Продольный суппорт многошпиндельного автомата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИИ

»»921

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 080580 (21) 2919739/25-08 с присоединением заявки М (23) Приорнтет(51)М. Кл.

В 23 8 21/00

1Ъоударстеенный квинтет (53) УДК621 941. .2(088.8) ло делам нэооретеннй н отхрытнй

Опубликовано 23 ° 04 ° 82 Бюллетень 1те 15

Дата опубликования описания 23.04.82 г

f с

1 (72) Автор изобретения

А.С.Панков

Киевское специальное конструкторское бюр (71) Заявитель многошпиндельных автоматов (54) ПРОДОЛЬНЫЙ СУППОРТ МНОГОШПИНДЕЛЬНОГО

АВТОМАТА

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано на многошпиндельных токарных автоматах для закрепления державок и различных оснасток для специальной обработки деталей.

Известен продольный суппорт многошпиндельного автомата, включающий ползун, имеющий продольные пазы для крепления инструментальных державок с наклонными к оси симметрии паза опорными плоскостями "„11 .

К недостаткам известных пазов продольного суппорта следует отнести недостаточную точность фиксации державок в пазу при снятии и перестановки последних и повышений износ направляющих плоскостей паза.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств станка.

Поставленная цель достигается тем, что плоскости, ограничивающие дно паза, выполнены наклонными под равными углами к оси симметрии паза, совпадающей с осью симметрии базовой плоскости ползуна в поперечном сечении, и направлены в сторону указанной плоскости ползуна.

На фиг. 1 изображена каретка про5 дольного суппорта, поперечное сечение; на фиг. 2 — вариант установки неподвижной державки; на фиг. 3 разрез АА на фиг. 2 (повернуто); на о. фиг. 4 — вариант установки неподвиж ной державки; на фиг. 5 — вариант установки скользящей державки.

Каретка продольного суппорта, например для шестишпиндельного токар1S ного автомата, представляет собой призматический многогранник 1 (фиг.11, очерченный гранями 2, в центре которого выполнено цилиндрическое отверстие 3, ось которого параллельна грани и равноудалена от них. Отверстием

3 каретка подвижно установлена на центральной оси шпиндельного барабана (не показана). На каждой грани каретки выполнен широкий паз 4, пред3 9216 назначенный для центрования и закрепления инструментальных державок и различных устройств. Указанный паз

4 очерчен боковыми плоскостями 5 и 6, параллельными между собой, опорными плоскостями 7 (под сухари для крепления державки), которые выполнены наклонными к грани, плоскостями 8, пенпендикулярными к опорным плоскостям 7 (фиг. 2) и плоскостями дна па- 1о за 9, параллельными опорным плоскостям 7. Угол наклона ь опорной плоскости 7 к грани 2 выполнен больше угла трения, что обеспечивает самоустановку неподвижной державки по боко- 35 вой плоскости.

Угол с должен быть не менее 20, тогда при укаэанном значении угла и при соответствующей ширине паза. продолжение плоскости 9 не касается противоположной кромки 10 паза 4, что существенно облегчает условия обработки пазов, так как имеется свободный выход фрезы, диаметр ее не ограничивается шириной паза, в отличие от из- вестного. Фреза может быть многозубой и достаточно жесткой, чтобы производительно вести обработку. Были проведены конструкторские разработки пазов на шести-восьми шпиндельные автоматы для всего размерного ряда обрабатываемых автоматами прутков диаметром 16 - 100 мм.

На фиг. 2 изображена неподвижная державка на грани каретки. Державка

11 имеет центральное отверстие 12, 35 совпадающее с осью шпинделя и служащее для закрепления в нем инструмента, плоскость 13, которой она опирается на базовую плоскость каретки и

40 выступающую по всей длине державки часть 14 в виде шпанки с параллельными боковыми стенками 15, 16, одна из них, например стенка 15, является базовой для установки держав45 ки. Ширина указанной шпоночной части

14 несколько меньше ширины паза 4 каретки. В средней части державки выфрезерованы два паза 17 (фиг. 3) и сделаны четыре отверстия 18 (по два в каждом пазу, фиг. 2, 3). В пазах 17 подвижно установлены крепежные сухари 19. Сухари 19 в нижней своей части выполнены по форме паза 4 каретки, в верхней части сделаны скосы

20, параллельные опорным плоскостям 7.

