Релейный триггер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.Н. А. Молодцов и В. И. Юлдашев

1, Специальное конструкторское бюро "Тита

ФЪФ4 (72) Авторы изобретения (7I ) Заявнтель (54) РЕЛЕЙНЫЙ ТРИГГЕР

Изобретение относится к технике систем дистанционного и автоматического управления н может быть в частности использовано пои построении систем управления технологическими агрегатами.

Известен триггер, содержащий дистанционный переключатель, два диода и две RC-цепи. Диоды включены последовательно с обмотками дистанционного переключателя. Переключение три1 гера форсируется за счет разряда конденсаторов при переключении управляющей.контактной группы, что повышает быстродействие Pll .

Недостатком его является отсутствие средств устранения зависания контактов переключателя, которое возможно при ударах, вибрациях оборудования, при дребезге контактов, наложении на переключающий сигнал интенсивных электромагнитных наводок и т.п. Зависание контактов пе.реключателей, приводя к отказам, снк жает надежность релейных триггеров.

Кроме того, триггер характери" зуется значительными аппаратурными затратами при построении на их основе релейных регистров. Это объясняется тем, что в релейном триггере .отсутствуют .цепи, которые могли бы быть общими при построении многоразрядных регистров.

Известен релейный триггер, содержащий дистанционный переключатель, первое и второе реле задержки с

RC-цепями задержки отпускания, подк лючениыми параллельно их обмоткам, 15 первые выводы которых соединены с первой шиной питания. Триггер также содержит два генератора на реле, реле противозависания и резистор, 20 причем. первый вывод первой обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из размыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта

921092

4 первого реле задержки подключен ко второму выводу обмотки второго реле задержки, первый вывод второй обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь иэ замыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта второго реле задержки подключен ко второму выводу обмотки первого реле задержки, точки соединения кон- 10 тактов, образующих последовательные цепи, через замыкающий контакт реле противоэависания соединены со второй шиной питания, вторые выводы обмоток дистанционного переключателя подключены через замыкающие контакты реле генераторов к первой шине питания, первые выводы обмоток реле первого и второго генераторов через замыкающие контакты соответствующих реле задержки подключены ко второй шине питания, вторые выводы обмоток реле генераторов аоединены с первой шиной питания, первый вывод обмотки реле противоза- у висания присоедийен к первой шине питания, второй вывод присоединен-через резистор ко второй шине питания, параллельно обмотке реле противозави. сания включены параллельно соединенные. размыкающий, замыкающий и переключающий контакты дистанционного переключателя.

В данном устройстве повышена надежность функционирования за счет устранения возможности зависания контактов дистанционного переключателя.

Кроме того, при построении на основе известного устройства релейных регистров сокращаются аппаратурж е затраты вследствие наличия в нем цепей, которые становятся общими при построении регистра 422.

Недостатком данного устройс1ва является возможность работы тригге" ра только с парафазным (прямым и инверсным одновременно) переключающим сигналом, что в релейной технике приводит к удвоению числа связей $0 и контактов и, соответственно, к увеличению количества промежуточ-. ных реле. Кроме того, данный триггер не может быть использован беэ промежуточных реле в качестве при- И емника внешних сигналов, когда пос;, ледние представлены замыкающим или раэмыкающим контактом.

Цель изобретения — унифнкацик и .расширение функциональных возможностей релейного триггера.

Поставленная цель достигается тем, что в релейный триггер, содержащ1;й дистанционный переключатель, два реле задержки с RC-цепями отпускания, подключенными параллельно обмоткам реле, два генератора на реле, реле противозависания и первый резистор, первый вывод первого реле задержки соединен с .первой шиной питания, первый вывод, первой обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из размыкающего контакта дистанционного переключателя и раэмыкающего контакта второго реле задержки подключен ко второму выводу обмотки первого реле задержки, первый вывод . второй обмотки дистанционного переклю чателя:через последовательную цепь из замыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта первого реле задержки подключен ко второму выводу второго реле задер-.:. жки, второй вывод первой обмотки дис-" танционного переключателя подключен через замыкаюшрй контакт реле нер— вого генератора к первой шине питания,второй вывод второй. обмотки дистанционного переключателя подключен к переключающему контакту реле второго генератора, первые вы воды обмоток реле-.первого и въорого генераторов через замыкающие контакты соответствующих реле задержки подключены ко второй шине питания, вторые выводы обмоток реле генераторов соединены с первой шиной питания, с которой также соединен первый вынод обмотки реле противозависания, второй вывод которого соединен через первый резистор со второй шиной питания, параллельно обмотке реле,протйвозависания . включены замыкающий, размыкающий и переключающий контакты дистанционного переключатея, точка соединения размыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта второго реле задержки .соединена с общей точкой замыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта первого реле задержки и с замыкающим контактом реле противоэависания, введены два диода, второй резистор и третья

92!

