений .или произвести снятие кривой P = f1 tl со срывом вакуума турбины и последующее наполнение бака по вновь снятой кривой.

Температура масла во время наполнения демпферного бака должна быть равной или максимально близкой к температуре, при которой производится снятие кривой Р, = fI tI.

Штатный манометр на время снятия кривой и наполнения демпферного бака меняется на более точный, контрольный, образцовый манометр.

Операция проверки достаточности масла демпферного бака, может быть совмещена с операцией заполнения демпферного бака маслом после длительного останова или ремонта перед пуском турбогенератора.

Предложенный способ косвенной проверки достаточности масла демпферного бака при безнасосном останове турбогенератора прост, не требует постановки специального эксперимента, дополнительных устройств и приборов, в то же время он позволяет судить о

Формула изобретения

5 9209 достаточности масла демпферного бака с учетом всех временных изменений, которым могут подвергаться уплотне ния и система маслоснабжения.

Способ определения достаточности объема демпферного бака, заполненно- о го маслом для уплотнений турбогенератора, заключающийся в том, что масло прокачивают насосом через регулятор перепада давлений, демпферный бак и уплотнения турбогенератора и измеряют полный расход масла во время выбега турбогенератора, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности измерения, снимают кривую зависимости в

65 6 давления масла перед регулятором перепада давлений от времени выбега турбогенератора, при остановленном турбогенераторе наполняют опорожненный демпферный бак маслом с помощью насоса, меняя его давление вентилем перед регулятором перепада в соответствии со снятой кривой, и при заполнении демпферного бака за время, большее времени выбега турбогенератора, делают вывод о достаточности объема бака для обеспечения безаварийного останова турбогенератора в безнасосном режиме.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

"Электрические станции"."Энергия", 197 I. Н 2, с. 65-66.

2. "Электрические станции"."Энергия", 1971, М 6, с. 31-32.

920965

Р Кгс/сп ек.

0 tp tg tg и й

/7 06/ним

800

Фиг.2

5000 ИОО ЮОО

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Д. Воинов

Редактор К. Волощук Техред Ж.Кастелевич Корректор С. Цомак

Ю Ю O

Заказ 2371/68 Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5