Часть сухаря, заходящая в паз 4 каретки, сделана несколько меньше ширины паза 4. На скосах 20 пенпендикулярно к ним сделаны резьбовые отверстия, в которые ввернуты зажимные винты 21.

Установка державки происходит следующим образом. В собранном виде (на фиг. 2) державка с открытого торца каретки направляется по базовой плоскости 2 так, чтобы в паэ 4 зашли сухари 19, далее смещается в нужное положение вдоль каретки и после чего производится ее закрепление винтами

21. Поскольку в данном случае одновременно с закреплением державки происходит ее самовыставление по боковой плоскости 5 паза каретки, требуется определенная последовательность затяжки винтов 21, Сначала затягиваются крепежные винты, расположенные с противоположной стороны упорной базовой поверхности державки, например поверхность

i5, причем затяжка должна происходить поочередно и равномерно двумя витами.

В этом случае усилие затяжки S (фиг.

2) с одной стороны, стремится прижать опорную плоскость сухаря 19 к опорной плоскости 7 каретки, действуя перпендикулярно к ним, с другой стороны, та we сила затяжки S приложена к державке и направлена под углом 90 — с . к плоскости 2 каретки.

В результате одна составляющая Н усилия S стремится прижать державку

11 к плоскости 2, а другая — равная

Q = S- sin d- стремится прижать державку ее базовой плоскостью 15 к боковой плоскости 5 паэ- каретки. faким образом, окончательно затянув вышеупомянутые винты, державка будет выставлена и прижата к плоскости паза 5, затягивая противоположные два винта, будет произведено окончательное закрепление державки. В предлагаемой каретке паз и шпоночный выступ державки выполняются с меньшей точностью, чем в известном и с большим зазором в соединении их, что обеспечивает легкость установки державки и регулировки. ее при наладке.

При этом точность совпадения оси отверстия 12 державки и шпинделя при каждой ее установке сохраняется такой же, какая была получена при расточке со шпинделя, так как при закреплении державки возникает сила,Ko торая прижимает базовую плоскость 15 к боковой плоскости 5 каретки.

В случае, если паз каретки и ширина шпонки державки будут выполнять1686

Формула изобретения ся с такой же точностью, как по известному, тогда очередность затяжки крепежных винтов может быть произволь ной. Точность базирования в этом случае будет ниже и будет определяться зазором между пазом и шпонкой.

На фиг. 4 изображен иной вариант установки неподвижной державки. Она отличается от рассмотренной ранее тем, что сухари 19 располагаются на . концах державки, при этом крепежные винты 22 более короткие и более жест. кие. При указанном расположении сухарей 19 имеется возможность непод вижную державку выполнять с откидной крышкой для быстрой смены закрепляемого в ней инструмента.

На фиг. 5 показан вариант установки съемной направляющей, закрепляемой на грани 2 каретки, для скользящей державки 23. Направляющая 24 представляет собой плиту, верхняя часть которой в поперечном сечении выполнена в форме "ласточкин хвост" и очерчена плоскостями 25, 26, 27, по которым происходит скольжение..

Нижняя часть направляющей выполнена в виде шпоночного выступа 28, которым направляющая точно устанавливается относительно паза каретки. В шпоночном выступе 28 в нескольких местах по длине сделаны прорези 29, в которых помещаются сухари 30. При затягивании винтов 31 происходит

6 закрепление направляющей на грани каретки.

По сравнению с известным техническим решением предлагаемое позво5 ляет повысить эксплуатационные качества станка и вести обработку заготовки наибольшего диаметра с достаточно высокой степенью точности, при этом снизить время на переналадку инструмента.

Продольный суппорт многошпиндельного автомата, включающий ползун, имеющий продольные пазы для крепления инструментальных державок с наклонными к оси симметрии паза опор20 ными плоскостями, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств станка, плоскости, ограничивающие дно паза, выполнены наклонными под ров25 ными к оси симметрии паза, совпадающей с осью симетрии базовой плоскости ползуна в его поперечном сечении, и направлены в сторону указанной плоскости ползуна.

30 Источники информации, принятые so внимание при экспертизе

1. Волчкевич Л.И. и др. "Автоматы и автоматические линии", И., 1976, ч. П, с. 162, фиг. XII-2б.