Устройство для управления торможением синхронного генератора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
««921023 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.0780 (21) 29"97! 5/24-07. (51)М. Кд.
Н 02 P 9/10
Н 02 Т 3/24 с присоединением заявки .% (23) Приоритет тооударстериый комитет .
СССР по делам изабретеиий и открытий
Опубликовано 150482. Бюллетень Фв 14
Дата опубликования описания 150482 (53) УДК621.313. .322.621.316. .719.2(088.8) В.П.Горелов, П.П.Фололеев, М.В. Зля и Л,Т.Батуров
1.,r, \
Алтайский политехнический инстйтут им, И.И.1олзунфва — 1 (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ
СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА
Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для управления торможением генераторов электростанций, имеющих местную нагрузку и работающих через линию электропередач. параллельно с энергосистемой.
Известен ряд устройств для автоматического управления торможением. синхронных генераторов для повышения их устойчивости, позволяющих осуществлять управление тормозными резисторами с учетом частоты (скольжения) генераторов tl) и (2 .
Недостатками этих устройств является однократность действия в течение переходного процесса и их неэф" фективность в случае коротких замыканий с АПВ на одиночных линиях, свяэ6ваюо1их электростанцию .с энергосистемой.
Известно также устройство для автоматического управления электрическим торможением генераторов, позволяющее осуществлять управление переходным процессом в случае КЗ и АПВ одиночной линии электропередачи, связывающей станцию с системой. Это устройство содержит схему релейной защиты, схему АПВ, датчик мощности, блок управления тормозными резисторами и тормозные резисторы. При КЗ на линии электропередачи защита отключает ли10 нию и одновременно запускает схему
АПВ и датчик мощности. Последний посылает сигнал на включение выключателя тормозного резистора на время, выбираемое из условия обеспечения до15. пустимого скольжения генератора в конце цикла АПВ. При успешном АПВ дается сигнал на отключение тормозных резисторов, а при неуспешномна отключение генератора от сети, закрытие стопорных клапанов и гашение поля (31.
Недостатками устройства является однократность действия в переходном процессе, а также ориентировка на
921023
3 нормальную длительность бестоковой паузы АПВ. В случае затягивания времени ЛПВ (например из-за работы резервных защит) действие устройства может оказаться неэффективным, а при работе генератора на значительную местную нагрузку и отключении линии, связывающей станцию с системой,устройство не обеспечивает автоматической ресинхронизации без отключения 10 местной нагрузки.
Цель изобретения — обеспечение, автоматической ресинхронизации электростанции с энергосистемой без отключения местной нагрузки. 15
Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления торможением генераторов, содержащее тормозные резисторы, схему релейной защиты, выходы которой подключены к 2р схеме АПВ и датчику мощности, вход
;которого подключен к линии, связываю.т щей электростанцию с энергосистемой, и блок управления тормозными резис,торами, к входам которого подключены 25 выходы датчика мощности и схемы АПВ, сйабжено датчиком частоты генератора, выход которого подключен к входу блока управления тормозными резисторами, причем вход датчика мощности допол- щ нительно подключен к линии, местной нагрузки, а в качестве схемы АПВ применена схема АПВ с улавливанием синхрониэма.
На чертеже изображена блок-схема предложенного устройства.
Генератор 1 через выключатель 2 включен на шины электростанции 3, от которых в систему отходит линия электропередачи, имеющая выключа- > тель 4, и линия местной нагрузки, Устройство содержит схему релейной защиты 5, схему АПВ 6, датчик мощности 7, блок управления тормоз." ными резисторами 8, датчик частоты 9 4 тормозные резисторы 10. Выходы схемы релейной защиты подключены ко входам схемы AllS и датчика мощности, подключенного к линии местной нагрузки и к линии электропередачи, связывающей станцию с системой. Выходы датчика мощйости, схемы АПВ и датчика частоты подключены ко входам блока управления тормозными резисторами.
В устройстве .применена известная
55 схема с улавливанием синхронизМа (АПВУС).
Устройство работает следующим образом.
При возникновении короткого замыкания в системе блок релейной защиты
5 посредством выключателя 4 системы отключает станцию от системы и одновременно включает ЛПВУС 6 и датчик мощности 7.
Датчик мощности 7- выявляет небаланс мощностей в линии местной нагрузки и на шинах станции 3 и посылает сигнал в блок управления тормозными резисторами 8, который включа" ет в зависимости от небаланса один или два тормозных резистора 10. Одновременно датчик частоты 9 определяет частоту вращения ротора генератора 1 и, сравнивая ее с эталонной, равной 50 Гц, посылает сигнал на отключение одного тормозного резистора
10 в блок управления тормозными резисторами 8 при снижении частоты до
49,5 Гц. При снижении частоты ротора генератора до 49 Гц датчик частоты 9 посылает сигнал в блок управления тормозными резисторами 8 на отключение второго тормозного резистора 10.
Если частота вращения ротора генератора возрастает до 50,5 Гц, блок управления тормозными резисторами
8 включает один тормозной резистор
10 по сигналу датчика частоты 9.При повышении частоты до 51 Гц таким же ,образом включается. второй тормозной резистор 10. Процесс включения и выключения тормозных резисторов повторяется за время"ресинхронизации несколько раз. При успешном автоматическом повторном включении сигнал с блока АПВУС 6 поступает в блок управления тормозными резисторами 8, который отключает тормозные резисторы 10. При неуспешном AflB сигнал с блока АПВУС 6 поступает в блок управления тормозными резисторами 8, который после задержки 7-9 с, рав-, ной максимально возможной длительности процесса торможения, отключает тормозные резисторы 10 и одновременно подает сигнал на включение автомата гашения поля (ИГП) генератора, золотники аварийного останова (ЗАО) и отключение выключателя генератора
2.
; Таким образом, предложенное устс ройство позволяет автоматически ре" синхронизировать электростанцию с системой без отключения местной нагрузки, Действие устройства эф фективно при любой длительности бестоковой паузы АПВ.
921023
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ,2357/71 Тираж 719 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4
Устройство для управления торможением синхронного генератора., содержащее тормозные резисторы, схему релейной защиты, выходы которой подключены к схеме АПВ и датчику мощности, вход которого подключен к линии, связывающей электростанцию с энергосистемой, и блок управления тормозными резисторами, к входам которого подключены выходы датчика мощности и схемы АПВ, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью автоматической ресинхронизации электростанции по связывающей ее с энергосистемой линии электропередачи без отключения местной нагрузки, оно снабжено датчиком .частоты .генератора, выход которого подключен к входу блока управления тормозными резисторами, причем вход датчика мощности
5 дополнительно подключен к линии местной нагрузки, а в качестве схемы АПВ использована схема АПВ с улавливанием синхронизма.
30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство. СССР
Н 122522, кл. Н 03 P. 9/10,. 1959.
2. Авторское свидетельство CCCP по заявке И 2891570/07, кл. Н 02 J 3/24, март 1980 г.
3. Авторское.свидетельство CCCP
NÃ 611283, кл. Н 02 Р 9/10, 1978.