092 б

3 задержки. Точки соединения контактов 1=1, 3=1, и 1=2, 2= 1, образующих последовательные цепи, соединены между собой. Второй вывод первой обмотки дистанционного переключателя 1 подключен через замыкающий контакт

8=1 реле первого генератора 8 к первой шине 15 питания. Первые вывов ды обмоток реле первого и второго генераторов 8 9 через замыкающие контакты 2=2.,и 3 2 соответствуюших реле 2,3, задержки подключены ко второй шине питания:16, вторые выводы обмоток реле генераторов 8 9 соединены с первой шиной 15 питания, с которой также соединен первый вывод обмотки реле 10 противозависания. Второй вывод последнего при соединен через первый резистор 11 ко второй шине питания 16. Параллельно обмотке реле 10 противозависания включены замыкающий 1 4, размыкающий 1 3 и переключающий

1=5 контакты дистанционного переключателя 1.

Второй вывод второй обмотки дистанционного переключателя 1 .йодключен через замыкающий контакт

"9 1 реле второго генератора 9 к тре тьей шине )7 питания. Анод первого .диода 12 соединен со второй шиной 16 британия. Первый вывод второго резист тора 14 соединен с четвертой шиншй

18 питания, а второй его вывод связан с анодом второго диода 33 и второй коммутационной шиной 20, Ка" тоды диодов )2,=13 соединены с пер» вой коммутационной шиной 19 и через замыкающий контакт )О 1 реле 10 противозависания - с общей точкой соединения замыкающего ) 2 и размыкающего

;l l контактов дистанционного переклю-." чателя 1 и размыкающих 2 ), 3 ) контактов первого и второго реле 2 и 3 задержки. Первый вывод второго реле 3 задержки соединен с третьей шиной

17 питания.

Функционирование триггера может осуществляться в двух режимах; двухи входового или одновходового, что соответственно определяет две его модификациии;"

Первая модификация (двухвходоврго триггера) реализуется посредством перемычек и внешних соединений (фиг.. 2) . Жирной линней показаны перемычки, штриховой - внешние соединения. При этом первая и третья шины 15,и )7 питания соединены перемыч\

Первый вывод первого реле 2 задержки соединен с первой шиной питания 15, первый вывод первой об4$ мотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из размыкающего контакта 1 1 дистанционного переключателя 1 и раэмыкающего контакта 3=1 второго реле 3 задерж" ки подключен ко второму выводу об50 мотки первого реле 2 задержки. Первый вывод второй обмотки дистанционного переключателя l через последовательную цепь из замыкающего кон" такта 1=2 .дистанционного переключа55 теля ) и размыкающего контакта 2 1 первого реле 2 задержки подключен ко второму выводу обмотки второго реле и четвертая шины питания, а также первая и вторая коммутационные шины, причем замыкающий контакт реле второго генератора подключен к третьей шине питания, анод перво- 5 ,го диода соединен со второй шиной питания, четвертая шина питания через второй резистор соединена с анодом второго диода и второй коммун тационной шиной,,катоды диодов соединены с первой коммутационной шиной и с контактом реле противозависания, первый вывод второго реле задержки соединен с третьей шиной питания. .1S

На фиг.. 1 представлена принципиальная схема релейного триггера, на фиг. 2 и 3 представлены перемычки между контактами и внешние соединения, в соответствии с которыми об- 2О разуются модификации двухвходового (фиг. 2) и одновходового (фиг. 3) релейного триггера. ! Релейный триггер содержит дистан- ционный переключатель 1 с двумя обмот- э ками, два реле 2 и 3 задержки с подключенными параллельно их обмоткам

RC"öåïÿìè задержки отпусжания из ре- ..зисторов 4, 5 и конденсаторов 6 к

7, два генератора 8 и 9 на реле ти" ЗО па стандартной пульс-пары, реле 10 противозависания и первый резистор !1. Тр) ггер также содержит два диода 12 и 13 н второй резистор 14.

Питание триггера осуществляется с по 35 мощью первой 15, второй )6, третьей 17 и четвертой 18 шин питания.

Кроме того, имеются первая и вторая коммутационные шины 19, 20,: а также первая и вторая входные шины 40

21, 22.

921092

7 кой и к ним подключен отрицательный (в приведенной реализации), а к соединенньм перемычкой второй и четвертой шинам 16 и 18 питания — положи° тельный полюс источника питания, Сиг- s нальные замыкающий и размыкающий контакты 23 присоединены соответственно к первой входной шине 2! и первой коммутационной шине !9 и ко второй вход-.. ной шине 22 и второй коммутационной 10 шине 20.

Работа триггера, скоммутирован.. ного по первой модификации, происходит следующим образом, В исходном состоянии при поданном IS на шине 22 управляющем сигнале неограниченной длительности триггер находится в нулевом состоянии. При этом контакты дистанционного переключателя I=l и 1 3 замкнуты, а его 20 контакты I 2 и 1=4 разомкнуты. Реле противоэависания, обмотка которого шунтируется контактом 1=3, обесто чено. Следовательно, обесточено и реле 3 задержки. Реле 2 задержки так- 2З же обесточено, так как на шине 21 триггера нет входного сигнала, который мог бы быть приложен к обмотке реле 2 задержки через замкнутые контакты l=l и 3=) ° Контакты 2=2 и 30

3 2 реле 2 и 3 задержки, соответственно, разомкнуты. Реле генераторов . 8 и 9 не возбуждены. Резистор 11 нагружает источник .питания триггера.

При переключении сигнала на шину

21 образуется цепь питания реле 2 задержки. Последнее срабатывает и своим контактом 2=2 аамыкает цепь, питания реле генератора 8, замыкается его контакт 8=1 в цепи единич- gy ной обмотки дистанционного переключателя 1. Переключатель 1 срабатывает и раэмыкающимся контактом I=I рвет цепь питания реле 2 задержки. Последнее .обесточивается и триггер,оказывается в единичном состоянии. При этом его контакт 1- -2 замкнут и тем самым цепь реле 3 задержки подготовлена. Все реле триггера обесточены и генераторы не возбуждены. В единич- о ном состоянии резистор ll также нагружает источник питания.

Назначение контактов 3=.1 и 2=1 ре-, . ле и 2 -блокировка одновременного вклю- чения реле 3 и 2,которое может привесS5 ти к:воэбужденйГо обеих обмоток дистан-., ционного переключателя 1, что недопустимо.

// II

При зависании контактов дистан ционного переключателя 1, например при переходе триггера иэ йулевого состояния в единичное, триггер функционирует следующи : образом. Вследствие зависшего состояния контактов переключателя 1=1, 1=2,. 1=3 и 1=4, реле 10 противозависания возбуждено и его контакт 10= 1 замыкается. Цепь питания реле 2 задержки:: шина 21 контакт l=l — контакт 3=1 — обмотка реле 2 — первая шина 15 питания

Шина 15 питания рвется, однако возбужденное состояние реле 2 сохраняет.ся за счет RC-цепи задержки отпускания в течение времени, определяемого параметрами RC"цепи, сопротивлением резйстора 4.и емкостью конденсатора 6, а также величиной тока отпускания реле 2. В то же время замыкание контакта 10=1 реле 10 противозависания приводит к образованию новой цепи питания реле 2: шина 16 питания — контакт 10=1 — контакт 3=1 — обмотка реле 2 — шина 15 питания. Последняя цепь питания реле 2 сохраняется до тех пор,пока

"зависание" контактов переключателя на устранено и триггер не переходит в единичное состояние. При этом реле генератора 8 периодически замыкает контакт 8=1 в цепи питания единичной обмотки дистанционного переключателя 1, обеспечивая через единич-, ную обмотку пропускание импульсов тока необходимой амплитуды и длительности. Практически, для устранения "зависания" требуется не более двух импульсов.

Вторая модификация (одновходовая) реализуется в соответствии с коммутацией, показанной на фиг. 3. При этом к первой и третьей шинам 15

17 питания соответственно (в приведенной реализации) отрицательные, а ко второй и четвертой шинам 16 и

l8 положительные полюса первого и второго источников питания. Перемычками соединены соответственно между собой первая входная шина 21 и третья шина 17, а также вторая входная шина 22, вторая коммутационная шина 20. Замыкающий си.-нальный контакт 23 подключен к первой входной шине 21 и первой коммутационной шине 19.

Работа триггера по второй модификации происходит следующим образом. В исходном состоянии при ра921092

9 зомкнутом сигнальными контакте 23 триггер находится в нулевом состоянии. При этом контакты дистанционного переключателя 1=1 и 1=3 зам-. кнуты, а его контакты 1=2 и 1=4разомкнутш. Реле 10;противоэависания, обмотка которого шунтируется контактом 1=3, обесточено. Обесточено и реле 3 задержки вследствие разомкнутого состояния контактов

1=2 и 10=1. Реле: 2 задержки также обесточено, так как на входной шине 21 отсутствует .напряжение источ.— ника питания из-за разомкнутого со, стояния сигнального контакта 23, ко-, торое могло бы быть приложено к обмотке реле 2 задержки через замкнутые контакты 1=1 и 3=1. Контакты 2=2 и 3=2 реле 2 и 3 задержки, соответственно, разомкнуты.

Реле генераторов 8 и 9 не возбуждены. Резистор 11 нагружает источник питания.

При замыкании сигнального контак-. та 2 и 3 образуется цепь питания реле 2 задержки. Последнее сраба тывает и своим контактом 2=2 замыка. ет цепь питания реле генератора 8, замыкается его контакт 8=1 в цепи питания единичной обмотки дистанционного переключателя. Переключатель

1 срабатывает и размыкающимся контактом 1=1 рвет цепь питания реле

2 задержки. Последнее обесточивается и триггер оказывается в единичном состоянии. При этом его контакт 1=2 замкнут, однако реле 3 saдержки, питаемое от источника, обесточено из-за наличия шунтирующей ко.роткозамкнутой цепи, которая образована перемычкой, связывающей шины 21

1и 17.

Назначение контактов 31 и 2®1 реле 3 и 2 задержки — блокировка одновременного включения упомянутых реле.

При снятии сигнала (размыкании сигнального контакта 23) шунтирование реле 3 ликвидируется. Последнее запитываетса по цепи: источник питания — резистор 14 - шина 20 -, шина 22 -замкнутый замыкающий контакт 1 2 — замкнутый размыкающий контакт 2=1 — обмотка реле 3 - шина

17. Триггер устанавливается-в нулевое состояние, .

Таким образом, устраняется требование парафазного переключающего сигнала.

Унификация триггера, т.е. воэможность по родством настройки исполь.зовать его в одновходовой или двухвходовой модификации, позволяет экономитв при использовании одновходовой модификации контакты и связи.

Кроме того, при отсутствии,парафавного переключающего сигнала отпадает необходимость в отдельном одновходовом релейном триггере, либо в дополнительном реле для формирования парафазного сигнала переключения..

Модульное использование релейного триггера приводит к сокращению времени разработки и ремонта оборудования„ сокращению количества ЗИП..

Формула изобретения

20 Релейный триггер, содержащий дистанционный переключатель, два реле задержки с IK-цепями задержки отпускания, подключенными параллельно обмоткам реле, два генератора на реле, реле противозависания и первый резистор, первый вывод первого реле задержки соединен с первой шиной пи" тания, первый вывод первой обмотки дистанционного переключателя через

30 последовательную цепь иэ размыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта. второго реле задержки подключен ко второму выводу обмотки первого реле задержки, первый вывод второй обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из замыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контак- щ,тa первого реле задержки подключен ко второму выводу обмотки второго реле задержки, второй вывод первой

,обмотки дистанционного переключателя подключен через замыкающий контакт реле первого генератора к первой шине питания, второй вывод вао-..

f рой обмотки дистанционного переклю чателя подключен к переключающему кон» такту реле второго генератора, первые выводы обмотОк реле первого и второго генераторов через замыкающие контакты соответствующих реле задержки подключены ко второй ши.не питания, вторые выводы обмоток реле генераторов соединены с первой

SS шиной питания, о которой также сое-, динен первьй вывод обмотки реле npo" тивоэависания, второй вывод которого соединен через первый;.резистор ro

II 9210 второй шиной питания, параллельно об мотке реле противозависания включены замыкающий, размыкающий и переклюЧающий кон1акты дистанционного перек лючателя, точка соединения размыкающе- го контакта дистанционного переклю чателя и размыкающего контакта второ; го реле задержки соединена с об", щей точкой замыкающего контакта дистанционного переключателя и размыка- !О ющего крнтакта первого реле задержки и с замыкающим контактом реле противоэависания, о т л и ч а ющ и и е я тем1 что, с целью унификации и расширения функциональных 1 возможностей, в него введены два диода, второй резистор и третья и четвертая шины питания, а также первая и вторая коммутационные шины, при-.

92 !2 чем замыкающий контакт реле второго

1 генератора подключен к третьей шине питания, анод первого диода соединен со второй шиной питания, четвертая шийа питания через второй резистор соединена с анодом второго диода и второй коммутационной шиной, катоды диодов соадинены с первой коммутационнЬй шиной и с замыкающим контактом реле противоэависания, первый вывод второго реле задержки соединен c третьей шин )A питания. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 744920, кл. Н 03 К 3/286, 1978.

2., Авторское, свидетельство СССР по заявке ¹ 2864766/18-21, кл. Н 03 К 21/00, 04.01.80.

17, -92)092

Р .Заказ 2 380/74 Тираж 954

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патенч", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Н. Дубровская.

° Редактор А. Долинич ТехредИ.Гергель Корректор О. Билак